Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.Н.КОНДРАТЕНКО
19 октября 2000 г. N ЦВ-ЦЧУ/792
ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ НАЛИЧИЯ И РЕМОНТА НЕИСПРАВНЫХ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок учета наличия
неисправных грузовых вагонов (далее - неисправные вагоны),
пересылки их в ремонт, выпуска из ремонта, простоя в неисправном
состоянии, отцепок вагонов по техническому состоянию от поездов и
составов на железных дорогах Российской Федерации в условиях
функционирования номерного учета вагонов.
В условиях совместной эксплуатации учету подлежат все вагоны
инвентарного парка, принадлежащие железным дорогам государств -
участников Соглашения о совместном использовании вагонов и
контейнеров, зарегистрированные в Автоматизированном банке данных
парка вагонов (далее - АБД ПВ), а также собственные вагоны,
принадлежащие юридическим и физическим лицам, имеющие
восьмизначную нумерацию на цифру "5" в первом знаке (далее -
собственные вагоны), зарегистрированные в АБД ПВ и имеющие право
курсирования на железнодорожных путях общего пользования.
1.2. Неисправными считаются вагоны, которые по своему
техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на
железнодорожные пути общего пользования, требующие ремонта,
исключения из инвентарного парка или оформления:
отстановки в запас МПС России;
технического паспорта вагона формы ВУ-4М (далее - форма ВУ-4М);
перенумерации;
передачи в собственность юридических и физических лиц.
Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного
хозяйства или другими работниками, на которых приказом начальника
железной дороги возложены обязанности по техническому обслуживанию
вагонов.
1.3. Перевод вагонов в неисправные производится на основании
уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23М (далее - уведомление
формы ВУ-23М).
Учет неисправных вагонов осуществляется номерным способом на
основании выданных уведомлений формы ВУ-23М.
При пересылке неисправных вагонов в ремонт промежуточная
железнодорожная станция, включающая их в свой вагонооборот,
учитывает эти вагоны в наличии неисправных на основании
сопроводительного листка формы ВУ-26М (далее - форма ВУ-26М) без
оформления уведомления формы ВУ-23М.
1.4. Учет неисправных вагонов ведется по их дислокации:
в вагонных депо (далее - ВЧД), вагоноремонтных заводах (далее -
ВРЗ), пунктах технического осмотра (далее - ПТО) по зонам
обслуживания - в режиме реального времени;
на железнодорожных станциях - в режиме реального времени;
на каждом отделении железной дороги и на каждой железной дороге
Российской Федерации, включая наличие неисправных вагонов в
поездах в движении;
всей сети железных дорог Российской Федерации.
Учет неисправных вагонов обеспечивается по родам вагонов,
группам оперативно-статистического учета, принадлежности (вагоны
инвентарного парка и собственные вагоны) и видам ремонта:
капитальный, деповской, текущий отцепочный (ТР-1, ТР-2), для
отстановки в запас МПС России.
1.5. Снятие вагона с учета наличия неисправных производится на
основании:
уведомления о приемке вагона из ремонта формы ВУ-36М (далее -
уведомление формы ВУ-36М);
на все неисправные вагоны, отремонтированные плановыми видами
ремонта, уведомление формы ВУ-36М составляется в трех экземплярах.
Первый экземпляр уведомления формы ВУ-36М или его электронный
аналог передается в станционный технологический центр обработки
поездной информации и перевозочных документов (далее - станционный
технологический центр) для использования при составлении
статистического отчета о вагонном парке формы ДО-2 (далее - отчет
формы ДО-2), второй прикладывается к платежному требованию, третий
вручается работнику, ведающему учетом наличия неисправных вагонов
в ВЧД или на ВРЗ;
акта передачи (приема) грузового вагона на баланс формы ВУ-70М
(далее - акт формы ВУ-70М);
утвержденного акта на исключение из инвентаря грузового вагона
формы ВУ-10М (далее - акт формы ВУ-10М);
актом формы ВУ-10М оформляются также собственные вагоны при их
нахождении на железнодорожных путях общего пользования, которые по
своему техническому состоянию подлежат исключению;
акта об отстановке вагонов в запас МПС России формы ДУ-6М
(далее - акт формы ДУ-6М).
