ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1204
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
Председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Дончило В.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Комитета по управлению городским имуществом Санкт -
Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт
- Петербурга, ООО "Северо - западная продовольственная компания",
ПО "Нарвский рынок", ООО "Лиговское", ООО "Красносельское" и ООО
"Ямса" о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17
"Положения о порядке использования земель федерального
железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных
дорог", утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26ц,
установил:
заявители обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше
требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Положения
противоречат ст. 5 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте",
Гражданскому и Земельному кодексам РФ, а также "Положению о
Министерстве путей сообщения РФ", утвержденному Постановлением
Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848.
В жалобе при этом, в частности, указывают на то, что при
принятии Положения МПС РФ вышло за пределы своей компетенции,
поскольку законом ему не предоставлено право распоряжаться, как
это следует из оспариваемых пунктов, землями железнодорожного
транспорта, в результате чего неправомерно нарушаются их права и
законные интересы при решении вопросов о пользовании этими
землями.
В судебном заседании представители заявителей Петров Д.В.,
Сташок О.В., Филатов В.Д. и Керн В.А. предъявленное требование
поддержали.
Представители МПС РФ Попов В.В., Китаев Н.А. и Горбунова А.В.,
Министерства юстиции РФ Меркулова Л.Я. и Жданова Т.А. с заявленным
требованием не согласились и просили об оставлении его без
удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты
Положения приняты МПС в пределах своих полномочий и в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей
заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд
Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "О
федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного
транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые
безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его
предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них
специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся
земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая
полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения,
строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для
эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы
их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в
пределах полосы отвода определяется федеральным органом
исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с
учетом требований земельного законодательства РФ.
С учетом приведенной нормы Закона Министерством путей
сообщения РФ Приказом от 15 мая 1999 г. N 26ц было утверждено
Положение о порядке использования земель федерального
железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных
дорог" (далее Положение), из содержания оспариваемых пунктов
которого следует, что установление границ и размеров полосы
отвода, пересмотр ее границ и размеров, изъятие временно не
используемых земельных участков и т.п. осуществляется
уполномоченными на то органами по согласованию с железными
дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласование предоставления земельного участка или размещения
объекта в полосе отвода, а также договоры о срочном пользовании
земельными участками между железными дорогами и временными
пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок.
Договоры об этом подлежат учету железной дорогой.
Возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением
земельных участков, осуществляется в порядке, предусмотренном
договорами в соответствии с законодательством РФ.
Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах
полосы отвода пользователь земли должен представить железной
дороге технический план участка в масштабе с нанесенным на него
объектом и чертежи этого объекта.
По утверждению представителей МПС РФ железные дороги были
созданы более 100 лет назад и их деятельность осуществляется на
постоянной основе. Земли в полосе отвода предоставлены железным
дорогам со дня их создания в постоянное (бессрочное) пользование,
что следует и из приведенной выше нормы Закона "О федеральном
железнодорожном транспорте", в связи с чем указание в п. 5
Положения о том, что установление границ полосы отвода
осуществляется территориальными органами Госкомзема России
совместно с железными дорогами, не противоречит закону и
"Положению о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству",
утвержденному Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г.
N 91.
Содержание обжалуемых пунктов 13 - 15 и 17 Положения также не
противоречит законодательству РФ, а доводы заявителей на этот счет
являются ошибочными и не основанными на законе.
Земли, предоставленные железным дорогам, предприятиям и
учреждениям железнодорожного транспорта, относятся к федеральной
собственности, и региональным органам власти не предоставлено
право распоряжаться ими, с чем фактически не согласны заявители.
Эти утверждения поддержали и представители Министерства
юстиции РФ.
Приведенные представителями заинтересованных лиц доводы
материалами дела не опровергнуты.
Не представлено в их опровержение каких-либо убедительных
данных и представителями заявителей.
Кроме того, анализ содержания оспариваемых пунктов Положения
также свидетельствует о их соответствии действующему
законодательству РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых пунктов
Положения недействительными не имеется.
Довод заявителей о том, что МПС РФ при принятии Положения
превысило свои полномочия, не может быть принят во внимание,
поскольку он ничем не подтвержден и опровергается содержанием
соответствующих правовых актов по этому вопросу.
В частности, в Постановлении Правительства РФ от 2 февраля
1996 г. N 105 и "Инструкции по межеванию земель", утвержденной
Роскомземом РФ 8 апреля 1996 г., установлено, что обязанность по
установлению границ землепользования в застройке городов и других
поселений возложена на территориальные Комитеты по земельным
ресурсам и землеустройству.
