ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 ноября 2000 г. Дело N КА-А40/5029-00
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2000,
оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции
того же суда от 04.09.2000, признано недействительным
предостережение Службы по ЗАО УФСНП России по г. Москве за
N ЗАО/172 от 19.04.2000 о необходимости устранения нарушений
законодательства о налогах и сборах.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о
несоответствии вынесенного налоговой полицией предостережения
действующему налоговому законодательству.
При этом суды сослались на ст. 13 ГК РФ, ст. 5 Закона
г. Москвы "О налоге на содержание жилфонда и объектов социально -
культурной сферы".
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене вышеназванных
судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм
материального права: ст. ст. 170, 443 ГК РФ и норм процессуального
права: ст. 155 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя,
поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ЗАО
"Легаси Интернешнл", возражавшего против отмены обжалуемых
судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд
кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от
13.07.2000 и постановления апелляционной инстанции от 04.09.2000
по делу N А40-17302/00-75-314 Арбитражного суда г. Москвы,
вынесенных в соответствии с требованиями закона.
Из материалов дела видно, что органом налоговой полиции в ходе
исследования документов ЗАО "Легаси Интернешнл" были установлены
факты нарушения обществом налогового законодательства, приведенные
к неуплате истцом за 1999 год налога на содержание жилищного фонда
и объектов социально - культурной сферы в размере 277946 руб. и
налога на прибыль в размере 83384 руб.
По результатам рассмотрения документов ответчиком вынесено
оспариваемое предостережение с предложением устранить нарушения
налогового законодательства, уплатить недоимки по налогам и
направить в налоговую инспекцию заверенные копии платежных и иных
документов, подтверждающих погашение задолженности перед бюджетом.
Суд кассационной инстанции считает, что предостережение об
устранении налоговых нарушений принято ответчиком с превышением
пределов своих полномочий, так как содержит требование об уплате
налога, а такое требование вправе направлять налогоплательщику
только налоговый орган, каковым ответчик не является. Сам факт
недоимки может быть установлен только в результате налоговой
проверки, которую ответчик проводить не вправе.
Таким образом, по своему содержанию обжалуемый истцом
ненормативный акт не соответствует требованиям ст. ст. 30, 31, 36,
45, 69, 82 и 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
Это также следует из п. 23 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 41/9 от 11 июня
1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором
указано, что судам при рассмотрении дел по спорам, связанным с
применением норм Кодекса, необходимо исходить из того, что в силу
его статей 9, 10, 36 органы налоговой полиции не наделены
полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур
налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.
Вместе с тем, если органы налоговой полиции при осуществлении
своих полномочий, перечисленных в пункте 2 статьи 36 Кодекса,
выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к
компетенции налоговых органов, они в соответствии с пунктом 3
статьи 36 Кодекса обязаны в десятидневный срок со дня выявления
таких обстоятельств направить материалы в соответствующий
налоговый орган для принятия по ним решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое предостережение
подлежало признанию недействительным как принятое ответчиком с
превышением компетенции, и суду не следовало устанавливать
фактические обстоятельства дела, касающиеся правомерности выводов
органа налоговой полиции относительно совершения истцом налогового
правонарушения, и давать им правовую оценку.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175, 177 АПК РФ,
Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2000 и постановление апелляционной инстанции
от 04.09.2000 по делу N А40-17302/00-75-314 Арбитражного суда
г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
|