МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 октября 2000 г. N 2925
О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
(с доп. Приказа Минобразования РФ от 18.06.2002 N 2285)
С целью создания системы открытого образования Российской
Федерации, обеспечивающей общенациональный доступ к
образовательным ресурсам на основе широкого использования
информационных образовательных технологий, в соответствий с Планом
действий Правительства Российской Федерации в области социальной
политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы,
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от
26.07.2000 N 1072-р, и во исполнение Приказа Минобразования России
от 02.08.2000 N 2389 приказываю:
1. Утвердить следующую структуру органов формирования и
управления программы "Создание системы открытого образования"
(далее именуется программа):
- руководящий совет программы;
- управляющий комитет программы;
- организаторы конкурса по подпрограммам;
- экспертные комиссии.
2. Возложить функции руководящего совета программы на
президиум Совета по дистанционному обучению в сфере
профессионального образования Министерства образования Российской
Федерации, созданного Приказом Минобразования России от 24.08.2000
N 2489.
3. Возложить функции управляющего комитета программы на
управляющий комитет программы "Научное, научно - методическое,
материально - техническое и информационное обеспечение системы
образования", созданный Приказами Минобразования России от
28.10.1999 N 659 и от 11.07.2000 N 2110.
4. Утвердить структуру программы и перечень проектных заданий
для объявления конкурса (Приложение).
5. Управлению информационных и образовательных технологий
(А.А. Полякову) в недельный срок:
5.1. Опубликовать в печати объявление о конкурсе проектов
научно - исследовательских, опытно - конструкторских и
технологических работ по подпрограммам:
(1) "Научное, научно - методическое и информационное
обеспечение создания системы открытого образования";
(2) "Создание системы открытого профессионального
образования";
(3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и
муниципальной) инфраструктуры открытого образования" (в рамках
формирования тематических планов научно - исследовательских работ,
проводимых по заданиям Минобразования России и финансируемых из
средств федерального бюджета);
(4) "Создание единого информационного пространства общего
среднего образования, приоритетно включая малокомплектные сельские
школы" (по отдельной программе).
5.2. Представить на утверждение кандидатуры организаторов
конкурса по подпрограммам "Научное, научно - методическое и
информационное обеспечение создания системы открытого образования"
и "Создание системы открытого профессионального образования".
6. Возложить функции конкурсной комиссии на управляющий
комитет программы.
7. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме
(1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение
создания системы открытого образования" В.П. Тихомирова, ректора
Московского государственного университета экономики, статистики и
информатики.
8. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме
(2) "Создание системы открытого профессионального образования"
И.Б. Федорова, ректора Московского государственного технического
университета им. Н.Э. Баумана.
9. Председателям экспертных комиссий В.П. Тихомирову, И.Б.
Федорову в недельный срок сформировать персональные составы
экспертных комиссий.
10. Утвердить в качестве головной организации по подпрограмме
(3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и
муниципальной) инфраструктуры открытого образования" Санкт -
Петербургский государственный электротехнический университет
"ЛЭТИ" (ректор - Д.В. Пузанков).
11. Головной организации по подпрограмме (3) (Д.В. Пузанкову)
обеспечить до 10 ноября 2000 г. представление в Управление
развития и планирования научных исследований (М.Н. Стриханову)
согласованного с Управлением информационных и образовательных
технологий (А.А. Поляковым) перечня НИР по подпрограмме в рамках
тематических планов вузов, имеющих плановый объем финансирования
по заданиям министерства на 2001 год свыше 900 тыс. рублей, а
также вузов, имеющих меньший плановый объем финансирования, но
заявивших о готовности принять участие в подпрограмме.
12. Управлению планирования и развития научных исследований
(М.Н. Стриханову) предусмотреть при формировании плана
финансирования НИР, выполняемых вузами и подведомственными
организациями Минобразования России, на 2001 год выделение средств
на программу в соответствии с п. 3.1 Приказа Минобразования России
от 02.08.2000 N 2389.
13. Управлению информационных и образовательных технологий
(А.А. Полякову) при проведении конкурса и организации работ по
программе "Научное, научно - методическое, материально -
техническое и информационное обеспечение системы образования"
предусмотреть на 2001 год выделение 10% средств от планового
объема финансирования данной программы на подпрограмму (1)
"Научное, научно - методическое и информационное обеспечение
создания системы открытого образования".
14. Управлению научно - инновационной деятельности (А.В.
Суворинову) совместно с Управлением информационных и
образовательных технологий (А.А. Поляковым) при проведении
конкурса и организации работ по программе "Научные исследования
высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники"
предусмотреть на 2001 год выделение 10% средств от планового
объема финансирования данной программы на подпрограмму (2)
"Создание системы открытого профессионального образования".
15. Управлению прогнозирования и развития системы образования
(В.М. Зуеву) совместно с Управлением информационных и
образовательных технологий (А.А. Поляковым) провести формирование
заданий на НИОКР по Федеральной программе развития образования на
2001 - 2002 годы с учетом выделения согласованного объема средств
на подпрограмму (1) "Научное, научно - методическое и
информационное обеспечение создания системы открытого
образования".
16. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 12 октября 2000 г. N 2925
СТРУКТУРА
МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
НА 2001 - 2002 ГОДЫ
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 18.06.2002 N 2285)
ВВЕДЕНИЕ
Назначение. Межвузовская научно - техническая программа
"Создание системы открытого образования" (далее - Программа)
является организационной основой политики Минобразования России в
области стратегии развития образования. Программа определяет
стратегию приоритетного развития системы открытого образования во
всех направлениях, обеспечивая ее воплощение в проектах,
реализуемых учебными заведениями различных регионов. Программа
может включать в свой состав республиканские, региональные и
отраслевые программы развития образования, которые учитывают
национальные и региональные, социально - экономические,
экологические, культурные, демографические и другие особенности и
реализуют мероприятия, отнесенные к ведению субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств.
Финансирование Программы осуществляется за счет:
- плановых средств федерального бюджета на НИОКР
Минобразования России;
- бюджетов всех уровней, необходимых для полноценного развития
и функционирования системы открытого образования;
- дополнительного целевого финансирования Программы,
обеспечивающего реализацию мероприятий и проектов, нацеленных на
решение первоочередных задач развития системы на основе достижений
науки и практики (инноваций).
Государственный заказчик: Министерство образования Российской
Федерации.
Исполнители и соисполнители. Исполнителями являются
государственные образовательные учреждения и научные организации,
подведомственные Минобразованию России. Соисполнителями являются
заинтересованные образовательные учреждения и научные организации
любой ведомственной подчиненности и формы собственности. Роль
системного интегратора работ возлагается на ГосНИИ системной
интеграции.
Сроки реализации Программы: 2001 - 2005 годы.
