УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.09.2004 N 506
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2000 г. N 783
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
(с изм. и доп., согл. Постановлений Правительства РФ от 30.08.2002 N 649,
от 01.12.2003 N 729)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской
Федерации по налогам и сборам.
2. Признать утратившими силу Постановление Правительства
Российской Федерации от 23 сентября 1996 г. N 1132 "О Федеральной
службе России по обеспечению государственной монополии на
алкогольную продукцию" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 40, ст. 4658) и Постановление Правительства
Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. N 1149 "Вопросы
Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии
на алкогольную продукцию" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 37, ст. 4305).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 октября 2000 г. N 783
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.08.2002 N 649,
от 01.12.2003 N 729)
1. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС
России) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей
налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и
осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в
бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном
объеме налогов, сборов и других обязательных платежей,
обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль
и регулирование в области производства и оборота этилового спирта
и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном
порядке валютный контроль.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц,
крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2002 N 649;
в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2003 N 729)
2. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
осуществляет возложенные на него функции и полномочия
непосредственно и через свои территориальные органы.
3. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его
территориальные органы - управления Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации,
межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без
районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются - налоговые
органы) образуют единую централизованную систему налоговых
органов.
4. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
5. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым
кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
6. Основными задачами Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам являются:
1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и
сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в
соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) участие в разработке и осуществлении налоговой политики с
целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий
бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и
других обязательных платежей в полном объеме;
3) осуществление валютного контроля в соответствии с
законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и
валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
4) осуществление государственного контроля производства и
оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья
(далее именуется - этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной
и табачной продукции;
5) осуществление в установленном порядке государственной
регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
(пп. 5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2002 N 649,
в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2003 N 729)
7. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в
соответствии с возложенными на него задачами осуществляет
следующие функции:
1) проводит работу по взиманию законно установленных налогов,
сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах
своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для
налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых
органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных
документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а
также устанавливает порядок их заполнения;
2) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых
в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и
других обязательных платежей в соответствующий бюджет и
государственные внебюджетные фонды;
3) ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) проводит разъяснительную работу в отношении применения
законодательства о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно
информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах,
предоставляет налогоплательщикам формы установленной отчетности,
разъясняет порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты
налогов и сборов и обеспечивает налогоплательщиков иной
необходимой информацией;
5) обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет
излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а
также пеней и штрафов;
6) подготавливает в пределах своей компетенции предложения по
совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых
поступлений, развитию налогового законодательства в Российской
Федерации, валютного законодательства и законодательства в области
производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции, а также законодательства о
государственной регистрации юридических лиц, крестьянских
(фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.08.2002 N 649, от
01.12.2003 N 729)
7) обобщает практику применения законодательства о налогах и
сборах, анализирует отчетные и статистические данные, результаты
налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей
компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие
документы по применению законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах;
8) применяет установленные законодательством Российской
Федерации санкции в случае нарушения законодательства о налогах и
сборах;
9) проводит совместно с правоохранительными и контролирующими
органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о
налогах и сборах;
10) участвует в переговорах о заключении межправительственных
соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и
имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
11) участвует в разработке проектов федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий
год;
12) осуществляет в установленном порядке регистрацию
контрольно-кассовых машин, используемых в организациях в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) осуществляет контроль за соблюдением правил использования
контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств
в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые машины
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
14) обеспечивает в пределах своей компетенции валютный
контроль за соответствием проводимых валютных операций
законодательству Российской Федерации, за исключением валютных
операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого
лицензий и разрешений;
15) осуществляет в установленном порядке лицензирование
деятельности по производству и обороту этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает
контроль за соблюдением условий указанной деятельности;
16) составляет и ведет в установленном порядке государственный
сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных
лицензий на производство и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также ведет
