Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПУНКТОВ 5, 13, 14, 15 И 17 "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ПРЕДЕЛАХ ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ", УТВ. ПРИКАЗОМ МПС РФ ОТ 15.05.1999 N 26

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 РЕШЕНИЕ
                  от 9 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1204

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд РФ в составе:

       Председательствующего                           Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Дончило В.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Комитета  по  управлению  городским  имуществом Санкт -
   Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт
   - Петербурга,  ООО "Северо - западная продовольственная компания",
   ПО "Нарвский рынок",  ООО "Лиговское",  ООО "Красносельское" и ООО
   "Ямса"  о признании  недействительными пунктов 5,  13, 14, 15 и 17
   "Положения    о   порядке    использования   земель   федерального
   железнодорожного  транспорта  в пределах  полосы  отвода  железных
   дорог", утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26ц,

                              установил:

       заявители  обратились  в Верховный  Суд  РФ  с указанным  выше
   требованием,  сославшись на то,  что оспариваемые пункты Положения
   противоречат ст.  5 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте",
   Гражданскому  и Земельному   кодексам  РФ,  а  также  "Положению о
   Министерстве  путей  сообщения  РФ",  утвержденному Постановлением
   Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848.
       В  жалобе  при  этом,  в частности,  указывают на то,  что при
   принятии  Положения  МПС  РФ  вышло  за пределы своей компетенции,
   поскольку  законом  ему не предоставлено право распоряжаться,  как
   это  следует  из  оспариваемых  пунктов,  землями железнодорожного
   транспорта,  в  результате чего неправомерно нарушаются их права и
   законные   интересы   при  решении  вопросов  о пользовании  этими
   землями.
       В  судебном  заседании  представители  заявителей Петров Д.В.,
   Сташок  О.В.,  Филатов В.Д.  и Керн В.А.  предъявленное требование
   поддержали.
       Представители МПС РФ Попов В.В., Китаев Н.А. и Горбунова А.В.,
   Министерства юстиции РФ Меркулова Л.Я. и Жданова Т.А. с заявленным
   требованием   не  согласились  и просили  об  оставлении  его  без
   удовлетворения,   сославшись   на  то,   что  оспариваемые  пункты
   Положения приняты МПС в пределах своих полномочий и в соответствии
   с действующим законодательством Российской Федерации.
       Выслушав объяснения представителей заявителей,  представителей
   заинтересованных   лиц,   исследовав   материалы  дела  и заслушав
   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
   полагавшей  в удовлетворении  заявления  отказать,  Верховный  Суд
   Российской  Федерации  находит его не подлежащим удовлетворению по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  с п.  п.  1 и 2 ст.  5 Федерального закона "О
   федеральном  железнодорожном  транспорте" землями железнодорожного
   транспорта  являются земли федерального значения,  предоставляемые
   безвозмездно    в   постоянное    (бессрочное)   пользование   его
   предприятиям  и учреждениям  для  осуществления возложенных на них
   специальных задач.  К землям железнодорожного транспорта относятся
   земли,  отведенные  под  железнодорожные  пути  и станции (включая
   полосу  отвода),  а также под защитные и укрепительные насаждения,
   строения,  здания,  сооружения  и иные  объекты,  необходимые  для
   эксплуатации  и реконструкции  железных дорог с учетом перспективы
   их развития.
       Порядок  использования  земель  железнодорожного  транспорта в
   пределах    полосы   отвода   определяется   федеральным   органом
   исполнительной  власти  в области  железнодорожного  транспорта  с
   учетом требований земельного законодательства РФ.
       С   учетом   приведенной   нормы  Закона  Министерством  путей
   сообщения  РФ  Приказом  от  15  мая 1999 г. N 26ц было утверждено
   Положение    о   порядке    использования    земель   федерального
   железнодорожного  транспорта  в пределах  полосы  отвода  железных
   дорог"  (далее  Положение),  из  содержания  оспариваемых  пунктов
   которого  следует,   что  установление  границ  и размеров  полосы
   отвода,  пересмотр  ее  границ  и размеров,  изъятие  временно  не
   используемых    земельных    участков    и  т.п.    осуществляется
   уполномоченными   на   то  органами  по  согласованию  с железными
   дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.
       Согласование  предоставления земельного участка или размещения