Главная цель Программы - создание системы открытого
образования (ОО), обеспечивающей общенациональный доступ к
образовательным ресурсам путем широкого использования
информационных образовательных технологий дистанционного обучения
и на этой основе предоставляющей условия для наиболее полной
реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и
качеству соответствующее потребностям развития экономики и
гражданского общества.
Система открытого образования
Переход от индустриального к информационному обществу приводит
к существенным изменениям во многих сферах человеческой
деятельности, в частности:
- меняется характер развития, приобретения и распространения
знаний;
- открываются возможности для обновления содержания обучения и
методов преподавания;
- расширяется доступ к высшему образованию;
- изменяется роль преподавателя в учебном процессе (постоянный
диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).
В этой связи в мире происходят глубинные и объективные
процессы формирования единого открытого образовательного
пространства. Создаются специализированные открытые университеты
(например, Каталонский открытый университет, Британский открытый
университет и др.). Поиск соответствующей организационной
структуры и учреждений образования (особенно образования
взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа "образование
на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" - важнейшая
проблема XXI века.
Обеспечение возможности для получения высшего образования и
обучения на протяжении всей жизни, предоставление учащимся права
свободного выбора места, времени и технологий обучения в рамках
системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной
мобильностью позволяют сохранять, развивать и распространять
национальные и региональные, международные и исторические культуры
в условиях культурного плюрализма, содействовать воспитанию
молодежи в духе ценностей, составляющих основу демократической
гражданственности.
Открытость образования предполагает:
- открытое поступление в высшее учебное заведение (как
правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных
испытаний; политика "открытых дверей");
- открытое планирование обучения (свобода составления
индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы
учебных курсов соответствующей программы);
- свободу выбора преподавателя (определение того
преподавателя, который в наибольшей степени потенциально
соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение
может перейти в образовательный консалтинг);
- свободу в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на
обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков
обучения);
- свободу в выборе места обучения (самостоятельный выбор
территории обучения).
Система открытого образования ориентирована:
- на массовость и общедоступность независимо от социального
статуса, территориального расположения, ограничения в гражданских
правах и т.п.;
- обеспечение широкого доступа к национальным и мировым
образовательным ресурсам;
- возможность получения второго образования, например
экономического образования специалистами естественнонаучного
профиля, технического образования специалистами медицинского
профиля и т.п.
Система ОО должна стать таким социальным институтом, который
был бы способен предоставить человеку разнообразные
образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и
обеспечить возможность получения современного профессионального
знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому
выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно
соответствует его образовательным и профессиональным способностям,
где бы территориально он ни находился. В итоге должна быть
сформирована ассоциация (консорциум) связанных друг с другом
учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства
образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ,
способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким
образом создается возможность многомерного движения специалиста в
образовательно - профессиональном пространстве, развития через
обучение и функционирование постоянного образовательного
профессионального консалтинга.
Ключевым элементом системы ОО является специализированная
информационно - образовательная среда (ИОС), позволяющая
реализовать технологии дистанционного обучения. ИОС представляет
собой системно организованную совокупность средств передачи
данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия,
аппаратно - программного и организационно - методического
обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных
потребностей пользователей. Поэтому именно открытое образование
способно наиболее эффективно содействовать подготовке обучающихся
к полноценному участию в общественной и профессиональной областях
деятельности в условиях современного информационного сообщества.
При этом следует иметь в виду, что система ОО не заменяет
традиционную систему образования, включающую жестко
регламентированные очную, очно - заочную (вечернюю), заочную формы
и экстернат, но уже в настоящее время, может существенно дополнить
указанные формы. В то же время, технологии дистанционного
обучения, составляющие основу открытого образования, успешно
интегрируются и в существующие формы образования, прежде всего в
заочное (заочно - дистанционная форма), что в будущем может
привести к конвергенции различных форм получения образования.
Принципы создания и функционирования
системы открытого образования
Реализация государственной политики России в части расширения
возможностей личности для получения высшего профессионального
образования и повышения доступности образования широким слоям
населения, включая русскоязычное население стран ближнего и
дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости создания
открытого образовательного пространства, существенно дополняющего
структуру существующей системы образования и позволяющего
реализовать парадигму открытого образования.
Создание перспективной системы образования, способной
подготовить российское общество в целом и каждого человека в
отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, -
одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь
на уровне государственной политики. Развитие системы образования в
нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного,
самостоятельного, опережающего, распределенного и, конечно,
открытого образования.
При создании системы открытого образования должны быть в
полной мере использованы накопленные в российской высшей школе
научно - методический, кадровый и производственный потенциал,
информационные ресурсы и технологии, опыт проведения
дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная
инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные
структуры высшей школы.
Ведущая роль в формировании системы открытого образования
принадлежит именно вузам, поскольку они, являясь составной частью
системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и
начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни,
должны:
- вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть
компонентом этой системы и содействовать ее развитию;
- работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами,
учащимися, социально - экономическими группами и общинами;
- оставить открытым доступ для тех, кто успешно оканчивает
среднюю школу или представляет свидетельства, необходимые для
поступления, в любом возрасте и без какой бы то ни было
дискриминации.
Общее среднее образование при этом должно:
- готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего
образования путем развития у них способностей;
- открывать путь к активной жизни путем предоставления
подготовки для самой различной работы.
Должно быть обеспечено эффективное объединение усилий вузов,
других образовательных учреждений и организаций в области создания
и внедрения в практику принципов открытого образования на основе:
- требований государственного образовательного стандарта;
- общих психолого - педагогических, методических и технических
требований к учебно - методическим и информационным ресурсам ОО;
- единых требований к уровню психолого - педагогической
компетентности) кадров системы ОО;
- создания единой информационно - образовательной среды ОО;
- объединения бюджетных и внебюджетных источников
финансирования на развитие ОО в целом;
- координации функционирования системы.
Информационно - образовательная среда (ИОС) системы ОО должна
представлять собой совокупность региональных информационно -
образовательных сред, объединяющих в своем составе виртуальные
представительства учебных заведений своего региона. Единые
принципы построения региональных информационно - образовательных
сред позволят проводить каталогизацию ресурсов всей среды на
федеральном уровне, осуществлять ее мониторинг и формировать
статистические показатели работы на различных уровнях.
Согласованность работы всех компонентов среды ОО
обеспечивается рядом общесистемных соглашений, охватывающих
различные аспекты работы системы ОО от организационных до форматов
баз данных.
В итоге выполнения Программы должна быть создана система
открытого образования, реализующая следующие принципы
функционирования:
Децентрализация. Предоставление образовательным учреждениям
федерального и регионального уровня права самостоятельно решать
вопросы организации учебного процесса в системе ОО. Создание
условий взаимовыгодного обмена образовательными продуктами и
услугами.
Демократизация. Создание равных прав всем образовательным
учреждениям в решении нормативно - правовых вопросов и вопросов
коммерциализации учебного процесса в системе ОО.
Глобализация. Открытость информационных ресурсов и организации
учебных процессов во всех точках системы ОО на WWW-серверах для
глобального взаимодействия и обмена передовым опытом.
Регионализация. Региональные соглашения, объединения и
группировки для содействия торговой и экономической интеграции в
качестве средств усиления их конкурентоспособности.
Непрерывность. Обеспечение в ОО всех уровней образования,
принятых в системе непрерывного образования России: начального,
среднего, среднего профессионального, довузовской подготовки,
высшего, дополнительного, послевузовского.
Интеграция. Создание виртуальной электронной библиотеки
учебных курсов, банков данных и баз знаний, распределенных по
отраслям знания, с защитой авторских прав.
Структура Программы и перечень проектных заданий обеспечивают
взаимоувязанное решение всего многообразия проблем создания
системы ОО и обеспечивает создание реально действующей системы на
федеральном и региональном уровнях.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ
I. Подпрограмма "Научное, научно - методическое
и информационное обеспечение создания системы
открытого образования"
------T------------T--------------T------------------------------¬
¦ N ¦ Раздел ¦ Подраздел ¦ Проектные задания ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------+--------------+------------------------------+
¦ I. ¦1.1. Научное¦1.1.1. ¦1. Особенности методологии ¦
¦ ¦и научно - ¦Исследование ¦преподавания различных ¦
¦ ¦методическое¦влияния ¦дисциплин с использованием ¦
¦ ¦и ¦сетевых ¦информационных технологий ¦
¦ ¦концептуаль-¦информационных+------------------------------+
¦ ¦ное ¦технологий на ¦2. Психолого - педагогические¦
¦ ¦обеспечение ¦организацию ¦принципы представления знаний¦
¦ ¦функциониро-¦учебного ¦в информационно -¦
¦ ¦вания ¦процесса и ¦образовательной среде ¦
¦ ¦системы ¦формирование +------------------------------+
¦ ¦открытого ¦знаний ¦3. Образовательные стратегии в¦
¦ ¦образования ¦ ¦ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Формы и методы обеспечения¦
¦ ¦ ¦ ¦качества образования в системе¦
¦ ¦ ¦ ¦ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Педагогические особенности¦
¦ ¦ ¦ ¦ОО для различных возрастных¦
¦ ¦ ¦ ¦групп (непрерывное¦
¦ ¦ ¦ ¦образование) ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.1.2. ¦1. Вариативные учебные планы и¦
¦ ¦ ¦Методическое ¦программы в ОО ¦
¦ ¦ ¦обеспечение +------------------------------+
¦ ¦ ¦открытого ¦2. Разработка методических¦
¦ ¦ ¦образования ¦рекомендаций для организации¦
¦ ¦ ¦ ¦системы психолого -¦
¦ ¦ ¦ ¦педагогической поддержки¦
¦ ¦ ¦ ¦обучающегося ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Учебные планы и программы¦
¦ ¦ ¦ ¦для подготовки преподавателей¦
¦ ¦ ¦ ¦системы ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Типовые методики¦
¦ ¦ ¦ ¦использования интерактивных¦
¦ ¦ ¦ ¦средств в ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Создание федерального фонда¦
¦ ¦ ¦ ¦учебных курсов системы ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Разработка методологии¦
¦ ¦ ¦ ¦создания курсов дистанционного¦
¦ ¦ ¦ ¦обучения по техническим¦
¦ ¦ ¦ ¦дисциплинам, основанной на¦
¦ ¦ ¦ ¦проективной педагогике и¦
¦ ¦ ¦ ¦продуктивных знаниях ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦7. Создание виртуального фонда¦
¦ ¦ ¦ ¦физических, химических,¦
¦ ¦ ¦ ¦биологических, геометрических¦
¦ ¦ ¦ ¦и других эффектов и явлений¦
¦ ¦ ¦ ¦для обеспечения обучения по¦
¦ ¦ ¦ ¦естественнонаучным и¦
¦ ¦ ¦ ¦техническим дисциплинам ОО ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.1.3. ¦1. Модели организации учебного¦
¦ ¦ ¦Концептуальные¦процесса в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦основы +------------------------------+
¦ ¦ ¦открытого ¦2. Модели организации учебных¦
¦ ¦ ¦образования ¦заведений и их¦
¦ ¦ ¦ ¦представительств в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Модели организации учебного¦
¦ ¦ ¦ ¦процесса по интегральным¦
¦ ¦ ¦ ¦(распределенным) учебным¦
¦ ¦ ¦ ¦планам ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.1.4. ¦1. Эргономические требования к¦
¦ ¦ ¦Исследование и¦экранным элементам управления¦
¦ ¦ ¦разработка ¦в программных обучающих и¦
¦ ¦ ¦научно ¦тестирующих комплексах ¦
¦ ¦ ¦обоснованных +------------------------------+
¦ ¦ ¦рекомендаций ¦2. Критерии оценки¦
¦ ¦ ¦по медико - ¦психоэмоционального напряжения¦
¦ ¦ ¦физиологичес- ¦при работе за компьютером в¦
¦ ¦ ¦ким и ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦психофизичес- +------------------------------+
¦ ¦ ¦ким ¦3. Медико - физиологические¦
¦ ¦ ¦требованиям к ¦критерии организации занятий в¦
¦ ¦ ¦организации ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦учебного +------------------------------+
¦ ¦ ¦процесса в ¦4. Разработка критериев¦
¦ ¦ ¦открытом ¦ограничения работы с¦
¦ ¦ ¦образовании ¦компьютером в системе ОО ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦1.2. ¦1.2.1. ¦1. Принципы построения¦
¦ ¦Дидактика ¦Разработка ¦учебного материала для системы¦
¦ ¦открытого ¦дидактических ¦ОО по гуманитарным дисциплинам¦
¦ ¦образования ¦принципов +------------------------------+
¦ ¦ ¦открытого ¦2. Принципы построения¦
¦ ¦ ¦образования ¦учебного материала для системы¦
¦ ¦ ¦ ¦ОО по естественнонаучным и¦
¦ ¦ ¦ ¦инженерным дисциплинам ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Организация групповой¦
¦ ¦ ¦ ¦работы учащихся в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Организация работы¦
¦ ¦ ¦ ¦преподавателей в системе ОО в¦
¦ ¦ ¦ ¦зависимости от контингента¦
¦ ¦ ¦ ¦учащихся ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Разработка дидактики¦
¦ ¦ ¦ ¦креативной (проективной)¦
¦ ¦ ¦ ¦педагогики в ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Разработка технологий и¦
¦ ¦ ¦ ¦средств развития творческих¦
¦ ¦ ¦ ¦способностей обучаемых в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.2.2. ¦1. Инструментальные средства¦
¦ ¦ ¦Создание ¦для подготовки информационных¦
¦ ¦ ¦инструменталь-¦ресурсов системы ОО ¦
¦ ¦ ¦ных средств +------------------------------+
¦ ¦ ¦разработки ¦2. Инструментальные средства¦
¦ ¦ ¦электронных ¦интерактивного взаимодействия ¦
¦ ¦ ¦средств +------------------------------+
¦ ¦ ¦обучения ¦3. Электронные справочники и¦
¦ ¦ ¦ ¦энциклопедии ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Экспертные системы ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Рекомендации по¦
¦ ¦ ¦ ¦использованию инструментальных¦
¦ ¦ ¦ ¦средств в учебном процессе ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.2.3. ¦1. Разработка методики¦
¦ ¦ ¦Исследования ¦обучения с использованием¦
¦ ¦ ¦дидактических ¦электронной библиотеки и¦
¦ ¦ ¦особенностей ¦электронной почты и¦
¦ ¦ ¦использования ¦исследование границ¦
¦ ¦ ¦сетевых ¦применимости данного подхода ¦
¦ ¦ ¦сервисных +------------------------------+
¦ ¦ ¦средств с ¦2. Рекомендации по¦
¦ ¦ ¦учетом ¦использованию телеконференций¦
¦ ¦ ¦различных ¦(off-line) в зависимости от¦
¦ ¦ ¦факторов ¦профиля дисциплины и¦
¦ ¦ ¦ ¦контингента учащихся ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Рекомендации по¦
¦ ¦ ¦ ¦использованию групповой работы¦
¦ ¦ ¦ ¦в ЧАТ (on-line) в зависимости¦
¦ ¦ ¦ ¦от профиля дисциплины и¦
¦ ¦ ¦ ¦контингента учащихся ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Рекомендации по¦
¦ ¦ ¦ ¦использованию аудио- и¦
¦ ¦ ¦ ¦видеоконференций в зависимости¦
¦ ¦ ¦ ¦от профиля дисциплины и¦
¦ ¦ ¦ ¦контингента учащихся ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Рекомендации по¦
¦ ¦ ¦ ¦использованию очных семинаров¦
¦ ¦ ¦ ¦в зависимости от профиля¦
¦ ¦ ¦ ¦дисциплины и контингента¦
¦ ¦ ¦ ¦учащихся ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦1.3. ¦1.3.1. ¦1. Принципы каталогизации¦
¦ ¦Информацион-¦Каталогизация ¦ресурсов, порядок актуализации¦
¦ ¦ное и ¦всех ресурсов ¦каталога и предоставления¦
¦ ¦маркетинго- ¦системы ¦ресурсов пользователям ¦
¦ ¦вое ¦открытого +------------------------------+
¦ ¦обеспечение ¦образования и ¦2. Создание подсистемы¦
¦ ¦открытого ¦организация ¦"электронный киоск" для¦
¦ ¦образования ¦доступа к ним ¦распространения учебно -¦
¦ ¦ ¦ ¦методических материалов в¦
¦ ¦ ¦ ¦любом исполнении¦
¦ ¦ ¦ ¦(полиграфическое, электронное,¦
¦ ¦ ¦ ¦CD-ROM) ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Создание WWW-сервера¦
¦ ¦ ¦ ¦каталогов системы ОО и системы¦
¦ ¦ ¦ ¦on-line заказов ресурсов ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Создание виртуальной¦
¦ ¦ ¦ ¦библиотеки полнотекстовых¦
¦ ¦ ¦ ¦(гипертекстовых) учебников и¦
¦ ¦ ¦ ¦учебных пособий системы ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Создание виртуального¦
¦ ¦ ¦ ¦каталога библиографических¦
¦ ¦ ¦ ¦описаний основных источников¦
¦ ¦ ¦ ¦информации по ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Создание ¦
¦ ¦ ¦ ¦автоматизированного кадастра¦
¦ ¦ ¦ ¦информационных ресурсов¦
¦ ¦ ¦ ¦учебного назначения ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.3.2. ¦1. Мониторинг и¦
¦ ¦ ¦Создание ¦прогнозирование спроса¦
¦ ¦ ¦системы ¦населения России на¦
¦ ¦ ¦мониторинга ¦образовательные услуги,¦
¦ ¦ ¦потребностей ¦предоставляемые с помощью¦
¦ ¦ ¦населения ¦технологий дистанционного¦
¦ ¦ ¦России в ¦обучения ¦
¦ ¦ ¦обучении в +------------------------------+
¦ ¦ ¦системе ОО и ¦2. Мониторинг возможностей¦
¦ ¦ ¦возможностей ¦образовательных учреждений в¦
¦ ¦ ¦образователь- ¦предоставлении услуг ОО ¦
¦ ¦ ¦ных ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждений по ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечению ¦ ¦
¦ ¦ ¦этих ¦ ¦
¦ ¦ ¦потребностей ¦ ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.3.3. Сетевой¦1. Создание центрального¦
¦ ¦ ¦маркетинг в ¦информационного сервера¦
¦ ¦ ¦открытом ¦"Открытое образование" ¦
¦ ¦ ¦образовании +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦2. Создание электронного¦
¦ ¦ ¦ ¦журнала "Открытое образование"¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Разработка принципов и¦
¦ ¦ ¦ ¦методик сетевого маркетинга ОО¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Разработка принципов¦
¦ ¦ ¦ ¦маркетинга российского ОО¦
¦ ¦ ¦ ¦среди русскоязычного населения¦
¦ ¦ ¦ ¦зарубежных стран ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.3.4. ¦1. Разработка системы¦
¦ ¦ ¦Создание ¦показателей для формирования¦
¦ ¦ ¦системы ¦рейтинга учебных заведений в¦
¦ ¦ ¦рейтинга по ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦всем +------------------------------+
¦ ¦ ¦категориям ¦2. Разработка системы¦
¦ ¦ ¦ресурсов ¦показателей для формирования¦
¦ ¦ ¦ ¦рейтинга качества¦
¦ ¦ ¦ ¦информационных ресурсов и¦
¦ ¦ ¦ ¦методического обеспечения ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Создание системы¦
¦ ¦ ¦ ¦формирования рейтингов по¦
¦ ¦ ¦ ¦определенным показателям ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦1.4. ¦1.4.1. ¦1. Разработка новой редакции¦
¦ ¦Нормативно -¦Нормативная ¦закона об образовании (с¦
¦ ¦правовое ¦база открытого¦учетом особенностей¦
¦ ¦обеспечение ¦образования ¦информационного общества) ¦
¦ ¦системы ¦ +------------------------------+
