МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 октября 2000 г. N 617
О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ
В ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО
Проверкой Счетной палаты Российской Федерации целевого и
эффективного использования средств федерального бюджета,
выделенных Министерству культуры Российской Федерации на
реализацию Президентской программы "Развитие и сохранение культуры
и искусства в Российской Федерации (1997 - 1999 годы)" в части
поддержки молодых дарований и развития системы художественного и
культурологического образования, выявлены факты нарушений
действующего законодательства Российской Федерации, относящиеся к
деятельности Московской государственной консерватории им.
П.И. Чайковского.
Проверкой установлены нарушения в использовании средств
федерального бюджета, перечисленных Минкультуры России Московской
консерватории. В 1999 году консерватории на капитальный ремонт за
счет средств федерального бюджета было выделено 889 тыс. рублей,
которые фактически были использованы на оплату работ по текущему
ремонту зданий и сооружений (831,2 тыс. руб.) и прочие текущие
расходы (57,8 тыс. рублей). При этом 466,6 тыс. рублей было
направлено на ремонт помещений, переданных в аренду коммерческим
организациям, а также повторную оплату ранее оплаченных работ, что
является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
В результате проверки обнаружены грубые нарушения действующего
законодательства Российской Федерации в использовании федеральной
собственности. В нарушение Гражданского кодекса Российской
Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от
10 февраля 1994 г. N 96 без согласования с Мингосимуществом России
консерватория сдала помещения 23 арендаторам. В нарушение
Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня
1999 г. N 689 и письма Минфина России от 10 сентября 1999 г.
N 3-12-5/69 консерваторией не был открыт специальный лицевой счет
в территориальном органе федерального казначейства. Арендные
платежи неправомерно поступали на расчетный счет консерватории, а
также засчитывались в счет взаиморасчетов с другими организациями
и в доходах федерального бюджета не учитывались. Задолженность
арендаторов на 15 марта 2000 г. за 1998 и 1999 годы составила
856 тыс. рублей. При этом общая сумма средств, полученных
консерваторией от сдачи площадей, составила 4421,5 тыс. рублей.
Арендатор консерватории ЗАО "Мир и прогресс" из 503 кв. м
арендуемых площадей сдавал в субаренду помещения общей площадью
479 кв. м пяти организациям. При этом если арендатор платил аренду
исходя из ставки 305 - 610 руб., то фирмы - субарендаторы платили
ЗАО "Мир и прогресс" арендную плату в размере 1372 тыс. рублей,
исходя из ставки 200 долларов США за 1 кв. м в год.
В результате заключения вышеуказанных договоров аренды и
субаренды ЗАО "Мир и прогресс" получило коммерческую выгоду от
использования федеральной собственности в виде арендной платы от
субарендаторов в сумме 605,7 тыс. рублей. В этой же сумме
консерваторией недополучены доходы от сдачи помещений в аренду.
Кроме того, упущенная консерваторией выгода от сдачи помещений
в аренду ЗАО "Музыкальный мир" для организации магазина - салона,
где консерватория является одним из учредителей, составила
расчетно 378,8 тыс. рублей (с учетом последующего распределения
акций среди учредителей и капитализации арендной платы в качестве
вклада консерватории в формирование уставного капитала ЗАО
"Музыкальный мир"). При этом акции или выписка из реестра
акционеров, подтверждающая право владения консерватории 40 акциями
(40%) ЗАО "Музыкальный мир", представлены не были. Взнос
консерватории в уставный капитал в балансе ЗАО "Музыкальный мир"
не отражен. Кроме того, в бухгалтерском отчете и отчетности
консерватории также не отражен взнос консерватории в уставный
капитал указанного общества по субсчету "финансовые вложения".
Проверкой Счетной палаты Российской Федерации использования
средств, поступивших от платного обучения и других внебюджетных
источников, выявлены факты нарушения требований Федеральных
законов "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
"О бухгалтерском учете", а также валютного законодательства
Российской Федерации.
Оплата за обучение в Московской консерватории иностранных
студентов поступала в валюте не на счета консерватории в
уполномоченных банках Российской Федерации, а на счета компании
"П.И. Чайковской Консерватория А.Г." в Швейцарии, которой в
соответствии с Договором - поручением-1 от 5 мая 1998 г.
консерватория поручила представлять интересы за рубежом, а также
производить поиск и профессиональный подбор будущих учащихся в
других странах, кроме России. За период с августа 1998 года по
март 2000 года включительно на этот счет было перечислено 824 тыс.
долларов США, из которых на счета консерватории было перечислено
619,7 тыс. долларов США. В качестве компенсации за услуги компания
получила 123,5 тыс. долларов США и 32,6 тыс. долларов США на
оплату других расходов компании. Документов, подтверждающих
деятельность швейцарской компании по поиску и отбору учащихся, не
имеется.
В соответствии с пунктом 11 Договора - поручения-1 от 5 мая
1998 г. право перевода валютных средств, поступающих за обучение
со счета швейцарской компании на счет консерватории, предоставлено
только одному лицу - ректору консерватории М.А. Овчинникову по
письменному требованию от консерватории за подписью только
М.А. Овчинникова. При этом решение спорных вопросов по условиям
Договора осуществляется по законодательству швейцарской стороны.
В бухгалтерском учете и отчетности консерватории допущено
искажение фактической оплаты за обучение иностранных студентов за
1999 год на сумму 204,3 тыс. долларов США, поступавших на счета
компании в Швейцарии.
В нарушение законодательства Российской Федерации и Устава
консерватории не были определены порядок, формы и система оплаты
труда. В результате этого допускалось неправомерное занижение
размеров оплаты труда профессорско - преподавательскому составу.
Фактические выплаты из внебюджетных источников профессорско -
преподавательскому составу были в 3 раза ниже размеров выплат
административно - управленческому персоналу.
В ходе проверки были установлены и другие нарушения
финансово - хозяйственной деятельности, нецелевое и неэффективное
использование бюджетных и внебюджетных средств, недостоверность
данных бухгалтерского учета и отчетности.
О вышеуказанных и некоторых других фактах, установленных в
результате проверки Счетной палаты Российской Федерации целевого и
эффективного использования средств федерального бюджета,
Минкультуры России письмом от 18 октября 2000 г. N 730-01-58/12-32
проинформировало ректора консерватории М.А. Овчинникова.
Объяснения по фактам финансово - хозяйственных нарушений в
деятельности консерватории, представленные ректором консерватории
М.А. Овчинниковым, Минкультуры России считает неубедительными.
В целях устранения условий и причин финансовой дестабилизации
и других нарушений финансово - хозяйственной и образовательной
деятельности Московской консерватории, а также в целях укрепления
ее руководства приказываю:
1. За грубые нарушения в осуществлении руководства Московской
консерваторией, выразившиеся в нарушении государственной
финансовой дисциплины, нецелевого и неэффективного использования
бюджетных и внебюджетных средств, федеральной собственности,
валютного и налогового законодательства Российской Федерации,
ректора Московской государственной консерватории им.
П.И. Чайковского М.А. Овчинникова уволить по пункту 1 статьи 254
КЗоТ Российской Федерации.
2. Руководителям структурных подразделений министерства -
Департамент науки, образования и развития социально - культурной
инфраструктуры (В.Ф. Зива); Департамент экономической и
инвестиционной политики (Л.Г. Щегловская); отдел бухгалтерского
учета и контроля (Н.С. Куликова) - внести предложения по
устранению недостатков и стабилизации финансово - хозяйственной
деятельности консерватории.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра А.И. Рахаева.
Министр
М.Е.ШВЫДКОЙ
|