ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2000 г. N 770-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности",
внесенный депутатами Государственной Думы В.П. Никитиным,
А.Г. Пузановским.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по экономической
политике и предпринимательству до 20 ноября 2000 года.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике и
предпринимательству доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
14.02.2000 г.
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.П. НИКИТИНЫМ, А.Г. ПУЗАНОВСКИМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 42, ст. 3923)
следующие изменения и дополнения:
1. В статье 2:
а) абзац 6 изложить в следующей редакции:
"экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории
Российской Федерации за границу без обязательства об обратном
ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром
таможенной границы Российской Федерации.";
б) абзац 7 изложить в следующей редакции:
"импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию
Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном
вывозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром
таможенной границы Российской Федерации.";
в) после абзаца 7 включить дополнительно абзац следующего
содержания:
"экспорт (импорт) работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности - выполнение работ, оказание услуг, передача
результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них российским лицом иностранному лицу
(иностранным лицом российскому лицу). Факт экспорта (импорта)
работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности
фиксируется в момент завершения работ, оказания услуг, передачи
результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ ПОНЯТИЙ ЭКСПОРТА
И ИМПОРТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УТЕЧКЕ КАПИТАЛА)
Отток российского капитала за границу осуществляется по
различным каналам, в том числе в виде текущих валютных операций,
не подтвержденных конкретной хозяйственной деятельностью. В числе
мер противодействия таким операциям важное место должно быть
отведено контролю за переводом валютных средств по сделкам,
связанным с получением услуг и результатов интеллектуальной
деятельности. Контроль за переводом валютных средств по таким
сделкам является весьма сложной задачей, что связано, в частности,
с недостаточной проработанностью и противоречивостью правовой
базы.
Так, серьезные затруднения при практическом применении
вызывают положения статьи 2 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности", определяющие понятия
экспорта и импорта, в том числе работ, услуг и результатов
интеллектуальной деятельности.
Согласно имеющимся определениям экспорт работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности означает их вывоз с
таможенной территории Российской Федерации за границу. Такое
положение в абсолютном большинстве случаев невыполнимо, так как
нельзя перевозить работы, услуги и, следовательно, нельзя
осуществлять их экспорт.
С другой стороны, факт экспорта, как говорится в том же
определении, фиксируется в момент предоставления услуг и прав на
результаты интеллектуальной деятельности, то есть иными словами не
предусматривается пересечение границы.
Аналогичная коллизия возникает и с понятием "импорт".
В условиях либерализации внешнеторговой деятельности многие
недобросовестные российские лица использует эту ситуацию для
организации крупномасштабной утечки валютных ресурсов из страны.
Уточнение понятий экспорта и импорта работ, услуг и
результатов интеллектуальной деятельности путем внесения изменений
и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности" позволит приступить к
совершенствованию порядка осуществления контроля за переводом
валютных средств за рубеж по сделкам, связанным с получением услуг
и результатов интеллектуальной деятельности.
|