¦ ¦открытого ¦ ¦2. Документы, регламентирующие¦
¦ ¦образования ¦ ¦лицензирование, аттестацию и¦
¦ ¦ ¦ ¦аккредитацию учебных¦
¦ ¦ ¦ ¦заведений, для работы по¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Разработка нормативно -¦
¦ ¦ ¦ ¦методического сопровождения¦
¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦
¦ ¦ ¦ ¦образовательных стандартов для¦
¦ ¦ ¦ ¦направлений и специальностей,¦
¦ ¦ ¦ ¦которые реализуются с¦
¦ ¦ ¦ ¦полномасштабным использованием¦
¦ ¦ ¦ ¦информационно -¦
¦ ¦ ¦ ¦коммуникационных технологий в¦
¦ ¦ ¦ ¦учебном процессе ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Государственные ¦
¦ ¦ ¦ ¦(отраслевые) стандарты ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Порядок работы Федерального¦
¦ ¦ ¦ ¦экспертного совета по¦
¦ ¦ ¦ ¦электронным изданиям с¦
¦ ¦ ¦ ¦системой ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Сертификация учебных курсов¦
¦ ¦ ¦ ¦и порядок признания¦
¦ ¦ ¦ ¦сертификатов (перезачет) иными¦
¦ ¦ ¦ ¦учебными заведениями ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.4.2. ¦1. Субъекты авторского права в¦
¦ ¦ ¦Авторское ¦системе ОО и порядок¦
¦ ¦ ¦право и его ¦правопреемственности ¦
¦ ¦ ¦защита в +------------------------------+
¦ ¦ ¦системе ¦2. Принципы использования¦
¦ ¦ ¦открытого ¦ресурсов без передачи¦
¦ ¦ ¦образования ¦авторского права в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Разработка типовых¦
¦ ¦ ¦ ¦авторских договоров различного¦
¦ ¦ ¦ ¦уровня ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Принципы и порядок¦
¦ ¦ ¦ ¦ответственности субъектов за¦
¦ ¦ ¦ ¦нарушение авторских прав ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.4.3. ¦1. Принципы стандартизации¦
¦ ¦ ¦Стандартизация¦представления ресурсов в¦
¦ ¦ ¦в системе ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦открытого +------------------------------+
¦ ¦ ¦образования ¦2. Корпоративные стандарты ОО¦
¦ ¦ ¦ ¦на технологии практических¦
¦ ¦ ¦ ¦работ в системе открытого¦
¦ ¦ ¦ ¦инженерного образования ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Стандартный набор сервисных¦
¦ ¦ ¦ ¦служб в виртуальном¦
¦ ¦ ¦ ¦представительстве учебного¦
¦ ¦ ¦ ¦заведения в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Рекомендации по набору¦
¦ ¦ ¦ ¦инструментальных средств для¦
¦ ¦ ¦ ¦подготовки информационных¦
¦ ¦ ¦ ¦ресурсов в системе ОО ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦1.5. ¦1.5.1. ¦1. Разработка концепции¦
¦ ¦Принципы и ¦Принципы и ¦русскоязычного учебного центра¦
¦ ¦программы ¦технологии ¦системы ОО в зарубежных¦
¦ ¦международ- ¦работы с ¦странах и принципы его работы¦
¦ ¦ной ¦русскоязычными¦с базовыми вузами ¦
¦ ¦деятельности¦диаспорами +------------------------------+
¦ ¦в открытом ¦различных ¦2. Разработка принципов работы¦
¦ ¦образовании ¦стран и ¦и методик обучения на¦
¦ ¦ ¦регионов мира ¦иностранных языках через¦
¦ ¦ ¦ ¦виртуальное представительство¦
¦ ¦ ¦ ¦учебного заведения в системе¦
¦ ¦ ¦ ¦ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Разработка финансовых и¦
¦ ¦ ¦ ¦организационных механизмов для¦
¦ ¦ ¦ ¦работы зарубежного учебного¦
¦ ¦ ¦ ¦центра с базовыми вузами ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.5.2. ¦1. Концепция виртуального¦
¦ ¦ ¦Принципы ¦представительства зарубежного¦
¦ ¦ ¦интеграции ¦учебного заведения в ИОС¦
¦ ¦ ¦зарубежных ¦системы ОО России ¦
¦ ¦ ¦учебных +------------------------------+
¦ ¦ ¦заведений в ¦2. Сопоставительный анализ¦
¦ ¦ ¦информацион- ¦возможностей виртуальных¦
¦ ¦ ¦но - образова-¦представительств зарубежных¦
¦ ¦ ¦тельную среду ¦вузов с представительствами в¦
¦ ¦ ¦(ИОС) ¦ИОС ОО ¦
¦ ¦ ¦открытого +------------------------------+
¦ ¦ ¦образования в ¦3. Разработка предложений об¦
¦ ¦ ¦России ¦организации конверторов¦
¦ ¦ ¦ ¦зарубежных виртуальных¦
¦ ¦ ¦ ¦представительств вузов в их¦
¦ ¦ ¦ ¦представительство в ИОС России¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Разработка концепции¦
¦ ¦ ¦ ¦зарубежного учебного центра¦
¦ ¦ ¦ ¦системы ОО России на примере¦
¦ ¦ ¦ ¦2 - 3 стран и 2 - 3¦
¦ ¦ ¦ ¦отечественных вузов ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Участие в международных¦
¦ ¦ ¦ ¦проектах по проблемам ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Разработка методов¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечения академической¦
¦ ¦ ¦ ¦мобильности преподавателей,¦
¦ ¦ ¦ ¦специалистов и учащихся в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.5.3. ¦1. Концепция "двойного"¦
¦ ¦ ¦Принципы и ¦диплома и принципы ее¦
¦ ¦ ¦программы ¦реализации в ИОС российской¦
¦ ¦ ¦реализации ¦системы ОО ¦
¦ ¦ ¦"двойного" +------------------------------+
¦ ¦ ¦диплома с ¦2. Анализ зарубежных и¦
¦ ¦ ¦зарубежными ¦отечественных вузов и их¦
¦ ¦ ¦учебными ¦учебных программ для отработки¦
¦ ¦ ¦заведениями ¦концепции "двойного" диплома¦
¦ ¦ ¦через систему ¦на практике ¦
¦ ¦ ¦открытого +------------------------------+
¦ ¦ ¦образования ¦3. Создание в ИОС пилотных¦
¦ ¦ ¦ ¦представительств вузов,¦
¦ ¦ ¦ ¦реализующих принцип "двойного¦
¦ ¦ ¦ ¦диплома", и запуск реального¦
¦ ¦ ¦ ¦учебного процесса по¦
¦ ¦ ¦ ¦интегральным (согласованным)¦
¦ ¦ ¦ ¦учебным планам ¦
+-----+------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦1.6. Система¦1.6.1 ¦Система свободно распространя-¦
¦ ¦свободно ¦ ¦емых программных средств ¦
¦ ¦распростра- ¦ ¦универсальных учебно - методи-¦
¦ ¦няемых прог-¦ ¦ческих комплексов электронной ¦
¦ ¦раммных ¦ ¦поддержки всех этапов изучения¦
¦ ¦средств ин- ¦ ¦учебных дисциплин в режиме ¦
¦ ¦формационных¦ ¦удаленного коллективного ¦
