ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2000 г. N 751-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ
РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесенный депутатом
Государственной Думы второго созыва О.А. Шенкаревым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике до 20 ноября 2000 года.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатом
Государственной Думы
О.А. ШЕНКАРЕВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ
КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699;
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.
4561; 1996, N 51, ст. 5680; 1997, N 47, ст. 5341) следующие
изменения и дополнения:
1. В части первой статьи 13 слова "или с работами по
ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС" исключить.
2. В статье 24:
часть шестую статьи 24 изложить в следующей редакции:
"Настоящим Законом под заболеваниями, связанными с
радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы,
понимаются их следующие виды:
1. Хроническая лучевая болезнь.
2. Лучевая катаракта.
3. Лучевые ожоги.
4. Первичный рак: щитовидной железы, женской груди, пищевода,
желудка, гортани, кишечника, поджелудочной железы, желчных
протоков, желчного пузыря, печени (если нет признаков гепатита B
или цирроза печени).
5. Острые и хронические миелоидные лейкозы.
6. Эритромиелодисплазия и апластическая анемия.
7. Микроцефалия с последующим развитием умственной отсталости
у детей первого поколения лиц, подвергшихся радиационному
воздействию.
Характер каждого из заболеваний, зависимость их проявления от
времени облучения и от иных воздействий (профессиональной
деятельности, злоупотребления алкоголем, курением и т.п.)
определяется Правительством Российской Федерации.";
в части седьмой вместо слов "и инвалидности" дополнить словами
", инвалидности и смерти";
части восемь и десять исключить.
Статья 2. Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 1992 году Чернобыльский закон дополнили положениями, по
которым к числу пострадавших стали относить участников ликвидации
катастрофы на ЧАЭС, не имеющих заболеваний, связанных с
радиационным воздействием. К тому же в Закон была введена норма об
"автоматической" связи любой инвалидности участника ликвидации с
работами на ЧАЭС в безусловном порядке. Причем установление связи
заболевания с работами на ЧАЭС возложили на ВТЭКи (которые созданы
в каждом районе), где нет специалистов по радиационным болезням.
Еще более странным выглядят положения о том, что не должно
учитываться состояние здоровья гражданина до облучения и время от
облучения до проявления болезни. Ведь мировой медицине известно,
что рак легких у заядлого курильщика может быть следствием не
облучения, а именно этой вредной привычки. С другой стороны, если
онкологическое заболевание проявилось менее чем через пять лет
после облучения, связывать его с радиационным воздействием нет
оснований.
Все эти несуразицы и нелепости, появившиеся в Чернобыльском
законе еще шесть лет назад, привели к тому, что гражданину с
удостоверением ликвидатора катастрофы на ЧАЭС практически при
любом обычном заболевании (гипертонии, язве желудка и т.п.) стали
оформлять чернобыльскую инвалидность. Как следствие, число таких
"инвалидов" выросло с девяти тысяч в 1992 году до почти 50 тысяч
человек в 1998 г. В 1997 - 1998 годах число "инвалидов" росло на
тысячу в месяц. А ведь по прогнозу Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) и МАГАТе число заболевших от катастрофы на
ЧАЭС на территории Украины, Белоруссии и России не должно
превысить за обозримое после аварии время (70 лет) нескольких
тысяч человек, в основном, детей с диагнозом "рак щитовидной
железы". На сегодня с таким диагнозом в России имеется около 200
детей. Все это говорит о том, что цифра 50 тысяч инвалидов не
выдерживает никакой критики.
К тому же на ситуацию негативно повлияли и подзаконные акты.
Так, в появившемся 6 августа 1996 года Приказе Минздрава N 311
были обозначены два перечня заболеваний. Один - для населения,
проживающего (проживавшего) на загрязненных территориях,
эвакуированных, детей ликвидаторов, участников ликвидации ядерных
аварий (кроме Чернобыльской), пострадавших от аварии на комбинате
"Маяк" в 1957 году, сбросов радиоактивных отходов в реку Теча,
испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. В нем
обозначено семь групп заболеваний (от лучевой болезни до
онкологических), которые могут быть вызваны радиационным
воздействием на человека. Причем эти заболевания содержатся и в
законах США, Японии. То есть они признаны мировой наукой и
практикой.
Второй - для участников ликвидации Чернобыльской катастрофы. В
нем обозначены 11 групп заболеваний, семь из которых не связаны с
радиационным воздействием, но, по мнению авторов Приказа, могут
быть вызваны выполнением работ на ЧАЭС. Здесь и гипертония, и язва
желудка, и ишемическая болезнь сердца, и заболевания органов
дыхания, и даже "неврозоподобные и депрессивные состояния"...
Таких заболеваний нет не только в законодательстве
постиндустриальных стран, но и Белоруссии, и Украины.
Чиновники Минздрава здесь встали не на защиту государственных
интересов, а наоборот, как бы проявляя заинтересованность в росте
числа пациентов, открыли ворота для увеличения числа якобы
пострадавших.
Этот второй перечень сыграл свою негативную роль и в том, что
обычные болезни стали связываться с Чернобыльским фактором,
создавая у граждан иллюзию обязательности заболевания.
Для того чтобы исключить своеволие чиновников, предлагается
(по опыту США, Японии, Белоруссии и Украины) ввести
непосредственно в Закон перечень заболеваний, связанных с
радиационным воздействием. Согласно именно этому перечню будет
устанавливаться связь заболевания, инвалидности и смерти с
воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Причем
устанавливать эту связь будут не ВТЭКи, а только межведомственные
экспертные советы, которые состоят из специалистов по радиационной
медицине.
Из Закона изымаются положения о безусловном порядке
установления связи заболевания с катастрофой на ЧАЭС, о неучете
времени, прошедшего от момента облучения до заболевания. Вводится
норма об обязательном принятии во внимание при установлении
причинной связи возможности появления даже онкологического
заболевания как следствия профессиональной деятельности (рак
легких у шахтера) или от злоупотребления алкоголем, курением и
т.п. Такие нормы уже много лет действуют в законодательстве других
стран (США, Японии, ФРГ) и являются социально оправданными.
Дополнительных затрат из бюджета изменения в Закон не
потребуют.
Депутат Госдумы
О.ШЕНКАРЕВ
|