ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2000 года
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Федотовой И.В.
и адвоката Карпинченко А.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Ильмаста Алексея Ивановича о признании незаконными Приказа
ГТК РФ от 28 июля 1999 г. No. 480 "О декларировании наличной
иностранной валюты физическими лицами" и пункта 2.2 "Положения о
порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной
иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ
12 января 2000 г. No. 105-П/01-100/1,
установил:
Ильмаст А.И. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным
требованием, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемых
правовых актах положения не соответствуют требованиям Конституции
РФ, Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9
октября 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999
г. No. 783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров
физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации".
В жалобе, в частности, указывает на то, что пунктом 7 ст. 6
Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
установлено, что физические лица - резиденты могут единовременно
вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил
наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму,
эквивалентную десяти тысячам долларов США.
Полагает, что данный Закон не предусматривает ограничений на
вывоз из России валюты в виде необходимости предоставления
таможенным органам физическими лицами - резидентами документов на
право вывоза ими иностранной валюты в размере, не превышающем
сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США.
Оспариваемыми правовыми актами, по его мнению, права граждан на
вывоз иностранной валюты, в отличие от закона, неправомерно
ограничиваются.
В судебном заседании заявитель Ильмаст А.И. и его представитель
- адвокат Карпинченко А.Я. жалобу поддержали.
Представители Государственного таможенного комитета РФ Наумов
А.А., Симонова Л.М. и Жарова В.Г., Центрального банка РФ
Тимербаева С.М. и Ларина Е.Л., Министерства юстиции РФ Соловьева
Л.В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без
удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые правовые акты
приняты ГТК РФ и Центральным банком РФ в пределах своих полномочий
и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Выслушав объяснения Ильмаста А.И. и адвоката Карпинченко А.Я. в
его интересах, представителей ГТК РФ, Центрального банка РФ и
Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В.,
полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд
Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6 и 7 ст. 6 Закона РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле" физические лица - резиденты
имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской
Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в
Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных
правил в пределах, указанных в декларации или ином документе,
подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую
Федерацию.
Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации
валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в п. 6
настоящей статьи, устанавливает Центральный банк РФ совместно с
Государственным таможенным комитетом РФ.
При этом физические лица - резиденты могут единовременно
вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил
наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму,
эквивалентную десяти тысячам долларов США, в том числе в случаях,
указанных в п. 6 настоящей статьи.
Согласно ст. 182 Таможенного кодекса РФ лица, перемещающие
товары и транспортные средства через таможенную границу РФ,
обязаны представлять таможенным органам документы и сведения,
необходимые для таможенного контроля.
Как установлено судом, во исполнение требований приведенных
выше Законов Государственным таможенным комитетом РФ 28 июля 1999
г. был издан Приказ No. 480 "О декларировании наличной иностранной
валюты физическими лицами", из содержания п. 1 которого следует,
что обязательному декларированию в письменной форме подлежит
наличная иностранная валюта в случаях ее вывоза физическими лицами
из Российской Федерации в размере, превышающем сумму,
эквивалентную 1500 долларов США включительно. Документы,
являющиеся основанием для вывоза наличной валюты, предоставляются
таможенному органу при декларировании как в письменной, так и в
конклюдентной форме в случаях, предусмотренных законодательством
РФ.
В последующем в этих же целях Центральным банком РФ и ГТК РФ 12
января 2000 г. было утверждено "Положение о порядке вывоза
физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной
валюты", в силу пункта 2.2 которого при единовременном вывозе из
Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме,
превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, но не более суммы,
равной в эквиваленте 10000 долларов США, физические лица -
резиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное
оформление, документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной
валюты в Российскую Федерацию, снятие валюты с текущего валютного
счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в
уполномоченном банке РФ.