   объекта  в полосе  отвода,  а также договоры о срочном пользовании
   земельными   участками   между   железными  дорогами  и временными
   пользователями   оформляется  железной  дорогой  в месячный  срок.
   Договоры об этом подлежат учету железной дорогой.
       Возмещение  расходов,   связанных  с содержанием  и улучшением
   земельных  участков,  осуществляется  в порядке,   предусмотренном
   договорами в соответствии с законодательством РФ.
       Для  согласования  размещения  какого-либо  объекта в пределах
   полосы  отвода  пользователь  земли  должен  представить  железной
   дороге  технический  план  участка в масштабе с нанесенным на него
   объектом и чертежи этого объекта.
       По  утверждению  представителей  МПС  РФ  железные дороги были
   созданы  более  100  лет назад и их деятельность осуществляется на
   постоянной  основе.  Земли  в полосе отвода предоставлены железным
   дорогам  со дня их создания в постоянное (бессрочное) пользование,
   что  следует  и из  приведенной  выше  нормы Закона "О федеральном
   железнодорожном  транспорте",  в  связи  с чем  указание  в п.   5
   Положения   о  том,   что   установление   границ   полосы  отвода
   осуществляется   территориальными   органами   Госкомзема   России
   совместно   с  железными   дорогами,   не  противоречит  закону  и
   "Положению о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству",
   утвержденному Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г.
   N 91.
       Содержание  обжалуемых пунктов 13 - 15 и 17 Положения также не
   противоречит законодательству РФ, а доводы заявителей на этот счет
   являются ошибочными и не основанными на законе.
       Земли,   предоставленные  железным  дорогам,   предприятиям  и
   учреждениям  железнодорожного транспорта,  относятся к федеральной
   собственности,  и  региональным  органам  власти  не предоставлено
   право распоряжаться ими, с чем фактически не согласны заявители.
       Эти   утверждения   поддержали   и представители  Министерства
   юстиции РФ.
       Приведенные   представителями   заинтересованных   лиц  доводы
   материалами дела не опровергнуты.
       Не  представлено  в их  опровержение  каких-либо  убедительных
   данных и представителями заявителей.
       Кроме  того, анализ  содержания оспариваемых пунктов Положения
   также    свидетельствует    о   их    соответствии    действующему
   законодательству РФ.
       При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
   каких-либо  правовых  оснований для признания оспариваемых пунктов
   Положения недействительными не имеется.
       Довод  заявителей  о том,  что  МПС  РФ при принятии Положения
   превысило  свои  полномочия,  не  может  быть  принят во внимание,
   поскольку  он  ничем  не  подтвержден  и опровергается содержанием
   соответствующих правовых актов по этому вопросу.
       В  частности,  в  Постановлении  Правительства РФ от 2 февраля
   1996  г.  N  105 и "Инструкции по межеванию земель",  утвержденной
   Роскомземом РФ 8 апреля 1996 г.,  установлено,  что обязанность по
   установлению  границ землепользования в застройке городов и других
   поселений  возложена  на  территориальные  Комитеты  по  земельным
   ресурсам и землеустройству.
       В   Положении   о  Комитете   РФ   по   земельным  ресурсам  и
   землеустройству, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2
   февраля  1993  г.  N  91,  предусмотрено,  что  Комитет организует
   межевание    земель,     выполняет    работы    по    установлению
   (восстановлению)  административно  - территориальных  границ  и их
   техническое оформление.
       Исходя  из  положений  приведенных  правовых  актов,   МПС  РФ
   правомерно  указало  в п.  5  Положения,  что  установление границ
   полосы   отвода  и их  пересмотр  осуществляются  территориальными
   органами  Госкомзема  России  совместно с железными дорогами,  как
   пользователями  земли,  в порядке, установленном законодательством
   Российской Федерации.
       С учетом приведенных обстоятельств у суда не имеется оснований
   полагать, что п. 5 Положения в изложенной редакции принят МПС РФ с
   превышением своих полномочий.
       Не  может  суд  согласиться и с утверждением заявителей о том,
   что  законодательством  РФ  допускается  возможность осуществления
   организациями  железнодорожного  транспорта только лишь полномочий
   пользования    землями   железнодорожного   транспорта   и  только
   исключительно  для  осуществления  возложенных  на них специальных
   задач, так как оно является ошибочным.
       Согласно  ч.   1  ст.  73  Земельного  кодекса  РСФСР  порядок
   использования земель транспорта,  входящих в состав земель городов
