ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 октября 2000 года
Дело N 5-В99-348
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Александрова Д.П.
рассмотрела в судебном заседании 27 октября 2000 г. протест
заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М.
Жуйкова на решение Тимирязевского межмуниципального суда г. Москвы
от 8 июня 1999 г., определение судебной коллегии по гражданским
делам Московского городского суда от 24 августа 1999 г. и
постановление президиума Московского городского суда от 24 августа
2000 г. по делу по заявлению Х. о признании незаконными действий
префекта САО г. Москвы, распоряжения об отказе в постановке на
учет по улучшению жилищных условий и о постановке его семьи на
учет по улучшению жилищных условий в соответствии с Федеральным
законом "О статусе военнослужащих".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., согласившейся с протестом,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
распоряжением префекта Северного административного округа г.
Москвы от 31 декабря 1998 г. N 11784 Х. было отказано в принятии
на учет по улучшению жилищных условий по тем основаниям, что он не
имеет 10 лет постоянной регистрации в г. Москве.
Считая это распоряжение незаконным, Х. обратился в суд с
жалобой на действия префекта САО г. Москвы и просил об отмене
распоряжения и о постановке его с семьей на учет по улучшению
жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О статусе
военнослужащих".
Х. указал, что проходил службу в Вооруженных Силах СССР и
приказом Министерства обороны Украины от 8 ноября 1993 г. был
уволен с действительной военной службы в запас по пп. "в" п. 65
указанного Закона - по состоянию здоровья и направлен на учет в
Советский РВК Республики Крым.
Однако по направлению в Крым он не поехал, зарегистрировался по
месту жительства отца в г. Свердловске по ул. Луначарского, д.
182, кв. 81. Его семья, состоявшая из четырех человек (он, жена и
двое детей), была зарегистрирована в Крыму в п. Советский, но
фактически семья проживала в г. Свердловске, снимая квартиру.
13 апреля 1998 г. Х. приобрел по договору купли-продажи
однокомнатную квартиру N 118 в доме 13 по ул. Вагоноремонтной в г.
Москве и был зарегистрирован вместе с семьей по этому адресу.
Заявитель ссылается на то, что его право, как бывшего
военнослужащего, на выбор по своему усмотрению места постоянного
проживания и на получение по выбранному месту жительства квартиры
из государственного или муниципального жилого фонда предусмотрено
нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих" (статья 15
Закона).
Заявитель ссылался на то, что пункт 13 Положения о порядке
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставлении жилищных помещений в городе Москве, на основании
которого ему отказано в постановке на учет, не соответствует
федеральному законодательству и применен в качестве отказа в
реализации его права на получение жилья в г. Москве незаконно, в
противоречие с Законом "О статусе военнослужащих".
Решением Тимирязевского межмуниципального суда г. Москвы от 8
июня 1999 г., оставленным без изменения определением судебной
коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24
августа 1999 г., в удовлетворении требований Х. было отказано.
Постановлением президиума Московского городского суда от 24
августа 2000 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда
Российской Федерации на состоявшиеся по делу судебные
постановления был оставлен без удовлетворения.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской
Федерации Жуйкова В.М. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по
делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением норм
процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.
Решение суда мотивировано тем, что Х. после увольнения в запас
получил направление на постоянное место жительства в Крым, где и
должен был встать на учет по улучшению жилищных условий в п.
Советском. Кроме того, заявитель имеет в собственности
однокомнатную квартиру в г. Москве, поэтому не имеет права на
постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в
соответствии с порядком, определенным Федеральным законом "О
статусе военнослужащих".
Эти выводы суда не соответствуют федеральному законодательству,
определяющему право военнослужащих на обеспечение жилым помещением
по выбранному ими месту жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации
каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации,
имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и
жительства.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по
контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор
постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской
Федерации, в другом государстве в соответствии с Федеральным
законом.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N
76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие общую
продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания
на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-
штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места
жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на
избранное место жительства обеспечиваются органами местного
самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том
числе за счет государственных жилищных сертификатов на
приобретение и строительство жилья, обеспеченных средствами из
федерального бюджета, а также внебюджетных источников
финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных
условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о
сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации
(иному федеральному органу исполнительной власти, в котором
федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с
регистрационного учета по прежнему месту жительства
предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с
ними членами их семей при получении жилой площади по избранному
месту жительства.