1.6. На основании формы ВУ-26М производится снятие вагона с
учета наличия неисправных по ВЧД, но вагон продолжает учитываться
в наличии неисправных в поездах в движении в соответствии с
данными натурного листа поезда формы ДУ-1 (далее - форма ДУ-1).
Неисправный вагон не может быть отправлен с железнодорожной
станции без оформления формы ВУ-26М.
1.7. Учет наличия неисправных вагонов ведется на ПТО, ВЧД, ВРЗ
ежесуточно в физических единицах.
1.8. Отчетность составляется ВЧД, включая все участки по зоне
обслуживания, за соответствующий отчетный период по состоянию на
отчетный час:
12 часов московского времени - для Красноярской, Восточно-
Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной, Сахалинской железных
дорог;
14 часов - для Западно-Сибирской железной дороги;
18 часов - для других железных дорог Российской Федерации.
1.9. Порядок учета наличия неисправных вагонов с использованием
ЭВМ основывается на методологических положениях настоящей
Инструкции, указаниях МПС России по этим вопросам и
устанавливается с учетом местных условий при приемке в
промышленную эксплуатацию соответствующих автоматизированных
рабочих мест (далее - АРМ) и автоматизированных систем.
2. УЧЕТ НАЛИЧИЯ НЕИСПРАВНЫХ ВАГОНОВ
2.1. Началом времени нахождения вагона в неисправном состоянии
считается время обнаружения неисправного вагона, зафиксированное в
уведомлении формы ВУ-23М.
2.2. В наличии неисправных учитываются все вагоны, оформленные
уведомлением формы ВУ-23М, а также вагоны при передислокации -
пересылке в ремонт, оформленные формой ВУ-26М.
Информация о неисправном вагоне в виде электронного аналога
уведомления формы ВУ-23М передается ПТО, ВЧД, ВРЗ в информационно-
вычислительный центр железной дороги (далее - ИВЦ), где
обрабатывается и передается в ГВЦ МПС России.
Экземпляр уведомления формы ВУ-23М или ее электронный аналог
передается также в станционный технологический центр для
использования при составлении отчета формы ДО-2.
ИВЦ отмечает факт перевода вагона в наличие неисправных в
вагонной модели железной дороги.
ГВЦ МПС России фиксирует момент перевода вагона в наличие
неисправных в АБД ПВ и в вагонной модели сети железных дорог
Российской Федерации.
2.3. Неисправные вагоны, находящиеся в движении, оформленные
формой ВУ-26М, учитываются номерным способом с помощью
автоматизированной системы управления перевозками в пределах
отделения железной дороги (железной дороги, сети железных дорог
Российской Федерации). Учет обеспечивается на основании формы ДУ-1
по времени нахождения пересылаемых в ремонт вагонов в поездах в
движении. Количество пересылаемых неисправных вагонов отражается
отдельной строкой в отчете формы ДО-2 на отчетный час.
При пересылке неисправных вагонов для ремонта в другое ПТО,
ВЧД, ВРЗ к форме ДУ-1 на основании уведомления формы ВУ-23М
прилагаются следующие документы:
форма ВУ-26М;
акт о годности цистерны для ремонта формы ВУ-19;
дорожная ведомость (для вагонов нерабочего парка) формы ГУ-64
(далее - форма ГУ-64);
требование-накладная формы ГУ-65 (далее - форма ГУ-65);
акт о повреждении вагона формы ВУ-25 (далее - акт формы ВУ-25),
если отправляется поврежденный вагон.
В соответствии с Правилами перевозок подкарантинных грузов на
железнодорожном транспорте и Правилами перевозок животных на
железнодорожном транспорте в необходимых случаях вагоны, в том
числе неисправные, подлежат обеззараживанию или дезинфекции.
Неисправные вагоны, подлежащие обеззараживанию или дезинфекции,
направляются в ремонт только после проведения указанных работ.
2.4. Все неисправные вагоны, находящиеся в зоне обслуживания
ВЧД, учитываются в Книге номерного учета наличия и ремонта
неисправных вагонов грузового парка формы ВУ-31 (далее - Книга
формы ВУ-31), которая ведется отдельно по каждому виду ремонта.
