МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 4 ноября 2000 г. N 33-3499-18
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Анализ материалов, поступающих с мест, результаты проверок
показывают, что задачи обучения всех групп населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998 -
2000 годы в основном выполнены.
Это позволило повысить уровень подготовки должностных лиц
гражданской обороны и РСЧС, активизировать обучение учащейся
молодежи, наладить подготовку гражданских организаций гражданской
обороны.
Более качественно и полно обучение населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
осуществлялось в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртской
Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Воронежской,
Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Тульской, Ульяновской
областях, г. Санкт - Петербурге.
Вместе с тем в ряде регионов продолжают иметь место серьезные
недостатки и упущения в организации и осуществлении обучения
населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций:
не полностью выполняется Постановление Правительства
Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" в
части подготовки руководителей федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в Академии гражданской защиты МЧС России;
нерегулярно направляются должностные лица органов местного
самоуправления и организаций на подготовку в учебно - методические
центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
необоснованно сокращается количество практических занятий, в
особенности требующих материальных затрат. Сроки проведения учений
и тренировок часто переносятся, планы их проведения
разрабатываются формально и с опозданием;
подготовка гражданских организаций гражданской обороны
осуществляется без учета возможных условий их применения;
отсутствует должный учет переподготовки и повышения
квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и
РСЧС в органах управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям, что приводит к занижению количества
планируемых к обучению;
не выполняются планы комплектования из-за низкой
исполнительской дисциплины и снижения ответственности
руководителей организаций за подготовку подчиненных;
недостаточное внимание уделяется обучению населения, не
занятого в сферах производства и обслуживания;
медленно обновляется и совершенствуется учебно - материальная
база в учебно - методических центрах по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны,
практически не совершенствуется учебно - материальная база
организаций.
Указанные недостатки являются следствием продолжающегося
недостаточного внимания руководителей федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций к обучению населения в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций.
В целях улучшения качества подготовки должностных лиц и
обучения других групп населения в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций предлагаю:
1. Главной задачей на 2001 - 2005 годы по подготовке населения
Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций считать увеличение охвата и повышение
эффективности обучения населения способам защиты от опасностей,
возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
военного характера, на основе совершенствования единой системы
подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций и консолидации усилий федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации, других субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
2. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты
от чрезвычайных ситуаций в зависимости от степени участия в
выполнении задач гражданской обороны и РСЧС, а следовательно и
требований к уровню их знаний, умений и навыков организовать и
осуществлять по следующим группам:
должностные лица гражданской обороны и РСЧС (начальники
гражданской обороны, председатели комиссий по чрезвычайным
ситуациям и устойчивости, руководители эвакуационных органов,
руководители служб гражданской обороны, начальники (руководители)
органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской
обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
(далее - органы управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям) и их заместители, руководители и
заместители руководителей структурных подразделений федеральных
органов исполнительной власти и организаций, специально
уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны
(далее - структурные подразделения гражданской обороны),
начальники и заместители начальников учебно - методических центров
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов
гражданской обороны, начальники кафедр "Безопасность
жизнедеятельности");
специалисты гражданской обороны и РСЧС (работники органов
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и
структурных подразделений гражданской обороны, преподаватели
учебно - методических центров по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны, преподаватели
курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности");
работники организаций, входящие в состав гражданских
организаций гражданской обороны (далее - формирования),
руководители и личный состав формирований;
работники организаций, не входящие в состав формирований;
учащиеся и студенты общего и профессионального образования;
население, не занятое в сферах производства и обслуживания
(далее - неработающее население).
3. Обучение в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций организовать в рамках единой государственной
системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций и осуществлять в учебных заведениях МЧС
России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов
исполнительной власти и организаций, в учебно - методических
центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах
гражданской обороны, по месту работы, учебы и жительства.
Структура системы подготовки представлена в приложении 1 <*>.
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
Обучение в зависимости от групп обучаемых осуществлять путем
привлечения на переподготовку и повышение квалификации, обучения
на плановых занятиях, проводимых по соответствующим программам,
самостоятельной подготовки, участия в учебно - методических
сборах, тренировках и учениях, а также с использованием других
форм обучения.