   и поселков, определяется законодательством РСФСР.
       Пунктом   2 ст.   5  Федерального  закона  РФ  "О  федеральном
   железнодорожном   транспорте"  определение  порядка  использования
   земель   железнодорожного   транспорта  в пределах  полосы  отвода
   отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в
   области железнодорожного транспорта. Таким органом власти является
   МПС РФ, которым этот порядок и был определен.
       Учитывая,  что согласно ч.  2 ст.  52 Земельного кодекса РСФСР
   землевладельцы,   землепользователи  и арендаторы  обладают  всеми
   правами собственника земли,  за исключением случая, установленного
   п.  7  ч.  1  настоящей  статьи,  а  также  правом  на компенсацию
   вложенных  затрат  на  повышение  плодородия  почв и на возмещение
   убытков,  Министерством путей сообщения РФ правомерно в пунктах 13
   -  15  и 17 Положения предусмотрены возможность и порядок передачи
   земельных участков в полосе отвода во временное пользование другим
   лицам.
       Право  передачи  в срочное  пользование  земельных  участков в
   полосе отвода предусмотрено за железными дорогами и действующим по
   настоящее  время  Положением  о землях  транспорта,  утвержденного
   Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г.  N 24,  в
   п.   6  которого  предусмотрено,   что  предприятия,   учреждения,
   организации транспорта могут предоставлять в установленном порядке
   из  закрепленных за ними земель во временное пользование земельные
   участки   другим  предприятиям,   учреждениям  и организациям  для
   устройства подъездных путей, проездов, складов и иных объектов.
       Ссылка   заявителей  при  этом  на  то,   что  содержащееся  в
   оспариваемых  пунктах Положения право предприятий железнодорожного
   транспорта на распоряжение переданными им в пользование земельными
   участками  не согласуется с требованиями ст. 49 ГК РСФСР, не может
   быть  признана обоснованной,  поскольку в соответствии со ст.  ст.
   270   и  295  ГК  РФ  и ст.   4  (п.   2)  Закона  "О  Федеральном
   железнодорожном     транспорте"     железные    дороги,     другие
   государственные    унитарные   предприятия   могут   распоряжаться
   принадлежащим   им  на  праве  хозяйственного  ведения  недвижимым
   имуществом,   но   только  с согласия  МПС,   что  и предусмотрено
   оспариваемым Положением.
       О  праве  предприятий  транспорта  на предоставление служебных
   наделов  для  сельскохозяйственного использования земель отдельным
   категориям  работников  этих  предприятий  предусмотрено и ст.  85
   Земельного кодекса РФ.
       С  учетом  приведенных норм закона у суда не имеется оснований
   для вывода об отсутствии у предприятий железнодорожного транспорта
   права  на  передачу  во  временное  пользование земельных участков
   третьим  лицам  из  закрепленных  за ними в постоянное пользование
   земель в полосе отвода.
       Нельзя  признать  обоснованными доводы заявителей в той части,
   что  Комитет  по  управлению  городским имуществом С.-Петербурга и
   Комитет   по   земельным   ресурсам  и землеустройству  в связи  с
   принятием  оспариваемого  Положения были неправомерно лишены права
   по  распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта,
   входящих    в   черту   города,    поскольку   в  соответствии   с
   законодательством РФ региональным Комитетам не предоставлено право
   по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта.
       То обстоятельство,  что часть земель полосы отвода находится в
   черте  города,  не  дает  этим  Комитетам  права  по  распоряжению
   указанными  землями,  так  как  они отнесены к землям федерального
   значения, распоряжение которыми отнесено к компетенции федеральных
   органов  исполнительной  власти  в лице  МПС  РФ (ст.  4 Закона "О
   федеральном железнодорожном транспорте").
       Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в
   суде,   также   не   могут   служить  основанием  к удовлетворению
   заявленного требования.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                решил:

       заявление  Комитета по управлению городским имуществом Санкт -
   Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт
   - Петербурга,  ООО "Северо - западная продовольственная компания",
   ПО  "Нарвский рынок",  ООО "Лиговское", ООО "Красносельское" и ООО
   "Ямса" о признании недействительными пунктов 5,  13,  14,  15 и 17
   "Положения    о   порядке    использования   земель   федерального
   железнодорожного  транспорта  в пределах  полосы  отвода  железных
   дорог",  утвержденного Приказом Министерства путей сообщения РФ от
   15 мая 1999 г. N 26ц, оставить без удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz