МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2000 г. N 01-52-489/16-13
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРИНЯТЫХ МЕР В СООТВЕТСТВИИ
С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.09.2000 N 21-19-2000
В соответствии с представлением Генеральной прокуратуры
Российской Федерации "Об устранении нарушений федерального
законодательства о начальном и среднем профессиональном
образовании" от 28.09.2000 N 21-19-2000 Министерство образования
Российской Федерации сообщает.
Минобразование России совместно с отраслевыми министерствами и
ведомствами, органами управления образованием субъектов Российской
Федерации, образовательными учреждениями начального
профессионального и среднего профессионального образования провело
анализ нарушений законодательства об образовании, указанных в
представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По
результатам анализа Минобразованием России приняты меры по
устранению названных нарушений.
В 21 субъект Российской Федерации, федеральные министерства,
имеющие в своем ведении образовательные учреждения среднего
профессионального образования, подведомственные Минобразованию
России образовательные учреждения, в которых допущены нарушения
законодательства об образовании, отмеченные Генеральной
прокуратурой Российской Федерации, направлены письма о
представлении объяснений по фактам нарушений и о необходимости их
устранения.
В поступивших ответах содержатся объяснения причин допущенных
нарушений и сообщается, что имевшие место нарушения
законодательства об образовании устранены.
В целях недопущения подобных нарушений, усиления контроля за
реализацией государственной политики в области начального
профессионального и среднего профессионального образования
Минобразованием России подготовлен Приказ от 30.10.2000 N 3118 "О
нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании".
Осуществлена детальная проработка указанных нарушений с
руководством Всероссийской ассоциации руководителей органов
управления образованием субъектов Российской Федерации
"Роспрофтех" и Союза директоров средних специальных учебных
заведений России.
По результатам анализа причин и устранению конкретных
нарушений законодательства Российской Федерации Минобразование
России сообщает следующее.
В части нарушения ст. 33 Закона Российской Федерации "Об
образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г.
N 12-ФЗ по регламентации деятельности образовательных учреждений
начального профессионального и среднего профессионального
образования
В соответствии с п. 11 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об
образовании" к компетенции Российской Федерации в области
образования отнесено установление порядка лицензирования
образовательных учреждений. Функции же непосредственного
лицензирования образовательных учреждений начального
профессионального и среднего профессионального образования
закреплены за субъектами Российской Федерации (п. 7 ст. 29 Закона
Российской Федерации "Об образовании").
Для обеспечения методического руководства и контроля
лицензионной деятельности в области начального профессионального и
среднего профессионального образования Минобразованием России
проводится регулярная работа с представителями органов управления
образованием субъектов Российской Федерации в рамках курсов
повышения квалификации, региональных совещаний, семинаров и т.д.
Минобразованием России проводятся проверки регламентации
деятельности образовательных учреждений начального
профессионального и среднего профессионального образования, в том
числе их государственной регистрации, регистрации в налоговых
органах, соблюдения порядка лицензирования образовательных
учреждений.
В целях совершенствования процедуры лицензирования
образовательных учреждений начального профессионального и среднего
профессионального образования и обеспечения адекватного содержания
лицензионной экспертизы Минобразованием России в декабре 2000 года
будет подготовлено методическое письмо в органы управления
образованием субъектов Российской Федерации.
Вопросы регламентации деятельности образовательных учреждений,
в том числе их лицензирования, будут рассмотрены на зональных
совещаниях с органами управления образованием субъектов Российской
Федерации.
В соответствии с Приказом Минобразования России от 30.10.2000
N 3118 органам управления образованием, директорам образовательных
учреждений рекомендуется обеспечить упорядочение деятельности
образовательных учреждений начального профессионального и среднего
профессионального образования, в том числе в части лицензирования
образовательных учреждений и оформления учредительных документов.
В части несоответствия уставов образовательных учреждений ст.