Перечень должностных лиц и специалистов гражданской обороны и
РСЧС, работников организаций, подлежащих обучению в Академии
гражданской защиты МЧС России, в учебно - методических центрах по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах
гражданской обороны и периодичность повышения их квалификации
представлена в приложении 2.
4. В целях организации и обучения всех групп населения в
области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:
а) начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по
чрезвычайным ситуациям:
в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах
Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в
организациях обеспечить дальнейшую реализацию положений
Федеральных законов "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О
гражданской обороне", "Об образовании", Постановлений
Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 738 "О порядке
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций",
от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации
обучения населения в области гражданской обороны" по обучению
населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций;
совершенствовать систему обучения населения по гражданской
обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней
рассмотреть вопросы совершенствования системы подготовки населения
в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
до начала учебного года в системе обучения населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций разработать
основные организационные документы (организационные указания,
приказы, планы);
установить сроки издания приказов начальниками гражданской
обороны муниципальных образований и организаций о порядке обучения
населения, оказать им методическую помощь и организовать контроль
за качеством их разработки;
приказами определить порядок подготовки должностных лиц и
работников центральных аппаратов и подведомственных организаций в
области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
провести работу по уточнению программ обучения должностных лиц
и специалистов гражданской обороны и РСЧС в учреждениях повышения
квалификации и переподготовки кадров, предусмотрев в них
обязательный минимум содержания подготовки по вопросам гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
усилить контроль за ходом и качеством подготовки формирований
в организациях, повышать их готовность к выполнению задач по
предназначению;
принять меры по воссозданию и активизации деятельности учебно
- консультационных пунктов при жилищно - эксплуатационных органах;
оказывать методическую и материально - финансовую помощь
органам местного самоуправления и организациям в совершенствовании
учебно - материальной базы гражданской обороны и РСЧС, подготовке
и проведении учений и тренировок;
обеспечить своевременное и полное выполнение планов
комплектования учебных заведений, осуществляющих повышение
квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и
РСЧС;
ежегодно проводить учебно - методические сборы с должностными
лицами гражданской обороны и РСЧС, руководителями органов местного
самоуправления и организаций, на которых подводить итоги за
прошедший год и ставить задачи на следующий учебный год;
тематику комплексных, командно - штабных и тактико -
специальных учений, сроки проведения региональных и
территориальных соревнований "Школа безопасности" и полевых
лагерей "Юный спасатель" определить в соответствующих
организационных указаниях с учетом местных условий (тематику
объектовых тренировок определить руководителям организаций);
рассмотреть пути и определить конкретные мероприятия по
поддержанию и дальнейшему совершенствованию учебно - материальной
базы для подготовки всех групп населения, ежегодному приобретению
и обновлению учебной литературы и учебных пособий (видео-, аудио-,
печатных) по тематике гражданской обороны и защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
б) Начальникам региональных центров по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий:
на ежегодных сборах с начальниками органов управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации анализировать организацию и качество подготовки
населения региона в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций и ставить задачи по их совершенствованию;
усилить контроль за организацией и ходом обучения всех групп
населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций, выполнением планов комплектования слушателями в учебно -
методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям, оказывать необходимую помощь органам управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учебно -
методическим центрам по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям, курсам гражданской обороны и организациям в проведении
учебных мероприятий;
продолжить организационную работу по созданию и оснащению
учебно - методических центров по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям в автономных округах Российской Федерации и
развертыванию в них учебного процесса;
разработать механизм формирования и приступить к созданию в
регионах сети опорных учебно - методических центров по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям, курсов гражданской обороны,
учебно - консультационных пунктов, а совместно с органами
управления образованием субъектов Российской Федерации - сети
опорных образовательных учреждений по дисциплине "Безопасность
жизнедеятельности" и курсу "Основы безопасности
жизнедеятельности";
в 2001 - 2002 гг. создать базовые учебно - методические центры
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям для подготовки
спасателей, переподготовки и повышения квалификации преподавателей
- организаторов "Основ безопасности жизнедеятельности";
ежегодно проводить смотр - конкурс на лучший учебно -
методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
в регионе;
обеспечить выполнение планов проведения командно - штабных и
тактико - специальных учений с целью отработки вопросов
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
совместно с органами исполнительной власти и органами местного
самоуправления рассмотреть вопросы развития и совершенствования
учебно - материальной базы гражданской обороны и РСЧС;
совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации и местными организациями детско - юношеского
туризма ежегодно проводить региональные соревнования "Школа
безопасности", а с учащимися кадетских корпусов, школ, классов
"Юный спасатель" - полевые лагеря "Юный спасатель".
