КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2000 г. N 255-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ КАЛАШНИКОВОЙ
МАРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
СТАТЬЕЙ 435 ГПК РСФСР
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М.
Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л.
Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.И. Тиунова,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданки М.С. Калашниковой,
установил:
1. Гражданка М.С. Калашникова была уволена с должности ведущего
специалиста информационной службы Посольства США в Российской
Федерации на основании пункта 2 части первой статьи 33 КЗоТ
Российской Федерации, предусматривающего расторжение трудового
договора в связи с обнаружившимся несоответствием работника
занимаемой должности или выполняемой работе вследствие
недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих
продолжению данной работы. Считая увольнение незаконным, М.С.
Калашникова обратилась за разрешением своего трудового спора в
Пресненский межмуниципальный суд города Москвы, однако
определением от 27 марта 2000 года, оставленным без изменения
судебной коллегией по гражданским делам Московского городского
суда, ей было отказано в принятии искового заявления о
восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и возмещении
морального вреда. При этом суд сослался на статью 435 ГПК РСФСР,
предусматривающую, что предъявление иска к иностранному
государству допускается лишь с согласия компетентных органов
соответствующего государства, а такой документ истицей представлен
не был.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.С.
Калашникова утверждает, что статья 435 ГПК РСФСР противоречит
статьям 46 (часть 1), 47 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции
Российской Федерации, поскольку ущемляет ее конституционное право
на судебную защиту.
2. Право на индивидуальные трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом способов их разрешения
закреплено в статье 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
Рассмотрение трудовых споров о восстановлении на работе,
порядок которого регламентируется главой XIV КЗоТ Российской
Федерации, является важнейшей судебной формой защиты права граждан
на свободу труда. Процедура рассмотрения в судах исков о
восстановлении на работе, установленная КЗоТ Российской Федерации,
охватывает все основные вопросы, которые должны быть разрешены
судом, независимо от того, по какому основанию прекращен трудовой
договор (контракт) и каким работодателем произведено увольнение.
Применение норм ГПК РСФСР при разрешении таких трудовых споров
носит субсидиарный характер, т.е., по сути, восполняет пробелы,
существующие в процессуальных нормах трудового законодательства.
3. Согласно части первой статьи 435 ГПК РСФСР предъявление иска
к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания
на имущество иностранного государства, находящееся в Российской
Федерации, могут быть допущены лишь с согласия компетентных
органов соответствующего иностранного государства.
Целевое предназначение данной нормы - обеспечение иммунитета
иностранного государства от юрисдикции Российской Федерации с
учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а
также международных договоров Российской Федерации, в частности
Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года,
предоставляющей дипломатическому агенту иммунитет от уголовной,
административной и - с оговоренными изъятиями - гражданской
юрисдикции страны пребывания (часть 1 статьи 31). В области
трудовых отношений между дипломатической миссией или
дипломатическим агентом и гражданами страны пребывания какие-либо
изъятия Конвенцией не оговорены. Вместе с тем ею допускается
возможность отказа аккредитующего государства от юрисдикционного
иммунитета, предоставленного его дипломатическому агенту, однако
такой отказ должен быть "всегда определенно выраженным" (часть 2
статьи 32).
Рассматривая дело М.С. Калашниковой, суды общей юрисдикции, не
придав значения тому обстоятельству, что при ее увольнении
работодатель - Посольство США как орган аккредитующего государства
применил законодательство Российской Федерации, т.е.
законодательство страны пребывания, и не истребовав у него
необходимые документы, устранились от исследования вопроса, могло
ли такое применение рассматриваться в качестве отказа США - в
данном конкретном случае - от юрисдикционного иммунитета.
Формальное применение части первой статьи 435 ГПК РСФСР судами
общей юрисдикции, отказавшими на ее основании в принятии искового
заявления М.С. Калашниковой, привело к недопустимому ограничению
права заявительницы на индивидуальный трудовой спор с
использованием установленных федеральным законом способов его
разрешения (статья 37, часть 4, Конституции Российской Федерации),
обеспечивающих защиту от незаконного увольнения путем
восстановления на работе и оплаты вынужденного прогула, и тем
самым - к нарушению закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции
Российской Федерации права на судебную защиту.
В связи с тем, что права М.С. Калашниковой были нарушены не
самой по себе частью первой статьи 435 ГПК РСФСР, а вынесенными на
ее основе правоприменительными решениями, данная жалоба не может
быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к
рассмотрению, поскольку разрешение поставленного заявительницей
вопроса не входит в его полномочия, как они определены статьей 125
(часть 4) Конституции Российской Федерации и пунктом 3 части
первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
Что касается частей второй и третьей статьи 435 ГПК РСФСР, то
они в деле заявительницы не применялись, а потому ее жалоба в этой
части не может быть признана допустимой в силу пункта 2 статьи 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Признать жалобу гражданки Калашниковой Марины Сергеевны не
подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного
в ней вопроса не требуется вынесения итогового решения в виде
постановления.
2. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" часть первая статьи 435
ГПК РСФСР подлежит применению с учетом правовой позиции,
сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в
настоящем Определении, а дело гражданки М.С. Калашниковой -
пересмотру в установленном порядке.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ
|