2.5. Уведомление формы ВУ-23М выдается на каждый неисправный
вагон независимо от необходимости производства перед его ремонтом
очистки, дезинфекции, промывки, пропарки, нейтрализации,
экипировки рефрижераторного подвижного состава, перегрузки груза
или выгрузки, а также на вагоны, прибывшие на железнодорожную
станцию назначения с формой ВУ-26М.
Уведомление формы ВУ-23М выдается также на вагоны, отцепленные
от поезда (состава) по техническим неисправностям, и является
основанием для их учета в Книге формы ВУ-31. Учет отцепок вагонов
ведется по месту отцепки независимо от того, был задержан поезд в
пути следования или нет.
Отцепки вагонов учитываются по грению букс и прочим техническим
неисправностям. К отцепкам вагонов по грению букс относятся все
случаи грения независимо от причины. К отцепкам вагонов по прочим
техническим неисправностям (кроме грения букс) относятся отцепки,
вызванные, в частности, неисправностями колесных пар, деталей
роликовых букс, тележек, рам вагонов, кузовов вагонов.
Не считаются отцепленными от поезда, но учитываются в наличии
неисправных вагонов по соответствующему виду ремонта вагоны:
отцепленные на железнодорожной станции назначения или
железнодорожной станции расформирования поезда;
поврежденные при маневрах на железнодорожных станционных,
железнодорожных подъездных путях и горках;
неисправность у которых обнаружена при подготовке их к
перевозкам.
2.6. Уведомление формы ВУ-23М не выдается на:
вагоны, ремонтируемые безотцепочным текущим ремонтом в парках
прибытия и отправления и при подготовке вагонов к перевозкам в
пределах норм времени, установленных технологическим процессом
работы;
исправные вагоны, подаваемые под очистку, промывку, пропарку,
дезинфекцию, нейтрализацию, а также для оборудования под
специальные перевозки и разоборудования после них;
вагоны-механизмы, имеющие восьмизначную нумерацию на цифру 1 в
первом знаке, а также вагоны с нумерацией менее восьми знаков на
борту.
2.7. Отчетность о наличии и ремонте неисправных вагонов по всем
уровням управления формируется на основании данных номерного
учета.
При наличии в ВЧД, ПТО типового АРМа формы первичного учета и
отчетность выдаются с использованием программных средств согласно:
Альбому форм первичной документации по вагонному хозяйству;
Методическим указаниям по оформлению и представлению документов
при централизации инвентарного и бухгалтерского учета вагонов
грузового парка;
Табелю форм статистической отчетности по вагонному хозяйству.
При наличии соответствующих технических возможностей на
основании данных вагонной модели железной дороги ИВЦ формирует
отчетные данные по железной дороге (отделениям железной дороги) и
представляет их в установленном порядке пользователям.
ГВЦ МПС России суммирует данные, полученные от ИВЦ, и
представляет отчетность пользователям в установленном порядке.
3. УЧЕТ НАЛИЧИЯ НЕИСПРАВНЫХ ВАГОНОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В РЕМОНТ
3.1. На все неисправные вагоны, пересылаемые в ремонт,
составляется форма ВУ-26М.
Через АРМ ВЧД и железнодорожную станцию примыкания информация о
пересылаемых вагонах в формализованном виде передается в ИВЦ и
вводится в вагонную модель железной дороги. Данная информация
является основанием для учета этих неисправных вагонов в поездах в
движении.
3.2. Пересылка неисправных вагонов в капитальный ремонт на ВРЗ,
в капитальный и деповской ремонты в ВЧД других железных дорог
производится с разрешения Департамента вагонного хозяйства МПС
России.
Пересылка неисправных вагонов в капитальный, деповской и
текущий отцепочный ремонты в ВЧД в границах одной железной дороги
производится с разрешения службы вагонного хозяйства железной
дороги.
3.3. На все неисправные вагоны, прибывшие к месту ремонта с
формой ВУ-26М, выписывается уведомление формы ВУ-23М для их
постановки на учет наличия неисправных.
4. ПОРЯДОК СНЯТИЯ ВАГОНОВ С УЧЕТА НАЛИЧИЯ НЕИСПРАВНЫХ
4.1. Формы учетных документов, которыми вагоны снимаются с
учета наличия неисправных, указаны в пункте 1.5 настоящей
Инструкции.
4.2. Временем снятия вагонов с учета наличия неисправных
считается:
для всех отремонтированных, разбракованных, перенумерованных
вагонов и вагонов после составления формы ВУ-4М - момент
оформления уведомления формы ВУ-36М;
для вагонов, отставленных в запас МПС России, - момент
оформления формы ДУ-6М;
для вагонов, исключенных из инвентарного парка по акту формы ВУ-
10М, и вагонов, оформленных актом формы ВУ-70М, - момент внесения
изменения в АБД ПВ, фиксируемый ГВЦ МПС России.
4.3. Информация о переводе вагонов в рабочий парк (в
формализованном виде о выпуске из ремонта) передается в ИВЦ и
далее в ГВЦ МПС России.
ВЧД, ПТО передает в установленные адреса информацию о снятии
вагона с учета наличия неисправных в виде электронного аналога
уведомления формы ВУ-36М.
ИВЦ отмечает факт перевода вагона в рабочий парк на дорожном
уровне в вагонной модели железной дороги.
ГВЦ МПС России фиксирует момент перевода вагона в рабочий парк
на сетевом уровне в АБД ПВ и в вагонной модели сети железных дорог
Российской Федерации.
5. УЧЕТ ПРОСТОЯ ВАГОНОВ В НЕИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
5.1. Время простоя вагонов в неисправном состоянии определяется
на:
отремонтированные вагоны инвентарного парка железных дорог;
собственные вагоны, имеющие право курсирования на
железнодорожных путях общего пользования;
снятые с учета наличия неисправных, но не отремонтированные:
исключенные из инвентаря, разбракованные, ожидающие отправления в
ремонт в другие ВЧД и на ВРЗ;
ожидающие подачи в ремонт на ВРЗ на железнодорожных путях
железнодорожных станций примыкания.
5.2. Учет простоя вагонов в неисправном состоянии ведется по
месту ремонта вагонов в условиях функционирования номерного учета
вагонов по Книге формы ВУ-31.
5.3. Время простоя вагонов в неисправном состоянии учитывается
по видам ремонта: капитального, деповского, текущего отцепочного.
5.4. Общее время простоя вагонов в неисправном состоянии во
всех видах ремонта определяется со времени выдачи уведомления
формы ВУ-23М до времени оформления уведомления формы ВУ-36М.
Неисправные вагоны, находящиеся в движении, учитываются за
отделением железной дороги (железной дорогой) без учета времени их
нахождения в нерабочем парке.
5.5. Простой неисправных вагонов, прибывших в ремонт по форме
ВУ-26М, учитывается с момента выдачи уведомления формы ВУ-23М в
пункте ремонта до времени оформления уведомления формы ВУ-36М.
5.6. Общее время простоя неисправных вагонов в плановых видах
ремонта учитывается непрерывно, включая выходные и праздничные
дни, в капитальном ремонте - в календарных сутках, в деповском
ремонте - в часах. Время простоя непосредственно в ремонте
учитывается, соответственно, в рабочих сутках или часах без
включения выходных и праздничных дней. При работе ремонтных бригад
по скользящему графику выходные и праздничные дни из времени
простоя не исключаются.
В текущем ремонте неисправных вагонов учет общего времени
простоя и простоя в ремонте ведется в часах, включая выходные и
праздничные дни.
5.7. Время простоя рефрижераторных секций, хоппер-дозаторных и
думпкарных вертушек в плановых видах ремонта определяется в целом
на рефрижераторную секцию, хоппер-дозаторную или думпкарную
вертушку, а в текущем ремонте - только по фактически
отремонтированным вагонам.
Уведомление формы ВУ-23М и уведомление формы ВУ-36М при
плановых видах ремонта выдается одно на рефрижераторную секцию,
хоппер-дозаторную или думпкарную вертушку с перечислением номеров
всех вагонов.
