ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 октября 2000 года N ФОЗ-А59/00-2/1918
(извлечение)
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.10.2000 до
30.10.2000.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 16.06.2000,
оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции
от 15.08.2000, частично удовлетворены исковые требования Инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам по Углегорскому району
Сахалинской области к Государственному унитарному предприятию
"Морской торговый порт "Шахтерск" о взыскании налоговых санкций -
39451 руб. 88 коп. по статье 122 пункту 1 Налогового кодекса РФ, -
15000 руб. по статье 120 пункту 2 Налогового кодекса РФ. Всего
взыскано 8352 руб. 97 коп.
Обе судебные инстанции исходили из того, что в ходе проверки
выявлено как занижение, так и завышение подлежащих уплате в бюджет
сумм налогов. Штраф в размере 20% (18411 руб. 88 коп.) судом
исчислен от суммы неуплаченного налога с учетом имеющейся
переплаты. Штраф 15000 руб. взыскан в связи с допущенными
неоднократными нарушениями учета, совершенными в течение более
одного налогового периода.
Штраф в общей сумме 33411 руб. 88 коп. уменьшен судом в 4 раза
до 8352 руб. 97 коп. в соответствии со статьей 114 Налогового
кодекса РФ.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства РФ по налогам и
сборам по Углегорскому району просит изменить состоявшиеся по делу
судебные акты.
Истец считает, что 20% штрафа должны быть исчислены от
неуплаченного налога, выявленного по каждому отдельному налоговому
периоду, то есть без учета имеющихся переплат по налогу в других
отчетных периодах.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, суд
кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной
налоговой проверки, за период с 01.04.1998 по 31.08.1999 по акту
от 22.10.1999 Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по
Углегорскому району принято решение N 04-77 от 17.11.1999, в
соответствии с которым с Государственного унитарного предприятия
"Морской торговый порт "Шахтерск" подлежат взысканию налог на
добавленную стоимость 197259 руб. 40 коп., уменьшенный на 105200
руб. (92059 руб. 40 коп.), штраф 20% - 39451 руб. 88 коп.,
исчисленный от 197259 руб. 40 коп., штраф 15000 руб.
Предъявлено требование об уплате N 04-28 от 30.11.1999 на
сумму 146564 руб. 17 коп. (налог - 92059 руб., пени - 54504 руб.
77 коп.).
Рассматривая иск налогового органа о взыскании налоговых
санкций, Арбитражный суд Сахалинской области правомерно учел
доводы ответчика о имеющихся переплатах налога за счет его
исчисления в завышенных размерах и обоснованно сделал вывод о том,
что санкция за неуплату налога должна быть исчислена от суммы
фактически неуплаченного налога на момент выявления.
Актом проверки подтверждается, что за проверяемый период с
01.04.1998 до 31.08.1999 по итогам отдельных налоговых периодов
занижен подлежащий уплате в бюджет налог на добавленную стоимость
в сумме 197259 руб. 40 коп. По результатам других налоговых
периодов излишне начислен к уплате в бюджет налог на сумму 105200
руб.
Таким образом, на момент выявления правонарушения фактически
неуплачен налог в сумме 92059 руб.
В соответствии со статьей 23 пункта 1 Налогового кодекса РФ
налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ установлено, что
обязанность по уплате налога прекращается уплатой
налогоплательщиком налога.
В силу пункта 4 статьи 23 Налогового кодекса РФ
ответственность налогоплательщика наступает за невыполнение
возложенных на него обязанностей. То есть финансовыми санкциями
обеспечивается исполнение обязанностей в случае их неисполнения.
Поэтому, факт неуплаты налога должен объективно существовать
на момент выявления этого нарушения.
За несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога
предусмотрено взыскание пени.
При указанных обстоятельствах нельзя согласиться с позицией
налогового органа о том, что штраф должен быть начислен за
неуплату налога за каждый конкретный налоговый период без учета
суммы переплат.
В данном случае налоговая инспекция ошибочно считает, что 20%
- штраф должен быть исчислен с суммы недоимки за весь проверяемый
период - 197259 руб. 40 коп. без учета излишне исчисленного налога
к уплате в бюджет.
Суд обоснованно признал правомерным привлечение предприятия к
ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ в виде
взыскания с него штрафа в размере 20% от суммы фактически
неуплаченного налога 92059 руб. 40 коп.
Поскольку за проверяемый период (с 1999 года)
налогоплательщиком - юридическим лицом было допущено грубое
нарушение учета в течение более одного налогового периода
применительно к налогу на добавленную стоимость, следует признать
правомерным привлечение ответчика к ответственности по статье 120
Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 15000 руб.
При уменьшении налоговых санкций до 8352 руб. 97 коп.
суд правильно руководствовался положениями статьи 114 и статьи 112
Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.06.2000 и постановление апелляционной инстанции
от 15.08.2000 по делу N А59-1624/2000-С16 Арбитражного суда
Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
и обжалованию не подлежит.
|