МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2000 г. N НМ-61/5611
О ПРАВИЛАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На период до утверждения в установленном порядке нормативно -
методических документов о порядке и правилах эксплуатации и
использования водных ресурсов водохранилищ при решении вопросов,
связанных с разработкой, согласованием и утверждением Правил
эксплуатации водохранилищ, прошу руководствоваться прилагаемыми
"Общими положениями" проекта "Методических указаний по разработке
правил эксплуатации водохранилищ", разработанных в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.97
N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ".
Первый заместитель Министра
Н.Н.МИХЕЕВ
Приложение
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ВК
РФ):
- государственное управление в области использования и охраны
водных объектов осуществляет Правительство Российской Федерации и
специально уполномоченный государственный орган управления
использованием и охраной водного фонда (ст. 71 ВК РФ);
- государственное управление в области использования и охраны
водных объектов на территории субъектов Российской Федерации
осуществляют органы исполнительной власти республик, краев,
областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов (ст. 72 ВК РФ);
- специально уполномоченным государственным органом управления
использованием и охраной водного фонда является Министерство
природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое
осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои
территориальные органы;
- территориальные органы МПР России, осуществляющие
государственное управление в области использования и охраны водных
объектов, представлены на межрегиональном - бассейновые водные
управления (далее - БВУ), региональном - республиканские, краевые
и областные комитеты природных ресурсов (далее - КПР) и на местном
уровне - учреждения или государственные унитарные предприятия или
другие юридические и физические лица, обеспечивающие эксплуатацию
водохранилищ и гидротехнических сооружений (далее - службы
эксплуатации, см. раздел "Основные понятия и определения").
1.2. Настоящие "Методические указания по разработке Правил
эксплуатации водохранилищ" (далее - Методические указания)
предназначены для разработки "Правил эксплуатации водохранилищ"
(далее - Правил).
Разработка Правил осуществляется в соответствии с действующими
на момент их составления законодательными и другими нормативно -
правовыми актами.
1.3. Требования Правил, составленных в соответствии с
настоящими Методическими указаниями, обязательны к исполнению
управлениями, предприятиями и организациями всех министерств и
ведомств, имеющих лицензию на проектирование, строительство и
использование водохранилищ, эксплуатацию гидротехнических
сооружений, а также на водопользование, выполнение научно -
исследовательских, изыскательских, ремонтных и других подобных
работ; оказывающих влияние на состояние акватории, водоохранных
зон и прибрежных защитных полос водохранилищ.
1.4. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими
указаниями Правила являются основным руководящим документом для
службы эксплуатации водохранилищ, в соответствии с которым
осуществляются:
- контроль за соблюдением требований к использованию
водопользователями водных ресурсов водохранилища;
- организация системы наблюдений за состоянием акватории,
прибрежной зоны водохранилища, ГТС, создающих водохранилище, и
защитных ГТС;
- координация и осуществление мероприятий, обеспечивающих
надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища;
- организация службы эксплуатации водохранилища;
- действия в случае аварийных ситуаций и т.д.
При расхождении положений Правил с нормами водного,
земельного, природоохранного и других законодательств,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, а также приказами,
распоряжениями и инструкциями МПР России и его территориальных
органов, службы эксплуатации водохранилищ в своей повседневной
деятельности должны руководствоваться последними.
1.5. Методические указания распространяются на разработку
Правил как проектируемых, так и существующих, расположенных на
территории России водохранилищ, независимо от их назначения, формы
собственности и ведомственной принадлежности.
В соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила
разрабатываются по поднадзорным МПР России водохранилищам с полным
объемом 1,0 млн. куб. м и более, а также по водохранилищам,
имеющим меньшие объемы, переполнение или опорожнение которых в
результате аварий и разрушений ГТС может повлечь за собой
человеческие жертвы, нарушение или прекращение работы крупных
предприятий; по внутригородским водохранилищам.
Настоящие Методические указания не распространяются на
гидроузлы (объекты и ГТС), эксплуатация которых осуществляется по
правилам (инструкциям), имеющим специализированный ведомственный
характер. К ним относятся Правила, регламентирующие эксплуатацию
гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и
других поднадзорных Минэнерго России, Минтрансу России и
Госгортехнадзору России объектов и ГТС.