13 Закона Российской Федерации "Об образовании", заключения
договоров между учредителем и образовательным учреждением
В соответствии с Приказом Минобразования России от 26.12.95
N 648 "О полномочиях учредителя учреждений начального
профессионального образования" органам управления образованием
субъектов Российской Федерации был делегирован ряд полномочий
федерального (центрального) органа управления образованием -
учредителя образовательных учреждений начального профессионального
образования, в том числе в части утверждения уставов.
Однако данный Приказ вступил в противоречие с Гражданским
кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об
образовании".
В связи с этим министерством в целях приведения существующей
практики в соответствие с действующим законодательством были
разработаны примерный учредительный договор образовательного
учреждения начального профессионального образования с введением
двух учредителей (Минобразование России и орган управления
образованием субъекта Российской Федерации, т.к. управление
образовательными учреждениями осуществляется по двухзвенной
схеме), четким разграничением компетенции каждого учредителя, а
также новая редакция примерного устава образовательного
учреждения.
Проекты указанных документов выносились на обсуждение органов
управления образованием субъектов Российской Федерации,
согласовывались со структурными подразделениями министерства и
направлены в регионы для практического использования (письмо
Минобразования России от 03.09.99 N 268/17-12). В настоящее время
каждый устав образовательного учреждения перед утверждением
проходит в министерстве строгую процедуру экспертизы и
согласований.
При разработке новой редакции уставов образовательных
учреждений министерством были отмечены существенные недоработки и
нарушения органов управления образованием субъектов Российской
Федерации, прежде всего в части установления конкурсности при
приеме в образовательные учреждения начального профессионального
образования, недостаточного отражения прав обучающихся. В новой
редакции уставов отмеченные недостатки устранены.
В настоящее время министерством осуществляется работа по
заключению учредительных договоров и утверждению уставов
образовательных учреждений начального профессионального
образования. На 15.10.2000 Минобразованием России заключено 474
учредительных договора с органами управления образованием 18
субъектов Российской Федерации, утверждено 400 уставов. Кроме
того, в стадии проработки и согласования находится около 300
договоров и 400 уставов. Работа в этом направлении продолжается.
В целях обеспечения заключения договоров между учредителем и
образовательным учреждением Минобразованием России разработана
примерная форма договора между Министерством образования
Российской Федерации и подведомственным образовательным
учреждением среднего профессионального образования (Приказ
Минобразования России от 30.07.99 N 137). Примерная форма договора
определяет права и обязанности учредителя и образовательного
учреждения, а также условия ликвидации, реорганизации, изменения
статуса образовательного учреждения.
В 1999 - 2000 годах Минобразованием России осуществлено
заключение договоров с подведомственными образовательными
учреждениями среднего профессионального образования (более 600
договоров).
В части отнесения к дополнительным образовательным услугам на
платной основе экстерната в соответствии с письмом Минобразования
России от 15.09.99 N 06-51-67ин/17-06 "Об экономике
образовательных учреждений начального профессионального
образования"
При подготовке указанного письма Минобразования России имелось
в виду, что оказание дополнительных образовательных услуг на
платной основе в учреждениях начального профессионального
образования возможно только для лиц, получающих начальное
профессиональное образование не впервые, т.е. не для выпускников 9
- 11-х классов общеобразовательных школ.
В связи с этим министерство подготовило разъяснительное письмо
руководителям органов управления образованием субъектов Российской
Федерации и образовательных учреждений начального
профессионального образования (письмо Минобразования России от
27.10.2000 N 06-51-94ин/17-06).
В части нарушения порядка стипендиального обеспечения
обучающихся, невыполнения социальных гарантий, предусмотренных
федеральным законодательством для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Данное нарушение связано прежде всего со сложным финансовым
положением образовательных учреждений, недостаточностью и
нерегулярностью выделения бюджетных ассигнований. Несвоевременное
финансирование явилось причиной формирования задолженности по
выплате стипендии, что имело место в профтехучилищах Кировской
области и других субъектов Российской Федерации.