¦ ¦и телекомму-¦ ¦доступа к территориально рас- ¦
¦ ¦никационных ¦ ¦пределенным образовательным ¦
¦ ¦технологий ¦ ¦ресурсам ¦
¦ ¦электронного+--------------+------------------------------+
¦ ¦обучения ¦1.6.2 ¦Библиотека свободно распро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦страняемых программных средств¦
¦ ¦ ¦ ¦организации и проведения авто-¦
¦ ¦ ¦ ¦матизированных лабораторных ¦
¦ ¦ ¦ ¦практикумов в режиме много- ¦
¦ ¦ ¦ ¦пользовательского удаленного ¦
¦ ¦ ¦ ¦доступа по сети Интернет ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦1.6.3 ¦Библиотека свободно распро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦страняемых программных средств¦
¦ ¦ ¦ ¦поддержки виртуальных тренаже-¦
¦ ¦ ¦ ¦ров технологических процессов ¦
¦ ¦ ¦ ¦на базе универсальных программ¦
¦ ¦ ¦ ¦моделирования ¦
¦(раздел 1.6 введен Приказом Минобразования РФ от 18.06.2002¦
¦N 2285) ¦
L-----+------------+--------------+-------------------------------
II. Подпрограмма "Создание системы открытого
профессионального образования"
------T------------T--------------T------------------------------¬
¦ II. ¦2.1. ¦2.1.1. Виды ¦1. Элементы ОО в очном¦
¦ ¦Организаци- ¦организации ¦образовании ¦
¦ ¦онное ¦учебного +------------------------------+
¦ ¦обеспечение ¦процесса в ¦2. Технологии ОО в вечернем и¦
¦ ¦открытого ¦открытом ¦заочном обучении ¦
¦ ¦образования ¦образовании +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Экстернат и ОО,¦
¦ ¦ ¦ ¦исследование преемственности и¦
¦ ¦ ¦ ¦возможности перехода только к¦
¦ ¦ ¦ ¦ОО ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.1.2. ¦1. Правовые формы¦
¦ ¦ ¦Организацион- ¦представительств учебных¦
¦ ¦ ¦ные формы ¦заведений в среде ОО ¦
¦ ¦ ¦учебных +------------------------------+
¦ ¦ ¦заведений и их¦2. Разработка структуры¦
¦ ¦ ¦объединений в ¦открытого университета¦
¦ ¦ ¦среде ¦(локального и регионального¦
¦ ¦ ¦открытого ¦масштаба) ¦
¦ ¦ ¦образования. +------------------------------+
¦ ¦ ¦Принципы ¦3. Принципы партнерства¦
¦ ¦ ¦контроля и ¦учебных заведений в системе ОО¦
¦ ¦ ¦обеспечения +------------------------------+
¦ ¦ ¦качества в ¦4. Учебные центры системы ОО,¦
¦ ¦ ¦системе ¦структура и порядок¦
¦ ¦ ¦открытого ¦сертификации ¦
¦ ¦ ¦образования +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Учебные центры открытого¦
¦ ¦ ¦ ¦инженерного образования ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Структура ассоциации¦
¦ ¦ ¦ ¦(консорциума) учебных¦
¦ ¦ ¦ ¦заведений и научных учреждений¦
¦ ¦ ¦ ¦"Открытый университет¦
¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации" в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦7. Педагогические и¦
¦ ¦ ¦ ¦методологические возможности и¦
¦ ¦ ¦ ¦организация использования¦
¦ ¦ ¦ ¦тестового контроля знаний в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦8. Педагогические и¦
¦ ¦ ¦ ¦методологические возможности и¦
¦ ¦ ¦ ¦организация использования¦
¦ ¦ ¦ ¦интерактивных средств контроля¦
¦ ¦ ¦ ¦знаний (ЧАТ, теле-, аудио- и¦
¦ ¦ ¦ ¦видеоконференции) в системе ОО¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦9. Очный контроль знаний в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦10. Требования к организации¦
¦ ¦ ¦ ¦мониторинга учебного процесса¦
¦ ¦ ¦ ¦в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦11. Система показателей¦
¦ ¦ ¦ ¦качества учебного процесса в¦
¦ ¦ ¦ ¦ОО ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦2.2. ¦2.2.1. ¦1. Системы моделирования, БД¦
¦ ¦Особенности ¦Инструменталь-¦типовых моделей и средства¦
¦ ¦открытого ¦ные средства ¦адаптации моделей под нужды¦
¦ ¦инженерного ¦подготовки ¦учебного процесса (САПР) ¦
¦ ¦и естествен-¦электронных +------------------------------+
¦ ¦но - научно-¦средств ¦2. Автоматизированные ¦
¦ ¦го образова-¦обучения ¦лабораторные практикумы ¦
¦ ¦ния ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Создание сервера по¦
¦ ¦ ¦ ¦открытому инженерному¦
¦ ¦ ¦ ¦образованию и практическим¦
¦ ¦ ¦ ¦работам в системе ОО с¦
¦ ¦ ¦ ¦демоверсиями лучших¦
¦ ¦ ¦ ¦электронных средств обучения и¦
¦ ¦ ¦ ¦примерами методик ведения¦
¦ ¦ ¦ ¦учебного процесса ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.2.2. ¦1. Методики организации¦
¦ ¦ ¦Методология ¦курсового и дипломного¦
¦ ¦ ¦открытого ¦проектирования в инженерном¦
¦ ¦ ¦инженерного ¦образовании ¦
¦ ¦ ¦образования +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦2. Методики организации¦
¦ ¦ ¦ ¦научной работы учащихся ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Методики выполнения¦
¦ ¦ ¦ ¦удаленных практикумов ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Методики выполнения¦
¦ ¦ ¦ ¦практических и иных работ на¦
¦ ¦ ¦ ¦базе региональных центров¦
¦ ¦ ¦ ¦открытого инженерного¦
¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦2.3. ¦2.3.1. ¦1. Разработка федеральной¦
¦ ¦Технологи- ¦Структура и ¦"карты" подключений учебных¦
¦ ¦ческое ¦состав ¦заведений к Интернет через¦
¦ ¦обеспечение ¦федеральной ¦региональные компьютерные сети¦
¦ ¦и инфра- ¦информационно +------------------------------+
¦ ¦структура ¦- образова- ¦2. Ядро администрирования¦
¦ ¦открытого ¦тельной среды ¦информационно -¦
¦ ¦образования ¦(ИОС) ¦образовательной среды системы¦
¦ ¦ ¦открытого ¦ОО ¦
¦ ¦ ¦образования и +------------------------------+
¦ ¦ ¦принципы ее ¦3. Принципы создания¦
¦ ¦ ¦создания ¦региональных центров открытого¦
¦ ¦ ¦ ¦инженерного образования и¦
¦ ¦ ¦ ¦учебных центров системы ОО ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.3.2. ¦1. Структура программного¦
