ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2000 года
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Федотовой И.В.
и адвоката Карпинченко А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Ильмаста Алексея Ивановича о признании незаконными Приказа
ГТК РФ от 28 июля 1999 г. N 480 "О декларировании наличной
иностранной валюты физическими лицами" и пункта 2.2 "Положения о
порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной
иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ
12 января 2000 г. N 105-П/01-100/1,
установил:
Ильмаст А.И. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным
требованием, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемых
правовых актах положения не соответствуют требованиям Конституции
РФ, Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9
октября 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999
г. N 783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров
физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации".
В жалобе, в частности, указывает на то, что пунктом 7 ст. 6
Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
установлено, что физические лица - резиденты могут единовременно
вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил
наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму,
эквивалентную десяти тысячам долларов США.
Полагает, что данный Закон не предусматривает ограничений на
вывоз из России валюты в виде необходимости предоставления
таможенным органам физическими лицами - резидентами документов на
право вывоза ими иностранной валюты в размере, не превышающем
сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США.
Оспариваемыми правовыми актами, по его мнению, права граждан
на вывоз иностранной валюты, в отличие от закона, неправомерно
ограничиваются.
В судебном заседании заявитель Ильмаст А.И. и его
представитель - адвокат Карпинченко А.Я. жалобу поддержали.
Представители Государственного таможенного комитета РФ Наумов
А.А., Симонова Л.М. и Жарова В.Г., Центрального банка РФ
Тимербаева С.М. и Ларина Е.Л., Министерства юстиции РФ Соловьева
Л.В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без
удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые правовые акты
приняты ГТК РФ и Центральным банком РФ в пределах своих полномочий
и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Выслушав объяснения Ильмаста А.И. и адвоката Карпинченко А.Я.
в его интересах, представителей ГТК РФ, Центрального банка РФ и
Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В.,
полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд
Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6 и 7 ст. 6 Закона РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле" физические лица - резиденты
имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской
Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в
Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных
правил в пределах, указанных в декларации или ином документе,
подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую
Федерацию.
Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации
валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в п. 6
настоящей статьи, устанавливает Центральный банк РФ совместно с
Государственным таможенным комитетом РФ.
При этом физические лица - резиденты могут единовременно
вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил
наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму,
эквивалентную десяти тысячам долларов США, в том числе в случаях,
указанных в п. 6 настоящей статьи.
Согласно ст. 182 Таможенного кодекса РФ лица, перемещающие
товары и транспортные средства через таможенную границу РФ,
обязаны представлять таможенным органам документы и сведения,
необходимые для таможенного контроля.
Как установлено судом, во исполнение требований приведенных
выше Законов Государственным таможенным комитетом РФ 28 июля 1999
г. был издан Приказ N 480 "О декларировании наличной иностранной
валюты физическими лицами", из содержания п. 1 которого следует,
что обязательному декларированию в письменной форме подлежит
наличная иностранная валюта в случаях ее вывоза физическими лицами
из Российской Федерации в размере, превышающем сумму,
эквивалентную 1500 долларов США включительно. Документы,
являющиеся основанием для вывоза наличной валюты, предоставляются
таможенному органу при декларировании как в письменной, так и в
конклюдентной форме в случаях, предусмотренных законодательством
РФ.
В последующем в этих же целях Центральным банком РФ и ГТК РФ
12 января 2000 г. было утверждено "Положение о порядке вывоза
физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной
валюты", в силу пункта 2.2 которого при единовременном вывозе из
Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме,
превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, но не более суммы,
равной в эквиваленте 10000 долларов США, физические лица -
резиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное
оформление, документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной
валюты в Российскую Федерацию, снятие валюты с текущего валютного
счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в
уполномоченном банке РФ.