Из материалов дела следует, что Х. уволен в запас 8 ноября 1993
г. по состоянию здоровья, имеет общую продолжительность военной
службы более 10 лет, проживает в г. Москве с семьей с 1998 г.
Согласно ст. 62 ранее действовавшего Закона РФ от 11.02.93 "О
воинской обязанности и военной службе" гражданин Российской
Федерации, проходивший военную службу в воинских формированиях
других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое
положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской
Федерации, только до окончания переходного периода (т.е. до 31
декабря 1994 г.).
Х. уволен из украинской армии и выехал в Россию именно в этот
период.
В соответствии с п. 6 ст. 15 действовавшего на момент
увольнения Х. Закона РФ от 22.01.93 "О статусе военнослужащих"
граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья при
общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их
семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми
помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный
срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в
улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства.
Данная норма (с незначительными изменениями) сохранилась и в
Федеральном законе от 27.05.98 "О статусе военнослужащих" (п. 14
ст. 15) и распространяется на Х.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на
получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах,
утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.98.
Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений
в избранном постоянном месте жительства признаются граждане,
проходившие военную службу в Вооруженных Силах государств -
участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры,
имеющие общую продолжительность военной службы не менее 10 лет,
уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, прибывшие и
вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту
жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до
получения жилья в избранном постоянном месте жительства (п. 6).
Свидетельством о наличии права на получение жилья по избранному
месту жительства служит удостоверение установленной формы,
выдаваемое гражданам, уволенным из Вооруженных Сил государств -
участников СНГ областным (республиканским) военным комиссариатом
(п. 8).
Граждане, уволенные с военной службы и признанные нуждающимися
в получении жилых помещений в избранном постоянном месте
жительства, ставятся на очередь органами местного самоуправления
по их личному заявлению (п. 9).
Россия и Украина являются участниками "Соглашения между
государствами - участниками Содружества независимых государств о
социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с
военной службы, и членов их семей" от 14.02.92, которым признаются
взаимные обязательства этих государств по обеспечению всех прав (в
том числе и жилищных) бывших военнослужащих.
Таким образом, если Х. при увольнении в запас не реализовал
своего права на жилище на территории Украины, он имеет право на
получение жилья по избранному постоянному месту жительства на
территории России, в том числе и в Москве.
Содержащееся в п. 10 Правил указание о непризнании нуждающимися
в получении жилых помещений граждан, имеющих в собственности
квартиры, не распространяется на Х., поскольку на момент
увольнения с военной службы и возникновения у него права на
обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства жилого
помещения в собственности у него не было. При рассмотрении дела в
суде истец ссылался на то, что в г. Москве он фактически проживал
задолго до приобретения квартиры в собственность, обращался за
получением военной пенсии, по месту службы квартиру сдал органам
военного управления.
Из материалов дела усматривается, что Х. купил однокомнатную
квартиру жилой площадью 17,5 кв. м, в которой проживает с женой и
двумя несовершеннолетними детьми, 13 апреля 1998 г., т.е. спустя
более четырех лет после увольнения. Истец ссылался в суде на то,
что покупка квартиры была вынужденной, обусловленной незаконным
отказом поставить его на учет для получения квартиры в г. Москве.
Приобретение этой квартиры не устранило нуждаемости семьи истца в
улучшении жилищных условий; размер квартиры позволяет признать его
нуждающимся в улучшении жилищных условий по установленным в г.
Москве нормам.
Для подтверждения наличия у него права на получение жилья Х.
необходимо было получить в военкомате удостоверение установленной
формы и приложить его к личному заявлению в орган местного
самоуправления.
Из материалов дела не усматривается, что должностные лица
префектуры принимали надлежащие меры к выяснению наличия у Х. того
права, о котором он заявил. Не сделал этого и суд.
Решение суда, вынесенное с нарушением норм материального права
и без выяснения обстоятельств, имеющих юридическое значение,
подлежит отмене в соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 330 ГПК РСФСР.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные
недостатки, надлежащим образом проверить имеющие для данного дела
юридическое значение обстоятельства и вынести решение по существу
спора в соответствии с законодательством, определяющим правовое
положение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.
На основании ст. ст. 329, 330 ГПК РСФСР Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тимирязевского межмуниципального суда г. Москвы от 8
июня 1999 г., определение судебной коллегии по гражданским делам
Московского городского суда от 24 августа 1999 г. и постановление
президиума Московского городского суда от 24 августа 2000 г.
отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
|