1.6. При приемке в эксплуатацию водохозяйственного объекта
служба эксплуатации водохранилища должна иметь Правила
эксплуатации водохранилища (приложение 1). В Правила включаются
или оформляются отдельно:
- правила использования водных ресурсов водохранилища;
- местные производственные инструкции по эксплуатации
создающих водохранилище и защитных гидротехнических сооружений;
- проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
- проект зон санитарной охраны источников питьевого
водоснабжения.
При отдельном оформлении перечисленных документов в Правила
включаются их основные положения.
Помимо этого к Правилам должны быть приложены:
- декларация безопасности ГТС;
- лицензии на эксплуатацию водохранилища и ГТС;
- документ о включении объекта в Российский регистр
гидротехнических сооружений.
Наличие вышеперечисленных, утвержденных в установленном
порядке документов при приемке водохранилищ в эксплуатацию
обязательно. В случае отсутствия вышеуказанных документов на
существующих водохранилищах необходима их разработка и
утверждение.
1.7. Основным документом, на основании которого осуществляется
управление водным режимом водохранилища, является неотъемлемая
часть Правил эксплуатации водохранилища - "Правила использования
водных ресурсов водохранилища". Разработка и реализация их ведется
в соответствии с "Методическими указаниями по разработке Правил
использования водных ресурсов водохранилищ", утверждаемыми МПР
России, а по водохранилищам гидроэлектростанций - в соответствии с
"Методическими указаниями по составлению правил использования
водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций",
утверждаемыми Минэнерго России. В настоящих Методических указаниях
приводятся только основные положения по составу и порядку
соблюдения правил использования водных ресурсов водохранилищ
(раздел 5).
1.8. По водохранилищам объемом более 10 млн. куб. м и
водохранилищам комплексного использования объемом от 1 до 10 млн.
куб. м "Правила использования водных ресурсов" составляются и
утверждаются МПР России отдельно.
Для группы водохранилищ, расположенных в каскаде, когда режимы
их работы связаны между собой и не могут осуществляться раздельно,
допускается разработка и утверждение единых для всего каскада
"Правил использования водных ресурсов", отражающих общие положения
и специфику режима работы каждого из водохранилищ.
1.9. Основным документом, на основании которого осуществляется
хозяйственная и иная деятельность в водоохранных зонах и
прибрежных защитных полосах водохранилищ, является проект их
установления, разработка и реализация которого ведется в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N 1404
и издаваемыми в соответствии с ним нормативно - методическими
документами. В настоящих Методических указаниях рассматриваются
только основные положения по составу и порядку контроля за
соблюдением установленных в водоохранных зонах и прибрежных
защитных полосах водохранилищ условий хозяйственной и иной
деятельности (раздел 6).
1.10. Настоящие Методические указания являются руководящим
документом, в соответствии с которым разрабатываются правила
технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ,
включающие:
- координацию и контроль за проведением мероприятий,
обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов
водохранилища при соблюдении требований охраны природной среды и
условий воспроизводства водных биоресурсов;
- организацию и проведение наблюдений за состоянием акватории,
водоохранной зоны и прибрежных защитных полос водохранилища и зоны
его влияния в нижнем бьефе;
- координацию и выполнение мероприятий, обеспечивающих
надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища и зоны
его влияния в нижнем бьефе;
- эксплуатацию защитных и создающих водохранилище ГТС в
нормальных условиях и в случае возникновения аварийных ситуаций;
- организацию и содержание работы служб эксплуатации
водохранилищ и эксплуатирующих ГТС организаций.
1.11. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими
указаниями Правила предусматривают:
- обеспечение благоприятных экономических, социальных,
экологических условий проживания населения в зоне влияния
водохранилища;
- охрану водных ресурсов от загрязнения, засорения и
истощения;
- предупреждение, снижение до минимума и ликвидацию вредного
воздействия вод;
- наиболее целесообразный и экономически оправданный порядок
удовлетворения требований водопользователей в различных
гидрологических ситуациях при соблюдении требований охраны
окружающей среды и обеспечении условий для воспроизводства водных
биоресурсов;
- обеспечение безопасности ГТС, населения и хозяйственных
объектов в зоне водохранилища и на нижележащем участке реки в
пределах влияния регулирования стока водохранилищем;
- сохранение в зоне влияния водохранилища условий
существования животного и растительного мира.
1.12. Для проектируемых водохранилищ Правила разрабатываются
по отдельному титулу (договору) в составе проектов (рабочей
документации) водохранилищ и утверждаются к моменту приемки
водохранилища в постоянную эксплуатацию.
Началом постоянной эксплуатации водохранилищ является дата
утверждения в установленном порядке акта комиссии по приемке всего
комплекса сооружений в постоянную эксплуатацию после завершения
начального наполнения водохранилища и ввода его в нормальный режим
работы.
Отсутствие утвержденных в установленном порядке Правил
является основанием для отказа в приемке водохранилища в
эксплуатацию.
1.13. При поэтапном наполнении водохранилища до НПУ
составляются временные правила эксплуатации водохранилищ с учетом
предусмотренных проектом пусковых комплексов.
1.14. Техническое задание на разработку Правил согласовывается
бассейновыми или, по их поручению, территориальными органами
специально уполномоченного государственного органа управления
использованием и охраной водного фонда. По крупнейшим
водохранилищам Российской Федерации, ведение режимов работы
которых осуществляется бассейновыми органами совместно с МПР
России, технические задания согласовываются с МПР России.
При разработке Правил должны быть учтены положения бассейновых
соглашений о восстановлении и охране водных объектов (ст. 120 ВК
РФ).
Правила разрабатываются собственниками гидроэнергетических или
гидротехнических сооружений этих водохранилищ или эксплуатирующими
водохранилища организациями в случае, если ГТС находятся в
государственной собственности.
В случае, когда Правила разрабатываются эксплуатирующей
водохранилище организацией, являющимся одновременно собственником
ГТС, в Правила включаются требования к эксплуатации всего
комплекса сооружений, включая ГТС, создающие водохранилище. Если в
состав ГТС, создающих водохранилище, входят ГТС, поднадзорные
Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России, то
Правила с привлечением средств вышеуказанных ведомств
разрабатываются применительно только к водохранилищу, с учетом
предъявляемых к нему требований, обеспечивающих нормальную
эксплуатацию этих ГТС.
1.15. Функции заказчика по проведению водоохранных и
берегоукрепительных работ выполняются МПР России, другими
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями, в собственности которых
находятся водохранилища.
1.16. Средства, необходимые для осуществления работ по
поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии
водохранилищ комплексного назначения, отнесенных к федеральной
собственности, предусматриваются в проектах федеральной
инвестиционной программы и федерального бюджета на очередной
финансовый год. Заинтересованным органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации рекомендуется в своих бюджетах
предусматривать средства для осуществления работ по поддержанию в
надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ,
отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также
привлекать для этих целей средства заинтересованных организаций и
другие внебюджетные источники. Поддержание в надлежащем
техническом состоянии водохранилищ, предоставленных в особое
пользование, осуществляется организациями, в пользовании которых
находятся водохранилища.
1.17. Заказчиком и финансирующим органом по разработке
инструкций и других документов, регламентирующих эксплуатацию
гидроузлов и входящих в их состав гидроэнергетических, судоходных,
судопропускных, лесопропускных и других ГТС, находящихся на
балансе Минэнерго России, Минтранса России и Госгортехнадзора
России, являются ведомственные дирекции этих гидроузлов.
1.18. Утверждение и, при необходимости, переутверждение Правил
(п. 1.6), осуществление технической инвентаризации и паспортизации
водохранилищ и ГТС на них независимо от их ведомственной
принадлежности и форм собственности возложено на МПР России (п. 2
Постановления Правительства от 20.06.97 N 762 "О порядке
эксплуатации водохранилищ"). Исключение составляют местные
производственные инструкции ГТС гидроузлов, подведомственных
Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору. Утверждение
Правил производится:
- МПР России по водохранилищам, расположенным на территории
нескольких субъектов Российской Федерации или вносящих
существенные изменения в режим рек других субъектов Российской
Федерации, а также по водохранилищам, расположенным на территории
одного субъекта Российской Федерации, объемом более 100 млн. куб.
м или необходимым для обеспечения нужд обороны, безопасности,
федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных
государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям
Российской Федерации;
- бассейновыми водохозяйственными управлениями или, по их
поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам
объемом от 50 до 100 млн. куб. м;
- территориальными комитетами природных ресурсов субъектов
Российской Федерации или, по их поручению, другими уполномоченными
органами по водохранилищам, расположенным на территории одного
субъекта Российской Федерации и не вносящим существенных изменений
в режим реки на территории других субъектов Российской Федерации,
и по водохранилищам объемом менее 50 млн. куб. м;
- Минсельхозом России по ирригационным водохранилищам,
являющимся водоисточниками оросительных систем по согласованию с
МПР России или его территориальными органами;
- Госкомрыболовством России по специальным для рыбного
хозяйства водохранилищам (нерестово - вырастные, товарные
хозяйства и др.) по согласованию с МПР России или его
территориальными органами.
1.19. Правила эксплуатации водохранилищ, относящихся к
федеральной собственности, согласовываются с органами
исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня
субъектов Российской Федерации, на территорию которых
распространяется зона влияния водохранилища, или, по их поручению,
с другими уполномоченными органами и заинтересованными
организациями.
Правила эксплуатации водохранилищ, находящихся в собственности
субъектов Российской Федерации, согласовываются с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В состав заинтересованных организаций как федерального, так и
уровня субъектов Российской Федерации входят специально
уполномоченный государственный орган управления использованием и
охраной водного фонда (МПР России), специально уполномоченный
государственный орган в области охраны окружающей природной среды
(МПР России), федеральный орган управления лесным хозяйством (МПР
России), государственный орган санитарно - эпидемиологического
надзора (Минздрав России), государственный орган управления
использованием и охраной рыбных ресурсов (Госкомрыболовство
России), специально уполномоченный государственный орган в области
гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет), МЧС
России, Минэнерго России, Минтранс России, Минсельхоз России,
Госкомзем России, Госгортехнадзор России и их территориальные
органы. Состав организаций, согласовывающих Правила, в зависимости
от конкретных природных и хозяйственных условий может быть как
расширен, так и сокращен.
Временные Правила (п. 1.13) дополнительно согласовываются с
организациями, выполняющими мероприятия по созданию водохранилищ и
строительству гидротехнических сооружений.
1.20. Правила подлежат пересмотру:
- при необходимости изменения условий регулирования стока;
- при возникновении новых природно - техногенных условий;
- при возникновении дополнительных требований к безопасности
эксплуатации ГТС;
- при изменении состава ГТС;
- по мере накопления опыта эксплуатации водохранилища.
1.21. Срок действия Правил и условия их пересмотра
определяются органом, утвердившем эти Правила, по согласованию с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
водопользователями.
1.22. Для водохранилищ, режим работы которых затрагивает
интересы сопредельных государств, Правила должны учитывать
определенные международными договорами интересы другой стороны.
1.23. Каждый раздел Методических указаний, в зависимости от
изученности вопроса, включает рекомендательные, методические,
методологические материалы, относящиеся к соответствующему разделу
Правил.
1.24. При разработке Правил конкретных водохранилищ не следует
приводить в них сведений и разделов из Методических указаний, не
относящихся к конкретному водохранилищу.
1.25. Проект Правил согласовывается заинтересованными
организациями в течение 30 календарных дней.
1.26. Права и ответственность эксплуатирующих водохранилище и
ГТС организаций, водопользователей и водопотребителей, их
взаимоотношения, порядок разрешения споров по вопросам
использования и охраны водных объектов определяются водным,
гражданским и уголовным законодательствами.
1.27. Правилами должны в обязательном порядке обеспечиваться:
- организации, эксплуатирующие водохранилище;
- органы МПР России, утверждающие Правила (п. 1.18);
- бассейновые управления органов Госкомрыболовства России;
- организации - владельцы ГТС, создающих водохранилища;
- страховой фонд документации (Постановление Правительства РФ
от 26.12.95 N 1253-68).
|