По утверждению представителей ЦБ РФ, ГТК РФ и Министерства
юстиции РФ, приведенные выше правовые акты приняты Государственным
таможенным комитетом РФ и Центральным банком РФ совместно с ГТК РФ
в пределах своих полномочий и в полном соответствии с требованиями
действующего законодательства РФ.
Оспариваемые пункты Приказа и Положения фактически никаких
запретов, не предусмотренных законом, на вывоз иностранной валюты
из Российской Федерации не устанавливают, а лишь определяют
порядок ее вывоза. Содержащееся в них требование о предоставлении
при вывозе валюты декларации на сумму, превышающую в эквиваленте
1500 долларов США (до 10000 долларов США), и других документов,
свидетельствующих о происхождении вывозимой иностранной валюты,
предусмотренного законом права физических лиц на ее вывоз не
нарушают.
Эти утверждения представителей заинтересованных лиц
материалами дела не опровергнуты.
Не представлено в судебном заседании каких-либо убедительных
данных в их опровержение, кроме ссылок на неправомерность
требования о предоставлении указанных в оспариваемых правовых
актах документов, и самим заявителем, и его представителем.
Кроме того, анализ содержащихся в оспариваемых правовых актах
положений также свидетельствует о их соответствии требованиям
действующего по этому вопросу законодательства Российской
Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
каких-либо правовых оснований для признания обжалуемых актов
незаконными не имеется.
Довод заявителя Ильмаста А.И. о том, что Закон "О валютном
регулировании и валютном контроле" в отличие от оспариваемых актов
не предусматривает ограничений на вывоз иностранной валюты из
Российской Федерации в размере, не превышающем сумму,
эквивалентную 10 тыс. долларов США, в виде необходимости
представления таможенным органам документов на право ее вывоза, не
может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и
основан лишь на неправильном понимании им положений названного
Закона.
Как уже отмечалось выше, данным Законом разрешен вывоз
иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную
10 тыс. долларов США, при соблюдении таможенных правил, которые
включают в себя, в частности, порядок перемещения, таможенного
контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации (ст. 230 ТК РФ).
Порядок перемещения (вывоза) из Российской Федерации валютных
ценностей в соответствии с этим Законом устанавливается ЦБ РФ
совместно с ГТК РФ, что ими и было реализовано при принятии
оспариваемого Положения.
Установленный данным Положением порядок вывоза из Российской
Федерации иностранной валюты согласуется с требованиями
приведенной выше ст. 182 Таможенного кодекса РФ.
Из содержания ст. 169 ТК РФ также следует, что форма и порядок
декларирования, а также перечень сведений, необходимых для
таможенных целей, определяются ГТК РФ.
По этим же основаниям нельзя согласиться и с доводом заявителя
о неправомерности оспариваемого Приказа ГТК РФ, содержащего
требование о декларировании наличной иностранной валюты в случае
ее вывоза из Российской Федерации в размере, превышающем сумму,
эквивалентную 1500 долларов США.
О правомерности указанного требования свидетельствует и
ст. 168 ТК РФ, которая без каких-либо исключений устанавливает,
что товары, перемещаемые через таможенную границу Российской
Федерации, подлежат декларированию таможенному органу РФ.
С учетом приведенных норм закона и содержания оспариваемых
правовых актов у суда не имеется оснований полагать, что
изложенные в них требования по представлению соответствующих
документов о происхождении вывозимой иностранной валюты
противоречат требованиям закона и ограничивают по сравнению с
законом права граждан на ее вывоз из Российской Федерации.
Не противоречат они и приведенному в жалобе Постановлению
Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783.
Другие доводы, на которые заявитель и его представитель
ссылались в суде, также не могут служить основанием к
удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Ильмаста Алексея Ивановича о признании незаконными
(недействующими) Приказа Государственного таможенного комитета РФ
от 28 июля 1999 г. N 480 "О декларировании наличной иностранной
валюты физическими лицами" и пункта 2.2 "Положения о порядке
вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной
иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ
12 января 2000 г. N 105-П/01-100/1, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|