ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 ноября 2000 г. Дело N КА-А40/5125-00
(извлечение)
Предприниматель без образования юридического лица Андрианов
Сергей Борисович обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к
Инспекциям МНС России N 3 и N 17 о признании недействительными
письма Инспекции N 17 в адрес Инспекции N 3 от 30.06.2000
N 06-12/2855, решения N 09-810 от 02.08.2000 Инспекции N 3 о
проведении выездной налоговой проверки Московского объединения
"Музеон", акта N 09-00-532 от 02.08.2000 встречной выездной
налоговой проверки Московского объединения "Музеон".
Определением от 22.08.2000, оставленным без изменения
постановлением от 28.09.2000 апелляционной инстанции, в принятии
искового заявления отказано за неподведомственностью спора
арбитражному суду.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в
порядке ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой
Андрианова С.Б., в которой он ссылается на нарушение своих
конституционных прав.
Ответчики возражают против заявленных требований по мотивам,
изложенным в судебных актах.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 107 АПК РФ судья отказывает в принятии
искового заявления, если спор не подлежит рассмотрению в
арбитражном суде.
Перечень споров, подлежащих рассмотрению в арбитражном суде,
установлен статьей 22 АПК РФ. В него включены в том числе споры о
признании недействительными ненормативных актов государственных
органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым
актам и нарушающих права и законные интересы организаций и
граждан.
При этом в соответствии со ст. 4 АПК РФ лишь заинтересованное
лицо вправе обращаться в арбитражный суд за защитой своих
нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке,
установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, самим законом суду уже на стадии приема
искового заявления предоставлено право решать вопрос о
подведомственности спора суду, а следовательно, и вопрос о том,
следует ли считать интересы лица, обратившегося в суд,
нарушенными.
В связи с этим нельзя признать обоснованным утверждение истца
о том, что вопрос о нарушении прав и интересов истца может быть
решен лишь на стадии судебного разбирательства.
Истец ссылается на нарушение налоговым органом ч. 1 ст. 23,
ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми
каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а сбор,
хранение, использование и распространение информации о частной
жизни лица без его согласия не допускается. При этом права и
свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства.
Обязанность по уплате каждым лицом законно установленных
налогов и сборов закреплена в Конституции РФ, являясь одной из
основ конституционного строя. Поэтому нельзя признать обоснованным
довод истца о том, что сбор налоговым органом в установленном
законом порядке информации о его доходах нарушает его право на
неприкосновенность частной жизни, поскольку такое право
налогоплательщика ограничено законом в целях защиты основ
конституционного строя.
Право налоговых органов на сбор и использование информации о
налогоплательщике в порядке налогового контроля закреплено в п. 3
ст. 82 НК РФ и в связи с этим не может быть признано незаконным,
как полагает истец.
Поскольку письмо Инспекции N 17 от 30.06.2000 N 06-12/2855 в
адрес Инспекции N 3 с просьбой сообщить сведения о выплаченном
истцу Московским объединением "Музеон" доходе является перепиской
между организациями, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу
о том, что оно не является ненормативным актом в смысле ст. 22
АПК РФ.
Решение о проведении выездной налоговой проверки и акт по ее
результатам приняты в отношении Московского объединения "Музеон",
поэтому обращение Андрианова С.Б. в суд с иском о признании их
недействительными нельзя считать произведенным в соответствии со
ст. ст. 4, 22 АПК РФ. Кроме того, акт встречной выездной налоговой
проверки не подписан руководством налогового органа.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не
имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 175,
177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 22.08.2000 и постановление от 28.04.2000
апелляционной инстанции по делу N А40-28431/00-75-451 Арбитражного
суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу
Андрианова С.Б. - без удовлетворения.
|