5.8. Время простоя отдельных вагонов рефрижераторной секции,
хоппер-дозаторной или думпкарной вертушки, снятых с учета наличия
неисправных без производства ремонта, определяется на:
исключенные из инвентаря или подлежащие оформлению для передачи
(приема) на баланс сторонним организациям по форме ВУ-70М - до
момента внесения изменения в АБД ПВ, фиксируемого ГВЦ МПС России;
разбракованные - с момента выдачи уведомления формы ВУ-23М до
времени оформления уведомления формы ВУ-36М;
ожидающие отправления в ремонт на ВРЗ и в другие ВЧД - со
времени выдачи уведомления формы ВУ-23М до времени оформления
формы ВУ-26М;
ожидающие подачи в ремонт на ВРЗ - со времени выдачи
уведомления формы ВУ-23М до времени подписания представителями ВЧД
и ВРЗ приемо-сдаточной ведомости на передачу грузовых вагонов для
ремонта на ВРЗ формы ВУ-71.
6. УЧЕТ НАЛИЧИЯ НЕИСПРАВНЫХ ВАГОНОВ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ
СЕКЦИЙ, ХОППЕР-ДОЗАТОРНЫХ И ДУМПКАРНЫХ ВЕРТУШЕК
6.1. Рефрижераторная секция (далее - секция), получившая
повреждения, должна учитываться в наличии неисправных с момента
повреждения вагонов. При повреждении одного вагона секции
уведомление формы ВУ-23М должно составляться на всю секцию с
указанием всех номеров вагонов.
6.2. При поступлении секции, хоппер-дозаторной или думпкарной
вертушки (далее - вертушка) в плановые виды ремонта уведомление
формы ВУ-23М выдается одно на всю секцию или вертушку с указанием
номера секции или вертушки и, соответственно, всех номеров вагонов
для их учета в наличии неисправных.
При выпуске из ремонта секции или вертушки уведомление формы ВУ-
36М составляется также одно на всю секцию или вертушку с указанием
номера секции или вертушки и всех номеров вагонов, входящих в нее.
Если в ВЧД к концу отчетного периода плановыми видами ремонта
не полностью отремонтированы все вагоны секции или вертушки, то в
этом случае в выполнение плана отчетного периода включаются
фактически отремонтированные вагоны. Эти вагоны оформляются
уведомлением формы ВУ-36М, которое на железнодорожную станцию не
передается и остается в делах ВЧД.
6.3. При производстве текущего ремонта отдельным вагонам секции
уведомление формы ВУ-23М выдается одно на всю секцию с указанием
номеров всех вагонов для их учета в наличии неисправных.
При выпуске из ремонта секции уведомление формы ВУ-36М выдается
также одно на всю секцию с указанием номеров всех вагонов для
снятия их с учета наличия неисправных, причем в числе
отремонтированных учитываются только фактически отремонтированные
вагоны.
6.4. Производство текущего отцепочного ремонта отдельным
вагонам вертушки оформляется и учитывается на общих основаниях.
6.5. При пересылке в ремонт секции уведомление формы ВУ-23М и
форма ВУ-26М выдаются при направлении:
в плановые виды ремонта - начальником секции за своей подписью,
заверенной печатью ВЧД приписки;
в текущий ремонт на ближайший пункт или в ВЧД приписки -
начальником ВЧД по месту нахождения за своей подписью, заверенной
печатью ВЧД, - по заявке начальника секции;
на поврежденные вагоны - начальником ВЧД по месту нахождения
секции за своей подписью, заверенной печатью ВЧД, с приложением
акта формы ВУ-25.
Товарный кассир железнодорожной станции отправления секции в
ремонт на основании уведомления формы ВУ-23М, формы ВУ-26М, акта
формы ВУ-25, формы ГУ-65 составляет дорожную ведомость формы ГУ-64
и в маршруте рефрижераторной секции формы ВУ-83 записывает пункт
назначения секции, заверяет его своей подписью и штемпелем
железнодорожной станции. Комплект документов следует с секцией.
При направлении вертушки в плановый ремонт начальник ВЧД по
месту нахождения вертушки выдает железнодорожной станции
отправления уведомление формы ВУ-23М и форму ВУ-26М за своей
подписью, заверенной печатью ВЧД.
6.6. Порядок учета простоя в неисправном состоянии секции или
вертушки предусмотрен в разделе 5 настоящей Инструкции.
7. Признаются утратившими силу:
Инструкция по учету наличия и ремонта неисправных вагонов,
утвержденная МПС России 13 апреля 1993 г. N ЦЧУ/161, в части учета
наличия и ремонта неисправных грузовых вагонов;
телеграмма МПС России от 29 декабря 1993 г. N Н-14637.
|