ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2000 года
Дело N 11-Г00-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Александрова Д.П.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 10 ноября 2000 года
гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан (РТ)
о признании п. 2 постановления Кабинета Министров РТ N 784 от 25
ноября 1999 года "О совершенствовании системы оплаты жилья и
коммунальных услуг" противоречащим федеральному законодательству
по кассационному протесту участвующего в рассмотрении дела
прокурора на решение судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2000 года,
которым заявление прокурора оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой об
удовлетворении протеста, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд РТ с
указанным выше заявлением, в обоснование которого указал на
несоответствие его ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", п. 5 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" и ч. 3 ст. 30 Закона РФ "О милиции",
поскольку эти Федеральные законы предусматривают льготы не только
самим военнослужащим, прокурорским работникам и сотрудникам
милиции, но и членам их семей.
Верховный Суд РТ вынес указанное выше решение, на которое
участвующим в рассмотрении дела прокурором принесен кассационный
протест.
В нем ставится вопрос об отмене решения суда и указываются те
же доводы, на которые прокурор ссылался при рассмотрении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного протеста,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации нашла протест обоснованным и подлежащим удовлетворению,
а решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РТ подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд указал на
то, что Кабинет Министров РТ действовал в соответствии со ст. 119
Конституции Республики Татарстан.
Суд также сослался на ст. ст. 1, 11 и 15 Закона "Об основах
федеральной жилищной политики", которыми определены социальная
норма площади жилья, в пределах которой осуществляется
предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и
коммунальных услуг, и сделал вывод о том, что положения п. 2
обжалуемого постановления не противоречит приведенному выше
Закону.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
Жилищное законодательство отнесено к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов, которым является и Республика
Татарстан (ст. 72 "к" Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и
иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 76 ч. 2
Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
РФ, действует федеральный закон (ст. 76 ч. 5 Конституции РФ).
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и
совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане,
уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность
военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей
продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от
основания увольнения, и совместно проживающие с ними члены их
семей оплачивают в размере 50% общую площадь занимаемых ими жилых
помещений (в коммунальных помещениях). Ссылку суда на ст. ст. 1,
11 и 15 другого Федерального закона "0б основах федеральной
жилищной политики" нельзя признать правильной, поскольку они
определяют социальную норму площади жилья, в пределах которой
происходит предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и
коммунальных услуг другой группе граждан.
Основаниями к отмене решения суда в кассационном порядке и
передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции
является нарушение или неправильное применение норм материального
права или норм процессуального права (п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР).
Поскольку судом неправильно применен материальный и
процессуальный закон (ст. 50 ГПК РСФСР), решение подлежит отмене с
направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 304, п. 2 ст. 305,
п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Республики Татарстан от 17 августа 2000 года отменить, дело для
рассмотрения возвратить в суд первой инстанции.
|