Сметные назначения на материальное обеспечение обучающихся
определены в соответствии с перечнями предметов вещевого
обеспечения и натуральными нормами продуктов питания,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом необходимо отметить, что в целом объем бюджетного
финансирования в 2000 году увеличился по сравнению с уровнем 1999
года по начальному профессиональному образованию на 64%, по
среднему профессиональному образованию на 62%. В 2001 году
проектом федерального бюджета предусмотрено увеличение объема
бюджетного финансирования по сравнению с уровнем 2000 года
соответственно на 64% и 36%. Указанный рост бюджетных ассигнований
на начальное профессиональное и среднее профессиональное
образование свидетельствует об обеспечении государственных
гарантий на получение образования соответствующих уровней, в том
числе для социально незащищенных слоев молодежи.
Минобразованием России проводятся проверки соблюдения прав
обучающихся, в том числе в части стипендиального обеспечения
обучающихся.
В соответствии с Приказом Минобразования России от 30.10.2000
N 3118 органам управления образованием, директорам образовательных
учреждений рекомендуется обеспечить реальное предоставление лицам,
обучающимся в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования, льгот,
установленных законодательством Российской Федерации.
В части неудовлетворительной организации производственной
(профессиональной) практики, нарушения порядка оплаты за практику
В настоящее время крайне затруднено взаимодействие
образовательных учреждений с предприятиями - заказчиками кадров.
Как следствие существуют серьезные проблемы в подборе баз
производственной (профессиональной) практики обучающихся,
адекватной организации и оплаты практики.
В соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении среднего профессионального образования (среднем
специальном учебном заведении) (утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1168)
"технологическая и преддипломная производственная практика
студентов и слушателей средних специальных учебных заведений
проводится, как правило, на предприятиях, в организациях и
учреждениях различных организационно - правовых форм на основе
прямых договоров, заключаемых между предприятием, организацией и
учреждением и средним специальным учебным заведением". Однако в
связи со спадом производства, сложным финансовым положением
предприятий, нарушением системы традиционных связей между
профессиональным образованием и сферой труда практика заключения
указанных договоров не имеет должного развития.
В целях улучшения организационно - методического обеспечения
производственной (профессиональной) практики Минобразованием
России подготовлены рекомендации по применению Положения о
производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов
образовательных учреждений среднего профессионального образования
(письмо Минобразования России от 16.09.99 N 16-51-198/16-15) и по
разработке примерных программ производственной (профессиональной)
практики по специальностям среднего профессионального
образования (письмо Управления учебных заведений среднего
профессионального образования Минобразования России от 13.07.98
N 12-52-109ин/12-23).
Вопросы организации практики регулярно рассматриваются в
рамках системы повышения квалификации руководящих и педагогических
работников образовательных учреждений.
В части реализации программ среднего профессионального
образования в учреждениях начального профессионального образования
Министерство разработало конкретные меры, направленные на
упорядочение реализации программ среднего профессионального
образования в учреждениях начального профессионального
образования, и письмами от 13.06.2000 N 273/17-12 "Об упорядочении
реализации программ среднего профессионального образования в
учреждениях начального профессионального образования" и от
27.06.2000 N 16-51-185ин/16-13 "О нарушениях при реализации
программ среднего профессионального образования в учреждениях
начального профессионального образования" рекомендовало органам
управления образованием субъектов Российской Федерации принять
указанные меры.
В соответствии с Приказом Минобразования России от 30.10.2000
N 3118 органам управления образованием субъектов Российской
Федерации, директорам образовательных учреждений рекомендуется
обеспечить принятие мер по недопущению реализации программ
среднего профессионального образования в образовательных
учреждениях начального профессионального образования.
В части нарушений при приеме в образовательные учреждения
Минобразованием России проводится работа по разъяснению
установленного порядка приема. Такая работа ведется как в рамках
системы повышения квалификации руководящих и педагогических
работников образовательных учреждений, так и на выездных
совещаниях и семинарах. В период приемной кампании в министерстве
функционирует "горячая линия", обеспечивающая оперативное решение
вопросов руководителей образовательных учреждений, абитуриентов и
их родителей.
