МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2000 г. N 18/13-670
ОБ УПРАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ УИС
В 1999 году Министерством имущественных отношений Российской
Федерации (ранее - Мингосимущество) разработана Концепция
управления государственным имуществом и приватизации в Российской
Федерации, которая была утверждена Постановлением Правительства РФ
9 сентября 1999 года.
Концепцией определены основные цели, задачи и принципы
государственной политики Российской Федерации в сфере управления
государственным сектором экономики, под которым понимается
совокупность экономических отношений, связанных с использованием
государственного имущества, закрепленного за федеральными
государственными унитарными предприятиями, основанными на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления,
государственными учреждениями, а также имущественных прав
Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих
организациях.
В соответствии с Концепцией управления имуществом и в целях
обеспечения эффективного управления государственным сектором
экономики, совершенствования системы управления федеральными
государственными унитарными предприятиями, увеличения доходов от
использования федерального имущества Правительством РФ приняты
Постановления от 6 декабря 1999 г. N 1348 и от 3 февраля 2000 г.
N 104.
Руководствуясь указанными Постановлениями, а также
распоряжениями Министерства имущественных отношений N 188-р 2000
года, N 189-р 2000 года, территориальные органы названного
Министерства стали предъявлять требования к территориальным
органам УИС о представлении им данных об имеющемся имуществе
подведомственных предприятий, бухгалтерских балансов с
расшифровкой состава основных фондов, изменении учредительных
документов с обязательным включением соответствующих комитетов по
управлению имуществом в состав учредителей предприятий УИС, о
согласовании уставов предприятий и контрактов с руководителями.
Подобные требования стали возможны в результате неверного
трактования руководителями территориальных органов Министерства
имущественных отношений действующего законодательства.
Концепцией предусмотрено, что применительно к каждому объекту
управления государством определяется цель, которую оно преследует
и достижению которой служит объект, а механизм управления
унитарными предприятиями и учреждениями может быть предусмотрен
федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об учреждениях и органах,
исполняющих наказания в виде лишения свободы" основными задачами и
целями УИС являются исполнение уголовных наказаний в виде лишения
свободы, привлечение осужденных к труду, обеспечение их общего и
профессионального обучения. Иные задачи могут быть возложены на
уголовно - исполнительную систему только законом. Согласно ст. 19
Закона предприятия УИС предназначены только для привлечения
осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям.
Кроме того, интересы исправления осужденных не должны подчиняться
цели получения прибыли от их труда.
В ст. 11 Закона закреплено, что имущество УИС находится в
федеральной собственности и используется для осуществления
поставленных перед уголовно - исполнительной системой задач. От
имени государства право владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом УИС предоставлено ГУИН Минюста России как центральному
органу.
Государственный комитет РФ по управлению государственным
имуществом в связи с введением в действие Закона "Об учреждениях и
органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы"
распоряжением от 21 июля 1994 г. N 735-р потребовал не применять
подзаконные нормативные акты государственного управления по
имущественным вопросам в отношении имущества уголовно -
исполнительной системы в связи с передачей права по владению,
распоряжению и пользованию указанным имуществом от имени
государства центральным органам УИС.
Данное распоряжение в полной мере соответствует действующему
законодательству, не противоречит концепции управления
государственным имуществом и подлежит безусловному исполнению.
Наряду с этим Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1998
г. N 3 установлено, что Мингосимущество России осуществляет
контроль и управление за находящимися в федеральной собственности
зданиями, сооружениями и нежилыми помещениями, если иной порядок
не установлен федеральными законами и указами Президента РФ.
Таким образом, постановления Правительства РФ по вопросам
управления государственным имуществом распространяют свое действие
на порядок управления имуществом УИС в пределах, не противоречащих
уголовно - исполнительному законодательству.
Предлагаю руководствоваться настоящими разъяснениями при
осуществлении взаимодействия с территориальными органами
Министерства имущественных отношений.
Начальник
Главного управления
исполнения наказаний,
генерал - лейтенант
внутренней службы
В.У.ЯЛУНИН
|