¦ ¦ ¦Программный ¦комплекса и принципы¦
¦ ¦ ¦комплекс ¦администрирования на различных¦
¦ ¦ ¦федеральной ¦уровнях ¦
¦ ¦ ¦информационно +------------------------------+
¦ ¦ ¦- образова- ¦2. Принципы и технологии¦
¦ ¦ ¦тельной среды ¦создания, хранения и¦
¦ ¦ ¦открытого ¦предоставления ресурсов ¦
¦ ¦ ¦образования +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Принципы и технология¦
¦ ¦ ¦ ¦взаимодействия региональных¦
¦ ¦ ¦ ¦ИОС в составе федеральной ИОС ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Технология генерации¦
¦ ¦ ¦ ¦виртуальных представительств¦
¦ ¦ ¦ ¦учебных заведений в ИОС ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.3.3. ¦1. Электронная библиотека¦
¦ ¦ ¦Сервисные ¦виртуального представительства¦
¦ ¦ ¦средства ¦и ее подсистема¦
¦ ¦ ¦виртуального ¦администрирования ¦
¦ ¦ ¦представитель-+------------------------------+
¦ ¦ ¦ства учебного ¦2. Административный компонент¦
¦ ¦ ¦заведения в ¦представительства (электронный¦
¦ ¦ ¦информационно ¦отдел кадров) ¦
¦ ¦ ¦- образова- +------------------------------+
¦ ¦ ¦тельной среде ¦3. Планирование и мониторинг¦
¦ ¦ ¦ ¦учебного процесса (электронный¦
¦ ¦ ¦ ¦деканат) ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Сетевая тестовая система¦
¦ ¦ ¦ ¦контроля знаний ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Интерактивные средства¦
¦ ¦ ¦ ¦взаимодействия ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Информационная подсистема¦
¦ ¦ ¦ ¦представительства ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.3.4. ¦1. Подсистема безопасности¦
¦ ¦ ¦Подсистема ¦информационных ресурсов¦
¦ ¦ ¦безопасности, ¦виртуального представительства¦
¦ ¦ ¦мониторинга ¦по всем видам ресурсов ¦
¦ ¦ ¦работы +------------------------------+
¦ ¦ ¦виртуального ¦2. Подсистема мониторинга¦
¦ ¦ ¦представитель-¦виртуального представительства¦
¦ ¦ ¦ства и ¦с формированием справочных и¦
¦ ¦ ¦тарификации ¦статистических показателей его¦
¦ ¦ ¦работ ¦работы ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Финансовая подсистема¦
¦ ¦ ¦ ¦представительства с¦
¦ ¦ ¦ ¦формированием ценовых¦
¦ ¦ ¦ ¦параметров и тарификацией¦
¦ ¦ ¦ ¦работы пользователей ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.3.5. ¦1. Материально - техническое¦
¦ ¦ ¦Материально - ¦обеспечение региональных ИОС¦
¦ ¦ ¦техническое ¦(региональных виртуальных¦
¦ ¦ ¦обеспечение ¦университетов) ¦
¦ ¦ ¦открытого +------------------------------+
¦ ¦ ¦образования ¦2. Материально - техническое¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечение виртуальных¦
¦ ¦ ¦ ¦представительств учебных¦
¦ ¦ ¦ ¦заведений в ИОС ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Требования к материально -¦
¦ ¦ ¦ ¦техническому обеспечению¦
¦ ¦ ¦ ¦базовых вузов открытого¦
¦ ¦ ¦ ¦инженерного и¦
¦ ¦ ¦ ¦естественнонаучного ¦
¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Требования к материально -¦
¦ ¦ ¦ ¦техническому обеспечению¦
¦ ¦ ¦ ¦центров открытого инженерного¦
¦ ¦ ¦ ¦и естественнонаучного¦
¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Требования к материально -¦
¦ ¦ ¦ ¦техническому обеспечению¦
¦ ¦ ¦ ¦учебных центров системы ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Материально - техническое¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечение издательской¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности в ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦7. Материально - техническое¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечение мультимедиа и иных¦
¦ ¦ ¦ ¦лабораторий для подготовки¦
¦ ¦ ¦ ¦учебно - методического¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ОО ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.3.6. ¦1. Разработка системы¦
¦ ¦ ¦Подсистема ¦профессиональных ¦
¦ ¦ ¦профессиональ-¦телеконференций и порядка¦
¦ ¦ ¦ного общения ¦обеспечения доступа к ним ¦
¦ ¦ ¦и обмена +------------------------------+
¦ ¦ ¦опытом ¦2. Электронная библиотека¦
¦ ¦ ¦ ¦открытых публикаций по¦
¦ ¦ ¦ ¦различным научным направлениям¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.3.7. ¦1. Принципы построения и¦
¦ ¦ ¦Принципы ¦функционирования ядра¦
¦ ¦ ¦администриро- ¦администрирования ИОС -¦
¦ ¦ ¦вания ¦консалтингового центра ¦
¦ ¦ ¦информационно +------------------------------+
¦ ¦ ¦- образова- ¦2. Подсистема оперативного¦
¦ ¦ ¦тельной среды ¦взаимодействия администраторов¦
¦ ¦ ¦в целом и ¦всех региональных ИОС и¦
¦ ¦ ¦работы ее ¦консалтингового центра ¦
¦ ¦ ¦консалтингово-+------------------------------+
¦ ¦ ¦го центра ¦3. Принципы и технология¦
¦ ¦ ¦ ¦формирования глобальных¦
¦ ¦ ¦ ¦каталогов ресурсов ИОС в целом¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Система интегральных¦
¦ ¦ ¦ ¦показателей работы ИОС и¦
¦ ¦ ¦ ¦средства их мониторинга ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.3.8. ¦1. Разработка системы¦
¦ ¦ ¦Принципы и ¦показателей и технологии¦
¦ ¦ ¦технология ¦обмена ими между ИОС и ИАИС на¦
¦ ¦ ¦мониторинга ¦региональном уровне ¦
¦ ¦ ¦информационно +------------------------------+
¦ ¦ ¦- образова- ¦2. Разработка системы¦
¦ ¦ ¦тельной среды ¦показателей и нормативной¦
¦ ¦ ¦и ее ¦информации, подлежащей обмену¦
¦ ¦ ¦взаимодействие¦между ИОС и ИАИС на¦
¦ ¦ ¦с ИАИС ¦федеральном уровне ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Организация подсистемы¦
¦ ¦ ¦ ¦оперативной связи¦
¦ ¦ ¦ ¦административных служб ИАИС и¦
¦ ¦ ¦ ¦ИОС ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦2.4. ¦2.4.1. ¦1. Финансовые потоки в¦
¦ ¦Экономика ¦Финансовые ¦виртуальном представительстве¦