В Положении о Комитете РФ по земельным ресурсам и
землеустройству, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2
февраля 1993 г. N 91, предусмотрено, что Комитет организует
межевание земель, выполняет работы по установлению
(восстановлению) административно - территориальных границ и их
техническое оформление.
Исходя из положений приведенных правовых актов, МПС РФ
правомерно указало в п. 5 Положения, что установление границ
полосы отвода и их пересмотр осуществляются территориальными
органами Госкомзема России совместно с железными дорогами, как
пользователями земли, в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств у суда не имеется оснований
полагать, что п. 5 Положения в изложенной редакции принят МПС РФ с
превышением своих полномочий.
Не может суд согласиться и с утверждением заявителей о том,
что законодательством РФ допускается возможность осуществления
организациями железнодорожного транспорта только лишь полномочий
пользования землями железнодорожного транспорта и только
исключительно для осуществления возложенных на них специальных
задач, так как оно является ошибочным.
Согласно ч. 1 ст. 73 Земельного кодекса РСФСР порядок
использования земель транспорта, входящих в состав земель городов
и поселков, определяется законодательством РСФСР.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона РФ "О федеральном
железнодорожном транспорте" определение порядка использования
земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода
отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в
области железнодорожного транспорта. Таким органом власти является
МПС РФ, которым этот порядок и был определен.
Учитывая, что согласно ч. 2 ст. 52 Земельного кодекса РСФСР
землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми
правами собственника земли, за исключением случая, установленного
п. 7 ч. 1 настоящей статьи, а также правом на компенсацию
вложенных затрат на повышение плодородия почв и на возмещение
убытков, Министерством путей сообщения РФ правомерно в пунктах 13
- 15 и 17 Положения предусмотрены возможность и порядок передачи
земельных участков в полосе отвода во временное пользование другим
лицам.
Право передачи в срочное пользование земельных участков в
полосе отвода предусмотрено за железными дорогами и действующим по
настоящее время Положением о землях транспорта, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24, в
п. 6 которого предусмотрено, что предприятия, учреждения,
организации транспорта могут предоставлять в установленном порядке
из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные
участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для
устройства подъездных путей, проездов, складов и иных объектов.
Ссылка заявителей при этом на то, что содержащееся в
оспариваемых пунктах Положения право предприятий железнодорожного
транспорта на распоряжение переданными им в пользование земельными
участками не согласуется с требованиями ст. 49 ГК РСФСР, не может
быть признана обоснованной, поскольку в соответствии со ст. ст.
270 и 295 ГК РФ и ст. 4 (п. 2) Закона "О Федеральном
железнодорожном транспорте" железные дороги, другие
государственные унитарные предприятия могут распоряжаться
принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым
имуществом, но только с согласия МПС, что и предусмотрено
оспариваемым Положением.
О праве предприятий транспорта на предоставление служебных
наделов для сельскохозяйственного использования земель отдельным
категориям работников этих предприятий предусмотрено и ст. 85
Земельного кодекса РФ.
С учетом приведенных норм закона у суда не имеется оснований
для вывода об отсутствии у предприятий железнодорожного транспорта
права на передачу во временное пользование земельных участков
третьим лицам из закрепленных за ними в постоянное пользование
земель в полосе отвода.
Нельзя признать обоснованными доводы заявителей в той части,
что Комитет по управлению городским имуществом С.-Петербурга и
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в связи с
принятием оспариваемого Положения были неправомерно лишены права
по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта,
входящих в черту города, поскольку в соответствии с
законодательством РФ региональным Комитетам не предоставлено право
по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта.
То обстоятельство, что часть земель полосы отвода находится в
черте города, не дает этим Комитетам права по распоряжению
указанными землями, так как они отнесены к землям федерального
значения, распоряжение которыми отнесено к компетенции федеральных
органов исполнительной власти в лице МПС РФ (ст. 4 Закона "О
федеральном железнодорожном транспорте").
Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в
суде, также не могут служить основанием к удовлетворению
заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Комитета по управлению городским имуществом Санкт -
Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт
- Петербурга, ООО "Северо - западная продовольственная компания",
ПО "Нарвский рынок", ООО "Лиговское", ООО "Красносельское" и ООО
"Ямса" о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17
"Положения о порядке использования земель федерального
железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных
дорог", утвержденного Приказом Министерства путей сообщения РФ от
15 мая 1999 г. N 26ц, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
|