ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2000 г. N С1-7/УЗ-1121
О ДОКТРИНЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке
информации сообщает, что Президентом Российской Федерации
утверждена Доктрина информационной безопасности Российской
Федерации (09.09.2000 N Пр-1895), которая опубликована в
"Российской газете" от 28.09.2000 N 187.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
(далее - Доктрина) представляет собой совокупность официальных
взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления
обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В
этой связи предлагается обратить внимание на некоторые положения
Доктрины, представляющие особую значимость для деятельности
арбитражных судов.
1. Информационная безопасность Российской Федерации понимается
в Доктрине как состояние защищенности национальных интересов
Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся
совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и
государства.
Определяется содержание интересов личности, общества и
государства в информационной сфере. При этом в качестве
составляющей части этих интересов называется обеспечение права на
доступ к информации, на использование информации в интересах
осуществления не запрещенной законом деятельности (пункт 1
раздела I).
2. В Доктрине выделяются четыре основные составляющие
национальных интересов Российской Федерации в информационной
сфере:
соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина
в области получения информации и пользования ею;
информационное обеспечение государственной политики Российской
Федерации, связанное с доведением до российской и международной
общественности достоверной информации о государственной политике
Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым
событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа
граждан к открытым государственным и информационным ресурсам;
развитие современных информационных технологий, отечественной
индустрии информации и т.п.;
защита информационных ресурсов от несанкционированного
доступа, обеспечение безопасности информационных и
телекоммуникационных систем (пункт 1 раздела I).
3. Доктрина называет в числе угроз информационной безопасности
Российской Федерации угрозы конституционным правам и свободам
человека и гражданина в области духовной жизни и информационной
деятельности, среди которых, в частности, выделяются:
создание монополий на формирование, получение и
распространение информации в Российской Федерации;
нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно
необходимой информации;
неисполнение требований федерального законодательства,
регулирующего отношения в информационной сфере;
неправомерное ограничение доступа граждан к открытым
информационным ресурсам органов государственной власти, органов
местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой
открытой социально значимой информации;
манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или
искажение информации) и др. (пункт 2 раздела I).
При этом среди источников угроз информационной безопасности
называется и отставание России от ведущих стран мира по уровню
информатизации федеральных органов государственной власти и других
органов и сфер деятельности (пункт 3 раздела I).
4. Особое место в Доктрине отводится особенностям обеспечения
информационной безопасности в сфере экономики, играющего ключевую
роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
(пункт 6 раздела II).
При этом отмечается, что недостаточность нормативной базы,
определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за
недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой
деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров
и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об
инвестициях и тому подобном, препятствует нормальному
функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время
существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может
быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей
коммерческую тайну.
5. В Доктрине определяются и некоторые особенности обеспечения
информационной безопасности в судебной сфере (пункт 6 раздела II).
К наиболее важным объектам обеспечения такой безопасности
относятся информационные ресурсы судебных органов, содержащие
специальные сведения и оперативные данные служебного характера.
При этом среди специфических методов и средств обеспечения
информационной безопасности в судебной сфере называются в качестве
главных создание защищенной многоуровневой системы интегрированных
банков данных справочного и статистического характера, а также
повышение уровня профессиональной и специальной подготовки
пользователей информационных систем.
6. В Доктрине сформулированы основные положения
государственной политики обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации (пункт 8 раздела III).
В качестве приоритетного направления такой политики называется
правовое обеспечение информационной безопасности, которое должно
базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности и
баланса интересов граждан, общества и государства в информационной
сфере.
7. Органы судебной власти, как это предусмотрено в Доктрине,
являются одним из основных элементов организационной основы
системы обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации. В их задачи входит осуществление правосудия и
обеспечение судебной защиты граждан и общественных объединений,
чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению
информационной безопасности Российской Федерации (пункт 11
раздела III).
Настоящая информация направляется для использования в
организации работы арбитражных судов по реализации процессуальных
принципов гласности разбирательства дел, публичности принимаемых
судебных актов, а также по информационному обеспечению
деятельности судов.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|