в) Начальнику Академии гражданской защиты МЧС России:
совершенствовать переподготовку и повышение квалификации
должностных лиц и специалистов федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций;
комплектование слушателями учебных групп факультета
переподготовки и повышения квалификации осуществлять в
соответствии с расчетом комплектования слушателями по программам
переподготовки и повышения квалификации и планом переподготовки и
повышения квалификации руководящего состава и специалистов РСЧС в
Академии гражданской защиты МЧС России на очередной учебный год;
при обучении слушателей особое внимание обращать на их
подготовку к практическому выполнению своих функциональных
обязанностей при выполнении мероприятий гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности;
принять необходимые меры по совершенствованию учебно -
материальной базы и созданию нормальных бытовых условий для
слушателей.
г) Начальникам (руководителям) органов, специально
уполномоченных решать задачи по гражданской обороне, задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или
при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований, а также
организациями и общественными объединениями обеспечить
функционирование и развитие системы подготовки населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропагандистскую работу направить на убедительное и
аргументированное разъяснение социально - экономической значимости
мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций,
их целей, задач, роли в общей системе политических, экологических,
правовых, военных и иных мер, используя в этих целях средства
массовой информации, возможности местной печати, радио и
телевидения, многотиражных газет организаций;
пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций вести в тесной связи с обучением населения,
предусматривая разработку и распространение информационно -
справочных учебных печатных пособий (брошюр, листовок, плакатов);
активно использовать такие формы работы, как беседы за круглым
столом, вечера вопросов и ответов, диспуты и викторины, встречи с
ветеранами гражданской обороны и участниками ликвидации аварий,
катастроф и стихийных бедствий;
организовать тематические показы фильмов в учебно -
методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям, на курсах гражданской обороны, в организациях, в учебно
- консультационных пунктах, по местному телевидению;
осуществлять контроль и практическую помощь по обязательному
включению, в установленном порядке, в основную образовательную
программу вузов дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" <*>;
