ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 ноября 2000 г. N 141
ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Анализ данных о состоянии законности в уголовном
судопроизводстве свидетельствует о том, что надзор прокуратуры не
стал еще надежным заслоном от проявлений беззакония, а порой и
произвола.
При расследовании и раскрытии преступлений нередко нарушается
право граждан на защиту, проводятся необоснованные обыски,
задержания и аресты, не соблюдаются сроки содержания под стражей,
допускается неправомерное привлечение граждан к уголовной
ответственности.
В практике избрания ареста как меры пресечения зачастую берут
верх формальные соображения, когда арест применяется по мотивам
одной лишь опасности совершенного преступления. В результате под
стражу заключаются лица, не нуждающиеся в столь строгой мере
пресечения. Далеко не всегда рассматривается вопрос об
освобождении обвиняемых из-под стражи, когда в этом отпала
необходимость.
Не удалось исключить факты пренебрежительного отношения к
требованиям закона о всестороннем, полном и объективном
исследовании обстоятельств дела, игнорирования доводов
подозреваемых и обвиняемых, а также обстоятельств, опровергающих
или ставящих под сомнение обвинение. Не изжиты случаи применения
недозволенных методов ведения дознания и следствия, осуждения
невиновных.
Указанные нарушения во многом обусловлены просчетами в
организации надзора и контроля, ослаблением спроса с прокуроров и
следователей за профессиональные упущения и безответственное
отношение к соблюдению уголовно-процессуальных требований,
приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. В
ряде регионов недостает четкой системы отслеживания складывающейся
практики, тщательного анализа причин допущенных нарушений,
оперативных мер по их реальному устранению.
Не везде налажено необходимое взаимодействие подразделений по
надзору за следствием и дознанием, за законностью исполнения
уголовных наказаний и законностью судебных постановлений по
уголовным делам. Выявляя факты нарушения законности, прокуроры не
всегда критически относятся к таким явлениям, не добиваются их
устранения и привлечения к ответственности виновных должностных
лиц.
В целях укрепления режима законности при осуществлении
уголовного преследования, руководствуясь ст. 17 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов,
военным, транспортным прокурорам и прокурорам иных
специализированных прокуратур на всех стадиях уголовного
судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением
гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод
граждан, требований закона о всестороннем, полном и объективном
исследовании обстоятельств дела, своевременное выявление,
пресечение и предупреждение нарушений законности, немедленное
восстановление нарушенных прав граждан, привлечение к
ответственности виновных.
1.1. Строго следить за соблюдением требований закона и порядка
применения к гражданам процессуальных мер принуждения,
обеспечением условий для реализации их права на защиту.
При решении вопроса о даче санкции на производство следственных
действий, затрагивающих конституционные гарантии
неприкосновенности личности и жилища, взыскательно оценивать
достаточность для этого содержащихся в материалах уголовного дела
оснований.
При поступлении сообщения о производстве обыска без санкции
прокурора со ссылкой на обстоятельства, не терпящие
отлагательства, в обязательном порядке проверять законность и
обоснованность таких действий и принимать соответствующие меры
реагирования.
1.2. При проверках законности задержания граждан по подозрению
в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного
содержания досканально выяснять основания и мотивы такого решения,
соблюдение прав подозреваемых.
Бескомпромиссно, вплоть до возбуждения уголовного дела,
реагировать на случаи задержания граждан с целью получения угодных
следствию показаний, признания в совершении преступления.
Проводить тщательную проверку каждого направленного из
следственного изолятора материала об обнаружении у арестованного,
поступившего из изолятора временного содержания, телесных
повреждений и принимать решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
1.3. Взвешенно и ответственно подходить к даче санкции на
заключение подозреваемого или обвиняемого под стражу в качестве
меры пресечения. Неуклонно следовать при этом предписанию закона
об обязательном ознакомлении со всеми материалами, содержащими
основания для дачи санкции на арест. В необходимых случаях лично
допрашивать подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего
- в обязательном порядке. При выборе меры пресечения учитывать
данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие
существенные обстоятельства.
Исходя из материалов дела, особенно о преступлениях в сфере
экономической деятельности, чаще использовать залог, сумма
которого должна соизмеряться с размером причиненного вреда и
степенью общественной опасности содеянного.
Заключение под стражу к лицам, совершившим преступления
небольшой и средней тяжести, применять только тогда, когда имеются
основания, предусмотренные ч. 1 ст. 89 УПК РСФСР, а применение
иных мер пресечения невозможно.
В каждом конкретном случае принимать меры к организации
попечения о детях лиц, заключенных под стражу, и охране их
имущества.
Прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным,
транспортным прокурорам и прокурорам иных специализированных
прокуратур после санкционирования ареста незамедлительно высылать
вышестоящему прокурору копию постановления об избрании этой меры
пресечения.
1.4. При проверке в порядке надзора хода дознания,
предварительного следствия, рассмотрении ходатайств о продлении
срока следствия и содержания обвиняемых под стражей, подготовке
материалов в случаях обжалования в суд законности ареста или
продлении срока содержания под стражей, при утверждении
обвинительного заключения объективно разбираться в обоснованности
предъявленного обвинения и избранной меры пресечения.