По утверждению представителей ЦБ РФ, ГТК РФ и Министерства
юстиции РФ, приведенные выше правовые акты приняты Государственным
таможенным комитетом РФ и Центральным банком РФ совместно с ГТК РФ
в пределах своих полномочий и в полном соответствии с требованиями
действующего законодательства РФ.
Оспариваемые пункты Приказа и Положения фактически никаких
запретов, не предусмотренных законом, на вывоз иностранной валюты
из Российской Федерации не устанавливают, а лишь определяют
порядок ее вывоза. Содержащееся в них требование о предоставлении
при вывозе валюты декларации на сумму, превышающую в эквиваленте
1500 долларов США (до 10000 долларов США), и других документов,
свидетельствующих о происхождении вывозимой иностранной валюты,
предусмотренного законом права физических лиц на ее вывоз не
нарушают.
Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами
дела не опровергнуты.
Не представлено в судебном заседании каких-либо убедительных
данных в их опровержение, кроме ссылок на неправомерность
требования о предоставлении указанных в оспариваемых правовых
актах документов, и самим заявителем, и его представителем.
Кроме того, анализ содержащихся в оспариваемых правовых актах
положений также свидетельствует о их соответствии требованиям
действующего по этому вопросу законодательства Российской
Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
каких-либо правовых оснований для признания обжалуемых актов
незаконными не имеется.
Довод заявителя Ильмаста А.И. о том, что Закон "О валютном
регулировании и валютном контроле" в отличие от оспариваемых актов
не предусматривает ограничений на вывоз иностранной валюты из
Российской Федерации в размере, не превышающем сумму,
эквивалентную 10 тыс. долларов США, в виде необходимости
представления таможенным органам документов на право ее вывоза, не
может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и
основан лишь на неправильном понимании им положений названного
Закона.
Как уже отмечалось выше, данным Законом разрешен вывоз
иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную
10 тыс. долларов США, при соблюдении таможенных правил, которые
включают в себя, в частности, порядок перемещения, таможенного
контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации (ст. 230 ТК РФ).
Порядок перемещения (вывоза) из Российской Федерации валютных
ценностей в соответствии с этим Законом устанавливается ЦБ РФ
совместно с ГТК РФ, что ими и было реализовано при принятии
оспариваемого Положения.
Установленный данным Положением порядок вывоза из Российской
Федерации иностранной валюты согласуется с требованиями
приведенной выше ст. 182 Таможенного кодекса РФ.
Из содержания ст. 169 ТК РФ также следует, что форма и порядок
декларирования, а также перечень сведений, необходимых для
таможенных целей, определяются ГТК РФ.
По этим же основаниям нельзя согласиться и с доводом заявителя
о неправомерности оспариваемого Приказа ГТК РФ, содержащего
требование о декларировании наличной иностранной валюты в случае
ее вывоза из Российской Федерации в размере, превышающем сумму,
эквивалентную 1500 долларов США.
О правомерности указанного требования свидетельствует и ст. 168
ТК РФ, которая без каких-либо исключений устанавливает, что
товары, перемещаемые через таможенную границу Российской
Федерации, подлежат декларированию таможенному органу РФ.
С учетом приведенных норм закона и содержания оспариваемых
правовых актов у суда не имеется оснований полагать, что
изложенные в них требования по представлению соответствующих
документов о происхождении вывозимой иностранной валюты
противоречат требованиям закона и ограничивают по сравнению с
законом права граждан на ее вывоз из Российской Федерации.
Не противоречат они и приведенному в жалобе Постановлению
Правительства РФ от 10 июля 1999 г. No. 783.
Другие доводы, на которые заявитель и его представитель
ссылались в суде, также не могут служить основанием к
удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Ильмаста Алексея Ивановича о признании незаконными
(недействующими) Приказа Государственного таможенного комитета РФ
от 28 июля 1999 г. No. 480 "О декларировании наличной иностранной
валюты физическими лицами" и пункта 2.2 "Положения о порядке
вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной
иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ
12 января 2000 г. No. 105-П/01-100/1, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в
окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|