государственный реестр организаций, осуществляющих поставки
алкогольной продукции для розничной торговли;
17) осуществляет контроль за соблюдением порядка
декларирования в области производства и оборота этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции;
18) осуществляет государственный контроль за распределением
квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством
Российской Федерации, и их использованием, принимает участие в
разработке годовых балансов производства и потребления этилового
спирта;
19) осуществляет контроль за объемами производства, розлива,
хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и
алкогольной продукции, за соблюдением технологии производства
указанной продукции;
20) участвует в разработке государственных стандартов,
технических условий, норм и правил в области контроля за
производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и
алкогольной продукции;
21) проводит экспертизу и обследование организаций для
определения соответствия требованиям, предъявляемым к производству
и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной
продукции;
22) участвует в разработке минимальных отпускных, оптовых и
розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок
акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную
продукцию;
23) анализирует отчетные и статистические данные, результаты
проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их
основе разрабатывает мероприятия по обеспечению государственного
контроля за производством и оборотом этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции;
24) обеспечивает установку и пломбирование в организациях,
производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих
приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, -
контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет
контроль за ремонтом и заменой указанных приборов;
25) выступает в установленном порядке государственным
заказчиком по разработке нормативно-технической документации по
вопросам учета и контроля производства, розлива, хранения и
оптовой продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции;
26) представляет в установленном порядке в пределах своей
компетенции в соответствующие федеральные органы исполнительной
власти, правоохранительные и контролирующие органы, их
территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации информацию о выявленных нарушениях;
27) налагает штрафы на организации и физических лиц, виновных
в нарушении законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, а также штрафы за несоблюдение условий работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации организациями и физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица;
28) осуществляет в установленном порядке государственную
регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей
посредством внесения в государственные реестры сведений о
создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, создании и
прекращении крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретении
физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя,
прекращении физическими лицами деятельности в качестве
индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических
лицах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальных
предпринимателях в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
(пп. 28 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2003 N 729)
29) ведет в установленном порядке Единый государственный
реестр юридических лиц и Единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей;
(пп. 29 введен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2002
N 649; в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2003 N 729)
30) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
соблюдением законодательства Российской Федерации в области
государственной регистрации юридических лиц, крестьянских
(фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей;
(пп. 30 введен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2002
N 649; в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2003 N 729)
31) организует в пределах своей компетенции выполнение
мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
32) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской
Федерации меры по созданию информационных систем,
автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и
компьютеризации работы налоговых органов;
33) осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными
законами и другими нормативными правовыми актами.
8. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам имеет
право:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента
документы (по установленным формам), являющиеся основанием для
исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а
также пояснения и документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)
налогов и сборов;
2) проводить в установленном порядке налоговые проверки;
3) производить при проведении налоговых проверок у
налогоплательщика или налогового агента выемку документов,
свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, если есть
достаточные основания полагать, что эти документы будут
уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые
органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента
для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением)
им налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных
случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и
сборах;
5) приостанавливать в установленном порядке операции по счетам
в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых
агентов и налагать арест на их имущество;
6) обследовать любые используемые налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от места их нахождения
производственные, складские, торговые и иные помещения и
территории, проводить инвентаризацию принадлежащего
налогоплательщику имущества;
7) определять суммы налогов, сборов и других обязательных
платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и
государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании
имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных
аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика
допустить должностных лиц налогового органа к обследованию
производственных, складских, торговых и иных помещений и
территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода
либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также в
случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому
органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия
учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или
ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к
невозможности исчислить налоги и сборы;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о
налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам,
сборам и пени;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических
лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение
платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых
органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
12) привлекать в установленном порядке для проведения
налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для
проведения налогового контроля;
14) представлять ходатайства об аннулировании или о
приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам
лицензий на осуществление определенных видов деятельности,
приостанавливать в пределах своей компетенции действие лицензий на
производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции или обращаться в суд с заявлением
об аннулировании указанных лицензий;
15) создавать в установленном порядке налоговые посты;
16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды
иски в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации;
17) осуществлять в пределах своей компетенции права органов
валютного контроля в соответствии с законодательством Российской
Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
18) взаимодействовать с иными органами валютного контроля при
осуществлении валютного контроля;
19) запрещать или приостанавливать реализацию этилового
спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не
соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству,
безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
20) проводить осмотр помещений, занимаемых организациями
независимо от подведомственности и формы собственности,
производящими и (или) реализующими этиловый спирт,
спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за
достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и
тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить
контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и
инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной
продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и
по результатам проверок составлять акты;
21) получать от руководителей и должностных лиц организаций
независимо от подведомственности и формы собственности,
производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую
и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по
вопросам, связанным с проверкой;
22) в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации, отказывать в государственной регистрации юридических
лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в
качестве индивидуальных предпринимателей;
(пп. 22 введен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2002
N 649; в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2003 N 729)
23) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и организаций необходимую информацию;
24) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в
установленном порядке территориальные органы и находящиеся в
ведении Министерства организации;
25) проводить обследования и проверки работы своих
территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к
устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае
необходимости отчеты руководителей территориальных органов о
состоянии контрольной работы, оказывать методическую и
практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы
территориальных органов и распространять положительный опыт их
работы;
26) отменять решения своих территориальных органов или
приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений
законодательству Российской Федерации, давать обязательные для
исполнения указания территориальным органам;
27) организовывать проведение научно-исследовательских работ в
области налогообложения, взаимодействовать с
научно-исследовательскими организациями с целью выработки
предложений о проведении налоговой политики;
28) осуществлять международное сотрудничество в соответствии с
возложенными на Министерство задачами и функциями, изучать опыт
деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать
предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
29) осуществлять в установленном порядке управление переданным
ему в оперативное управление государственным имуществом;
30) осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым
кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
9. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр осуществляет руководство Министерством на основе
единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
10. Министр Российской Федерации по налогам и сборам:
1) распределяет обязанности между заместителями Министра;
2) утверждает структуру и штатное расписание центрального
аппарата Министерства в пределах установленных Правительством
Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников,
смету расходов на его содержание в пределах предусмотренных в
федеральном бюджете на соответствующий период ассигнований на
государственное управление;
3) утверждает положения о структурных подразделениях
центрального аппарата Министерства;
4) утверждает уставы находящихся в ведении Министерства
организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры
(контракты) с руководителями этих организаций;
5) назначает на должность и освобождает от должности в
установленном порядке работников центрального аппарата
Министерства;
6) представляет в установленном порядке в Правительство
Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по
вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
7) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения,
дает указания, обязательные для исполнения работниками
центрального аппарата Министерства и его территориальных органов;
8) представляет в установленном порядке работников
Министерства и организаций, находящихся в его ведении, к
государственным наградам Российской Федерации и присвоению
почетных званий;
9) утверждает численность и фонд оплаты труда работников
территориальных органов Министерства в пределах установленных
Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты
труда, а также смету расходов на их содержание в пределах
предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий период
ассигнований на государственное управление;
10) учреждает и награждает в установленном порядке
ведомственными наградами, нагрудными знаками и почетными грамотами
работников налоговых органов, а также граждан, оказавших им
содействие;
11) решает в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной службе вопросы, связанные с
прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
12) привлекает в соответствии с законодательством Российской
Федерации к дисциплинарной ответственности должностных лиц
налоговых органов за нарушения, допущенные ими в работе.
11. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в
пределах своей компетенции издает самостоятельно и совместно с
другими федеральными органами исполнительной власти нормативные
правовые акты.
12. В Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам
образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии),
заместителей Министра, входящих в нее по должности, а также
руководителей структурных подразделений центрального аппарата
Министерства и иных лиц.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности,
утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению
Министра.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы,
отнесенные к компетенции Министерства.
Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов,
оформляются протоколами и реализуются, как правило, приказами
Министра.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии
решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях
Правительству Российской Федерации. Члены коллегии также могут
сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.
13. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, эмблему, счета, открываемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
14. Финансирование расходов на содержание центрального
аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и
его территориальных органов осуществляется за счет средств
федерального бюджета, предусматриваемых на государственное
управление.
|