В 2000 году Минобразованием России подготовлена памятка для
абитуриента, поступающего в образовательное учреждение среднего
профессионального образования (письмо Минобразования России от
30.05.2000 N 16-52-158ин/16-13), содержащая характеристику
основных аспектов порядка приема в образовательные учреждения
среднего профессионального образования.
В целях повышения доступности получения среднего
профессионального образования для социально незащищенных лиц в
Закон Российской Федерации "Об образовании" внесена поправка о
внеконкурсном приеме детей - инвалидов (до установления им группы
инвалидности) (Федеральный закон "О внесении изменения и
дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации "Об
образовании" от 20 июля 2000 г. N 102-ФЗ).
В соответствии с Приказом Минобразования России от 30.10.2000
N 3118 предусмотрено подготовить в декабре 2000 года
информационное письмо в образовательные учреждения среднего
профессионального образования о законодательно установленных
льготах при приеме и обучении в образовательных учреждениях.
Нарушения в части конкурсности при приеме в образовательные
учреждения начального профессионального образования устранены в
результате переработки уставов образовательных учреждений.
В ряде образовательных учреждений Приморского края наказаны
виновные в осуществлении незаконных поборов при приеме
(профессиональный лицей N 55 - директор Мазурик В.Г.,
профессиональное училище N 52 - директор Скирденко В.Я.,
профессиональное училище N 57 - директор Федоров Л.И. и др.).
Приказом Главного управления образования администрации Омской
области директору профессионального училища N 43 Данилову А.Ф.
объявлено строгое дисциплинарное взыскание.
В части превышения 25% ограничения на подготовку специалистов
со средним профессиональным образованием по юридическим и
экономическим специальностям на платной основе
В течение ряда лет подготовка специалистов со средним
профессиональным образованием по юридическим и экономическим
специальностям пользуется большим спросом со стороны молодежи.
Конкурс при приеме на эти специальности в отдельных средних
специальных учебных заведениях составляет 6 - 8 человек на место.
В этих условиях образовательные учреждения стремятся расширять
прием по юридическим и экономическим специальностям. Невозможность
значительного увеличения бюджетной подготовки приводит к
расширению платных образовательных услуг, что обеспечивает
удовлетворение потребности в получении соответствующего
образования.
Необходимо отметить, что 25% ограничение на подготовку
специалистов со средним профессиональным образованием по
юридическим и экономическим специальностям на платной основе в
соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
распространяется только на государственные и муниципальные
образовательные учреждения, что ставит их в неравные условия по
отношению к негосударственным образовательным учреждениям.
Средние специальные учебные заведения неоднократно выступали с
предложениями о снятии 25% ограничения. В Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект поправок
к Закону Российской Федерации "Об образовании" с включением
вышеназванного изменения.
В части нецелевого использования бюджетных средств,
перераспределения выделенных ассигнований образовательными
учреждениями;
в части платности образовательных услуг в рамках
государственных образовательных стандартов, платности
восстановления на обучение, обеспечения общежитием и т.д.
Практика нецелевого использования выделяемых бюджетных средств
и денежных поборов является вынужденной и вызвана тяжелым
финансовым положением образовательных учреждений, отсутствием
средств на самые неотложные нужды образовательных учреждений, в
том числе на приобретение учебников и учебно - наглядных пособий,
аттестационно - бланочной документации и т.д.
Минобразованием России подготовлено письмо от 16.12.98
N 01-50-205ин/32-03 "О недопустимости установления платы за
образовательные услуги, оказываемые государственными и
муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных
образовательных программ", которое направлено в подведомственные
образовательные учреждения, министерства и ведомства, имеющие в
своем ведении образовательные учреждения, органы управления
образованием субъектов Российской Федерации.
Минобразованием России проводятся проверки соблюдения прав
обучающихся на бесплатное получение образования в рамках
государственных образовательных стандартов при обучении за счет
средств бюджетов различных уровней.