Применительно к каждому делу рассматривать вопрос о возможности
изменения либо отмены меры пресечения в виде заключения под
стражу.
1.5. Немедленно освобождать из следственных изоляторов лиц,
содержащихся там без законных оснований.
Руководителям прокуратур регулярно проверять следственные
изоляторы, привлекать к проверкам прокуроров, осуществляющих
надзор за следствием и дознанием, внимательно разбираться в
причинах допущенных нарушений, принимать меры к их устранению.
1.6. Поддерживая государственное обвинение, активно участвовать
в судебном следствии, последовательно проверять полноту,
всесторонность и объективность собранных в процессе
предварительного расследования доказательств.
В случае радикального расхождения позиции государственного
обвинителя с содержанием обвинительного заключения безотлагательно
ставить в известность утвердившего его прокурора. Принимать
согласованные меры, способствующие правовой обоснованности
выступления стороны обвинения в суде и исключающие при этом какое
бы то ни было посягательство на процессуальную самостоятельность
государственного обвинителя.
Требования государственного обвинителя о вынесении
обвинительного приговора по неисследованным материалам дела при
отсутствии достоверных доказательств виновности подсудимого
считать грубым нарушением законности и служебного долга со всеми
вытекающими последствиями.
Средствами прокурорского надзора настойчиво добиваться в
кассационной и апелляционной инстанциях устранения нарушений
законности, допущенных судом первой инстанции. Анализировать
практику кассационного, апелляционного и надзорного опротестования
неправосудных обвинительных и оправдательных приговоров,
обоснованность и законность приносимых протестов.
1.7. Систематически информировать общественность о мерах,
принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты
конституционных прав и свобод граждан в уголовном
судопроизводстве.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к
ним военным, транспортным и иным специализированным прокурорам
держать под неослабным контролем вопросы соблюдения
конституционных прав и свобод граждан в каждой стадии уголовного
судопроизводства.
2.1. Совершенствовать формы делового взаимодействия
подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и
оперативно-розыскной деятельностью, за законностью судебных
постановлений по уголовным делам, за законностью исполнения
уголовных наказаний. Организовать постоянный обмен информацией,
необходимой для своевременного принятия мер реагирования. Повысить
в этой работе роль зональных прокуроров.
2.2. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с
прекращением уголовного преследования в стадии следствия или судом
либо постановки оправдательного приговора проверять материалы
дела, не позднее месячного срока составлять мотивированное
заключение о законности принятых решений и мерах, которые
необходимо предпринять.
Для обеспечения оперативного изучения правильности принятого
решения и достаточности мер реагирования экземпляры заключений по
фактам освобождения из-под стражи в связи с прекращением
уголовного преследования судом либо постановки оправдательного
приговора по делам областной подсудности представлять
непосредственно в управление Генеральной прокуратуры по надзору за
законностью судебных постановлений по уголовным делам, а в случае
прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям и
освобождения из-под стражи в процессе следствия или дознания - в
Главное следственное управление.
По делам районной и мировой подсудности представлять в эти
подразделения обобщенные справки по итогам работы за полугодие и
год с указанием причин нарушений закона и мер, принятых в
отношении виновных лиц.
2.3. Комплексно, не реже раза в полугодие анализировать
состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных
прав граждан в уголовном судопроизводстве. Выводы из результатов
использовать для совершенствования организации надзора, контроля
исполнения, работы с кадрами и профессиональной учебы.
2.4. Повысить ответственность прокуроров, следователей и
работников органов дознания за неукоснительное соблюдение
конституционных гарантий неприкосновенности личности и жилища
граждан, требований закона о всестороннем, полном и объективном
расследовании и праве обвиняемых и подозреваемых на защиту.
Усилить организующую роль коллегий в укреплении законности при
производстве предварительного следствия, дознания и судебного
рассмотрения уголовных дел. Регулярно заслушивать на заседаниях
коллегии отчеты прокуроров по этим вопросам, рассматривать факты
нарушений законности по конкретным уголовным делам. Вырабатывать
меры по устранению выявленных нарушений и средствами прокурорского
реагирования добиваться их осуществления.
3. Главному следственному управлению Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, управлению по надзору за законностью
судебных постановлений по уголовным делам, управлению по надзору
за законностью исполнения уголовных наказаний, управлениям в
федеральных округах, другим подразделениям центрального аппарата
держать под контролем положение дел с соблюдением конституционных
прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно
решать возникающие проблемы.
При выездах на места с проверками и оказанием помощи в
обязательном порядке знакомиться с организацией надзора на этом
участке и проверять ход исполнения настоящего Приказа.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей
Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям
деятельности.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации,
городов, районов, военным, транспортным прокурорам и прокурорам
иных специализированных прокуратур, директорам институтов
Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Считать недействующим указание заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации от 18.07.96 N 12/5-96 "О мерах по
обеспечению конституционных прав граждан в уголовном
судопроизводстве".
Генеральный прокурор
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса
В.В.УСТИНОВ
|