--------------------------------
<*> Письмо первого заместителя Минобразования России от
04.09.2000 N 3855-40/38-02 "Об изучении дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности" в вузах".
организовать и провести учебно - методические сборы с
ректорами вузов, заведующими и профессорско - преподавательским
составом кафедр "Безопасность жизнедеятельности", в ходе которых
обсудить вопросы повышения качества обучения студентов в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации ежегодно разрабатывать планы совместных
мероприятий по дальнейшему развитию и изучению учащимися основ
безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;
организовать ежегодные целевые проверки образовательных
учреждений, принять участие в разработке методических рекомендаций
по оснащению кабинетов, классов, лабораторий по безопасности
жизнедеятельности в образовательных учреждениях, оказывая
всестороннюю помощь в их создании и оснащении;
принять активное участие в обсуждении проекта базисного
учебного плана для 12-летней школы по вопросу изучения предмета
"Основы безопасности жизнедеятельности";
организовать в учебно - методических центрах по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны в
каникулярное время на двухдневных сборах повышение квалификации
преподавателей начальных классов и преподавателей - организаторов
"Основ безопасности жизнедеятельности";
продолжать практику привлечения преподавателей учебно -
методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям и курсов гражданской обороны для проведения занятий в
образовательных учреждениях по наиболее сложным темам гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
усилить контроль за планированием, комплектованием и ходом
обучения всех групп населения, организовать учет подготовки по
всем категориям;
реализовать планы развития и совершенствования учебно -
материальной базы гражданской обороны и РСЧС;
обеспечить в учебном процессе эффективное использование всего
имеющегося комплекса учебно - материальной базы, в том числе и
созданной с долевым участием организаций;
по согласованию с региональными центрами по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий использовать существующие полигоны и учебные городки
воинских частей войск гражданской обороны для обучения
специализированных формирований постоянной готовности и отработки
вопросов взаимодействия с силами, привлекаемыми к ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
активизировать работу органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по созданию при жилищно - эксплуатационных
органах учебно - консультационных пунктов для обучения
неработающего населения и их оснащению;
организовать разработку компьютерных учебных и информационных
программ, деловых игр, учебных тренажеров для проведения
практических занятий по вопросам гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций;
предусмотреть разработку необходимой литературы и пособий для
обучения всех групп населения, а также их издание в необходимых
объемах и номенклатуре, в том числе и на языках народов Российской
Федерации;
ежегодно проводить смотры на лучшие курсы гражданской обороны,
лучшую учебно - материальную базу организации и лучший учебно -
консультационный пункт;
усилить контроль и помощь организациям в подготовке и
проведении учений и тренировок, привлекая для этих целей личный
состав учебно - методических центров по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям, курсов гражданской обороны, а также
работников гражданской обороны отраслевых органов; ежегодно
обобщать и распространять положительный опыт организации и
проведения комплексных учений и тренировок в организациях;
ежегодно в рамках "Дня города" организовывать и проводить "Дни
(месячники) гражданской защиты" как смотра готовности гражданской
обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
5. При организации обучения различных групп населения
руководствоваться следующим:
а) подготовку должностных лиц и специалистов гражданской
обороны и РСЧС осуществлять путем:
переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях
МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов
исполнительной власти и организаций, учебно - методических центрах
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах
гражданской обороны;
участия в штабных и объектовых тренировках, командно - штабных
и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от
чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных мероприятиях;
самостоятельной подготовки.
Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучении
нормативных правовых и планирующих документов, совершенствовании
практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по
организации и проведению мероприятий гражданской обороны,
предупреждении чрезвычайных ситуаций, защите населения и
территорий, обеспечении готовности сил и средств гражданской
обороны и РСЧС, организации и проведении аварийно - спасательных и
других неотложных работ.
Первичную подготовку руководителей и специалистов структурных
подразделений гражданской обороны, созданных (назначенных) в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях
структурных подразделений (работников), специально уполномоченных
на решение задач в области гражданской обороны", осуществить в
учебно - методических центрах по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны в течение
2001 года.
б) Подготовку работников организаций, входящих в состав
гражданских организаций гражданской обороны, осуществлять путем:
повышения квалификации руководителей формирований в учебно -
методических центрах по гражданской обороне и защите от
чрезвычайных ситуаций и на курсах гражданской обороны;
проведения занятий с личным составом формирований по месту
работы по программам подготовки формирований;
участия в учениях и тренировках по гражданской обороне.
При подготовке руководителей формирований особое внимание
обратить на выработку у них умений и навыков по поддержанию
подчиненных формирований в готовности к их применению.
Добиться освоения личным составом формирований наиболее
эффективных приемов, способов действий с применением техники и
оборудования, состоящих на оснащении формирований, при выполнении
задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
военного характера.
При проведении практических занятий и учений обратить внимание
на вопросы морально - психологической подготовки личного состава
формирований и приобретение обучаемыми практических навыков по
ликвидации чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для данной
организации.
Начальникам ГО разрешается вносить в программы (раздел
специальной подготовки) уточнения и дополнения с учетом специфики
решаемых задач без сокращения общего количества часов, отводимых
на подготовку.
в) Обучение работников организаций, не входящих в состав
формирований, осуществлять путем:
проведения занятий по месту работы;
участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и
защите от чрезвычайных ситуаций;
индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных
ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий.
Для проведения занятий в структурных подразделениях
организаций и учебных заведениях создавать учебные группы.