В настоящее время в соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации от 31.01.2000 N ХВ-П2-02357 Минобразованием
России совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти осуществляется подготовка проекта
Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг в сфере
профессионального образования", направленного на упорядочение
деятельности образовательных учреждений по данному аспекту.
Проектом Типового положения об образовательном учреждении
среднего профессионального образования (среднем специальном
учебном заведении) (поручение Правительства Российской Федерации
от 21.10.99 N ВМ-П8-35047) предусмотрена бесплатность выдачи
дипломов о среднем профессиональном образовании, студенческих
билетов и зачетных книжек, пользования библиотеками,
восстановления на обучение в среднем специальном учебном
заведении, приема в среднее специальное учебное заведение для
продолжения обучения после отчисления из другого образовательного
учреждения, перевода с одной образовательной программы и (или)
формы обучения на другую и из одного образовательного учреждения в
другое, если лицо получает среднее профессиональное образование за
счет бюджетных средств:
"29. ... Выпускнику государственного, муниципального среднего
специального учебного заведения, обучающемуся за счет бюджетных
средств, диплом о среднем профессиональном образовании выдается
бесплатно.
43. ... Студенту, получающему среднее профессиональное
образование в государственном или муниципальном среднем
специальном учебном заведении за счет бюджетных средств,
студенческий билет и зачетная книжка выдаются бесплатно.
47. Студенты имеют право бесплатно пользоваться библиотеками,
информационными фондами... образовательного учреждения...
55. За восстановление на обучение в среднем специальном
учебном заведении, прием в среднее специальное учебное заведение
для продолжения обучения после отчисления из другого
образовательного учреждения, перевод с одной образовательной
программы и (или) формы обучения на другую и из одного
образовательного учреждения в другое плата не взимается, если лицо
получает среднее профессиональное образование за счет бюджетных
средств".
Проектом Типового положения об образовательном учреждении
среднего профессионального образования (среднем специальном
учебном заведении) предусмотрена недопустимость использования
жилой площади общежитий, входящей в жилищный фонд образовательного
учреждения, не по назначению при наличии студентов, нуждающихся в
жилой площади:
"49. ... При наличии студентов, нуждающихся в жилой площади,
не допускается использование жилой площади общежитий, входящей в
жилищный фонд образовательного учреждения, не по назначению".
Департаментом образования Ямало - Ненецкого автономного округа
за нарушения в части нецелевого использования средств освобождены
от занимаемых должностей директор и главный бухгалтер
профессионального училища N 21 г. Лабытнанги.
В соответствии с Приказом Минобразования России от 30.10.2000
N 3118 органам управления образованием, директорам образовательных
учреждений рекомендуется обеспечить целевое использование
бюджетных средств, повышение эффективности расходования
внебюджетных средств образовательными учреждениями.
В 2000 году Управлением инспекционно - аналитической работы
Минобразования России был проведен ряд инспекционных проверок
образовательных учреждений в различных регионах. Вопросы
исполнения законодательства Российской Федерации об образовании
были рассмотрены на заседании коллегии Минобразования России в мае
2000 года (решение коллегии от 30.05.2000 N 12/1). Во исполнение
решения коллегии Минобразованием России был издан Приказ от
15.06.2000 N 1777 "О состоянии исполнения законодательства
Российской Федерации в системе образования по результатам
инспекционных проверок", содержащий план деятельности министерства
по обеспечению выполнения законодательства.
Необходимо отметить, что работа по устранению и предупреждению
нарушений законодательства затрудняется значительным количеством
учредителей образовательных учреждений начального
профессионального и среднего профессионального образования (89
субъектов Российской Федерации и 30 федеральных отраслевых
министерств и ведомств).
В соответствии с Приказом Минобразования России от 15.06.2000
N 1777 органам управления образованием субъектов Российской
Федерации рекомендовано определить инспекционную работу как один
из важных элементов регулирования деятельности органов управления
образованием и образовательных учреждений, рассмотреть в 2000/01
году на коллегии вопрос "О мерах, направленных на предупреждение
нарушений законодательства Российской Федерации в области
образования, выявление и устранение причин и условий,
способствующих появлению этих нарушений".
