КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2000 г. N 234-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ РЯДА
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А.
Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д.
Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И.
Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи
В.Г. Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы ряда общественных
объединений,
установил:
1. Российское общественное политическое движение "Российское
общенародное движение", общероссийская общественная политическая
организация "Союз Христианское Возрождение", общероссийская
общественная политическая организация "Союз соотечественников
"Отчизна", политическая общественная организация "Российская
партия защиты женщин", Российская консервативная партия
предпринимателей, общероссийское общественное политическое
движение "Трудовая Россия", российское политическое общественное
движение "Социал - демократы", экологическая партия России "Кедр",
общероссийское политическое общественное движение "Союз
народовластия и труда" и общероссийская общественная организация -
политическая партия "Социалистическая партия трудящихся" в своей
жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации просят признать
не соответствующими Конституции Российской Федерации пункт 5
статьи 67 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и пункт 16 статьи
47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 5 статьи 67 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" избирательное объединение, избирательный блок,
получившие по результатам голосования менее 2 процентов голосов
избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в
голосовании по федеральному избирательному округу, обязаны
возместить в полном объеме организациям телерадиовещания и
редакциям периодических печатных изданий стоимость предоставленных
бесплатных эфирного времени и печатной площади; возмещение
указанных денежных средств из избирательных фондов производится
избирательными объединениями, избирательными блоками до дня сдачи
итогового финансового отчета.
Согласно пункту 16 статьи 47 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" федеральным законом, законом
субъекта Российской Федерации может быть установлено, что
избирательное объединение, избирательный блок, получившие по
результатам голосования менее 2 процентов голосов избирателей от
общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по
федеральному избирательному округу, обязаны возместить
организациям, осуществляющим теле- и (или) радиовещание, редакциям
периодических печатных изданий понесенные ими расходы в связи с
обеспечением прав избирательного объединения, избирательного блока
на проведение предвыборной агитации с использованием бесплатного
эфирного времени и печатной площади.
2. Законодатель, регулируя порядок организации выборов
депутатов Государственной Думы от общественных объединений, вправе
в интересах избирателей предусмотреть специальные условия,
позволяющие исключить из избирательного процесса тех его
участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
Данная правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом
Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 1998 года по
делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального
закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Законодательное закрепление таких условий позволяет избежать
раздробления депутатского корпуса на мелкие группы и фракции,
способствует обеспечению нормального функционирования парламента,
стабильности законодательной власти и конституционного строя в
целом. Этим не ограничиваются избирательные права граждан и не
нарушается равенство общественных объединений перед законом
(статья 13, часть 4, Конституции Российской Федерации).
Равенство избирательных объединений, избирательных блоков
перед законом означает, прежде всего, равную защиту закона без
всякой дискриминации в ходе выборов и не предполагает равенства
результатов выборов. Правила, по которым проводятся выборы, для
всех избирательных объединений, избирательных блоков одинаковы и
известны заранее; предварительные законодательные условия избрания
одинаковы для всех федеральных списков, и каждый избиратель вправе
голосовать за любой федеральный список; все избирательные
объединения, набравшие менее двух процентов голосов избирателей,
на равных основаниях обязаны возместить в полном объеме стоимость
предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади.
Таким образом, установленный порядок не препятствует
проведению равных и свободных выборов и, следовательно, не
нарушает конституционные избирательные права граждан и
общественных объединений, в связи с чем данная жалоба не может
быть признана допустимой по смыслу Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Разрешение
же вопросов о размере и порядке возмещения стоимости
предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади
относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы ряда общественных
объединений, поскольку она не отвечает требованиям Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана
допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ
|