К проведению занятий привлекать должностных лиц, инженерно -
технических работников организаций, руководителей цехов, участков,
членов комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также других
подготовленных лиц.
С руководителями занятий (учебных групп), назначенными
приказами начальников гражданской обороны организаций, перед
началом нового учебного года проводить одно - двухдневные сборы на
базе учебно - методических центров по гражданской обороне, курсов
гражданской обороны, в ходе которых отрабатывать методику
проведения занятий и тренировок по тематике обучения.
При обучении шире использовать технические средства,
современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры,
специальной техники, применяемых при проведении аварийно -
спасательных и других неотложных работ.
Начальникам гражданской обороны организаций постоянно
оказывать методическую и организационную помощь руководителям
занятий и осуществлять контроль за подготовкой к занятиям и их
проведением.
г) Обучение неработающего населения осуществлять по месту
жительства путем:
проведения занятий в учебно - консультационных пунктах по
программе, утвержденной МЧС России;
посещения пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы,
лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных
фильмов и другие), проводимых по планам должностных лиц
гражданской обороны и РСЧС;
чтения памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач
и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты
от чрезвычайных ситуаций;
участия, в установленном порядке, в комплексных учениях по
гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
Основное внимание при обучении этой группы населения обращать
на морально - психологическую подготовку и умелые действия в
чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания,
воспитание у него чувства высокой ответственности за свою
подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.
Подготовку организаторов (консультантов) учебно -
консультационных пунктов осуществлять на курсах гражданской
обороны.
Практиковать проведение тренировок с населением, на которых
отрабатывать действия по сигналам оповещения.
д) Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений
осуществлять в учебное время по программам курса "Основы
безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности", а также путем участия, в установленном
порядке, в проведении "Дней защиты детей", в учениях и тренировках
по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
На всех уровнях планировать и проводить полевые лагеря "Юный
спасатель" и соревнования "Школа безопасности".
При подготовке этой группы обучаемых основное внимание
обратить на формирование у учащихся и студентов чувства личной
безопасности, привитие навыков безопасного поведения дома, на
улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного
характера.
Перечень учебных программ представлен в приложении 3.
е) В целях практической подготовки в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций планировать и проводить:
командно - штабные учения продолжительностью до трех суток;
в федеральных органах исполнительной власти и органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации - один раз в
два года;
в органах местного самоуправления - один раз в три года.
Командно - штабные учения или штабные тренировки в
организациях - ежегодно продолжительностью до одних суток.
Основной задачей при проведении командно - штабных учений и
штабных тренировок считать выработку у руководителей и
специалистов всех уровней навыков управления силами и средствами
при проведении мероприятий гражданской обороны в ходе угрозы и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тактико - специальные учения продолжительностью до восьми
часов проводить:
с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
с остальными формированиями - один раз в три года.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток с
периодичностью один раз в три года проводить:
в органах местного самоуправления;
в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне.
На объектах с численностью работающих 5 тыс. и более
комплексные учения проводить по производствам, цехам, группам
цехов.
Комплексные учения с органами управления сельских
администраций проводить один раз в три года в ходе командно -
штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.
В других организациях один раз в три года проводить объектовые
тренировки продолжительностью до восьми часов.
Тренировки с учащимися образовательных учреждений проводить
ежегодно.
Одной из важнейших задач при проведении комплексных учений и
тренировок считать отработку действий по защите людей и
материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также от
последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где
они предусмотрены, проводить командно - штабные учения.
6. Итоговые доклады о состоянии подготовки населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций представлять
в соответствии с "Табелем срочных донесений МЧС России", введенным
в действие Приказом МЧС России от 25.07.96 N 427. Копии
организационных указаний руководителей органов исполнительной
власти (начальников гражданской обороны) субъектов Российской
Федерации по обучению населения в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций представить через Отдел обучения
населения, подготовки руководящего состава и гражданских
организаций гражданской обороны МСЧ России к 10 декабря 2000 г.
Министр
С.К.ШОЙГУ
|