Отмечая недопустимость нарушения законодательства Российской
Федерации об образовании, необходимо в то же время учитывать, что
большая часть нарушений, указанных в представлении Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, связана со сложным финансовым
положением образовательных учреждений, недостаточностью и
трудностью содержания их учебно - материальной базы. В частности,
ограничения при приеме в средние специальные учебные заведения
(место жительства, ценз оседлости) связаны с недостаточностью
площадей общежитий.
Хроническое недофинансирование образовательных учреждений в
течение ряда лет привело к обветшанию и в ряде случаев разрушению
зданий, которое не может быть восполнено текущим бюджетным
финансированием.
На протяжении последних лет в бюджете не предусматривались
ассигнования на приобретение оборудования, учебной литературы,
особенно по специальным дисциплинам, пополнение оборотных средств,
необходимых для осуществления нормальной учебной деятельности.
До настоящего времени неразрешимой остается проблема
приобретения горюче - смазочных материалов для организации учебно
- производственной деятельности учебных сельских хозяйств, а также
образовательных учреждений начального профессионального
образования, осуществляющих подготовку водителей для Вооруженных
Сил Российской Федерации.
Более того, последние решения Правительства Российской
Федерации нацелены на то, чтобы дефицит бюджетных средств
покрывался за счет внебюджетных источников.
В то же время получение образовательными учреждениями
начального профессионального и среднего профессионального
образования средств из внебюджетных источников в объеме,
достаточном для покрытия дефицита бюджетного финансирования,
крайне затруднено из-за неблагоприятной экономической ситуации.
Необходимо иметь в виду, что образовательные учреждения начального
профессионального и среднего профессионального образования в
основном представляют собой относительно небольшие учебные
заведения, характеризуются менее мощным ресурсным потенциалом, чем
высшие учебные заведения; во многих случаях расположены в
небольших городах и других населенных пунктах, в которых нет
крупных предприятий - заказчиков кадров, способных сформировать
платежеспособный спрос на рынке образовательных услуг.
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для
сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры в силу
специфики указанных отраслей имеют крайне ограниченные возможности
реализации образовательных программ по договорам с юридическими
лицами с оплатой ими стоимости обучения. Учреждения начального
профессионального образования не имеют права осуществлять
подготовку квалифицированных рабочих на платной основе. Средства,
получаемые от предпринимательской деятельности, почти в полном
объеме направляются на пополнение оборотных средств для
возобновления учебного процесса и на покрытие дефицита бюджетных
средств по коммунальным платежам.
Поэтому устранение отмеченных нарушений законодательства
возможно лишь при нормальном финансировании образовательных
учреждений и предоставлении им реальных налоговых льгот.
Серьезной причиной нарушения законодательства является
несовершенство ныне действующей редакции Закона Российской
Федерации "Об образовании", сложность и в ряде случаев
несогласованность системы законодательных и нормативных правовых
актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В 2000 году Минобразованием России разработаны проекты
Постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении начального
профессионального образования" и "Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (среднем специальном учебном заведении)", которые
согласованы с заинтересованными министерствами и в настоящее время
находятся на согласовании в Минюсте России. Минобразованием России
подготовлены законопроекты "О начальном профессиональном
образовании" и "О среднем профессиональном образовании". Принятие
указанных Постановлений Правительства Российской Федерации и
законопроектов позволит более четко регламентировать деятельность
в сфере профессионального образования.
В соответствии с Планом действий Правительства Российской
Федерации в области социальной политики и модернизации экономики
на 2000 - 2001 годы (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 26.07.2000 N 1072-р) предусмотрена подготовка целого
ряда нормативных правовых документов, направленных на устранение
несоответствий законодательства и развитие законодательной и
нормативно - правовой базы начального профессионального и среднего
профессионального образования.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
|