¦ ¦открытого ¦потоки в ¦вуза в ИОС ¦
¦ ¦образования ¦системе ОО. +------------------------------+
¦ ¦ ¦Принципы ¦2. Финансовые связи¦
¦ ¦ ¦ценообразова- ¦представительств учебных¦
¦ ¦ ¦ния в системе ¦заведений с ИОС регионального¦
¦ ¦ ¦ОО ¦и федерального уровней ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Организация финансовых¦
¦ ¦ ¦ ¦потоков при работе с¦
¦ ¦ ¦ ¦зарубежными учащимися и¦
¦ ¦ ¦ ¦учебными центрами ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Комплект типовых договоров,¦
¦ ¦ ¦ ¦регламентирующих финансовые¦
¦ ¦ ¦ ¦взаимоотношения в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Оплата труда¦
¦ ¦ ¦ ¦преподавателей и иных¦
¦ ¦ ¦ ¦специалистов, обеспечивающих¦
¦ ¦ ¦ ¦учебный процесс в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Принципы ценообразования в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО с учетом различных¦
¦ ¦ ¦ ¦факторов ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦7. Методики ценообразования в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО по различным видам¦
¦ ¦ ¦ ¦образовательных услуг ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦8. Методика расчета стоимости¦
¦ ¦ ¦ ¦услуг для зарубежных учащихся ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.4.2. ¦1. Разработка системы¦
¦ ¦ ¦Экономические ¦экономических показателей¦
¦ ¦ ¦показатели ¦работы учебного заведения в¦
¦ ¦ ¦системы ОО ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦2. Создание подсистемы ИОС,¦
¦ ¦ ¦ ¦реализующей систему¦
¦ ¦ ¦ ¦экономических показателей ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Создание компьютерной¦
¦ ¦ ¦ ¦поддержки инновационной¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности в ОО ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦2.5. ¦2.5.1. ¦1. Программы и методики¦
¦ ¦Кадровое и ¦Программы и ¦подготовки учебно -¦
¦ ¦методическое¦методики ¦методического материала для¦
¦ ¦обеспечение ¦подготовки ¦системы ОО ¦
¦ ¦системы ОО ¦преподаватель-+------------------------------+
¦ ¦ ¦ского состава ¦2. Программы и методики по¦
¦ ¦ ¦для открытого ¦организации учебного процесса¦
¦ ¦ ¦образования ¦в системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Методики и технологии¦
¦ ¦ ¦ ¦оценки качества знаний в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Программы по¦
¦ ¦ ¦ ¦профессиональной ориентации¦
¦ ¦ ¦ ¦преподавателей в Интернет ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Организация в ИОС института¦
¦ ¦ ¦ ¦повышения квалификации¦
¦ ¦ ¦ ¦преподавателей по вопросам¦
¦ ¦ ¦ ¦открытого образования ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.5.2. ¦1. Организация учебного¦
¦ ¦ ¦Программы и ¦процесса в ИОС ¦
¦ ¦ ¦методики +------------------------------+
¦ ¦ ¦подготовки ¦2. Привлечение учащихся и их¦
¦ ¦ ¦менеджеров для¦подготовка к обучению в ИОС ¦
¦ ¦ ¦системы +------------------------------+
¦ ¦ ¦открытого ¦3. Организация взаимодействия¦
¦ ¦ ¦образования ¦учебных заведений в ИОС ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Финансовые механизмы в¦
¦ ¦ ¦ ¦системе ОО ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦2.5.3. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Семинары по ¦ ¦
¦ ¦ ¦распростране- ¦ ¦
¦ ¦ ¦нию опыта ¦ ¦
¦ ¦ ¦работы в ¦ ¦
¦ ¦ ¦системе ОО ¦ ¦
L-----+------------+--------------+-------------------------------
III. Подпрограмма "Создание федеральной (национальной,
межрегиональной) инфраструктуры открытого образования"
------T------------T--------------T------------------------------¬
¦ III.¦3.1. ¦3.1.1. ¦1. Структура взаимодействия¦
¦ ¦Научные ¦Организацион- ¦региональной ИОС с органами¦
¦ ¦основы ¦ные принципы ¦местной власти и советом¦
¦ ¦федерально -¦создания ¦ректоров ¦
¦ ¦региональной¦региональных +------------------------------+
¦ ¦политики в ¦информационно ¦2. Разработка принципов и¦
¦ ¦области ¦- образова- ¦технологии привлечения¦
¦ ¦открытого ¦тельных сред и¦региональных учебных заведений¦
¦ ¦образования ¦их ¦к работе в ИОС ОО ¦
¦ ¦ ¦взаимодействия+------------------------------+
¦ ¦ ¦в составе ¦3. Разработка технологии¦
¦ ¦ ¦федеральной ¦проведения штатной и резервных¦
¦ ¦ ¦ИОС ¦технологий взаимодействия¦
¦ ¦ ¦ ¦региональной ИОС в составе¦
¦ ¦ ¦ ¦федеральной ИОС ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Разработка финансовых¦
¦ ¦ ¦ ¦принципов взаимодействия¦
¦ ¦ ¦ ¦региональной ИОС с федеральной¦
¦ ¦ ¦ ¦ИОС и технологии их реализации¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦3.1.2. Типовая¦1. Типовая структура¦
¦ ¦ ¦структура ¦региональной ИОС¦
¦ ¦ ¦региональной ¦(административная, техническая¦
¦ ¦ ¦информационно ¦и организационная) ¦
¦ ¦ ¦- образова- +------------------------------+
¦ ¦ ¦тельной среды,¦2. Принципы взаимодействия¦
¦ ¦ ¦ее оснащение и¦учебных заведений и¦
¦ ¦ ¦принципы ¦распределение полномочий между¦
¦ ¦ ¦работы с ¦всеми субъектами региональной¦
¦ ¦ ¦региональными ¦ИОС ¦
¦ ¦ ¦учебными +------------------------------+
¦ ¦ ¦заведениями ¦3. Финансовые принципы¦
¦ ¦ ¦ ¦взаимодействия субъектов¦
¦ ¦ ¦ ¦региональной ИОС и технология¦
¦ ¦ ¦ ¦их реализации ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦3.1.3. ¦1. Принципы участия ассоциаций¦
¦ ¦ ¦Создание и ¦учебных заведений в работе ИОС¦
¦ ¦ ¦развитие +------------------------------+
¦ ¦ ¦региональных ¦2. Принципы формирования на¦
¦ ¦ ¦и межрегио- ¦базе региональных ИОС¦
¦ ¦ ¦нальных ¦ассоциаций учебных заведений ¦
¦ ¦ ¦ассоциаций +------------------------------+
¦ ¦ ¦(консорциумов)¦3. Разработка и проведение на¦
¦ ¦ ¦учебных ¦регулярной основе открытых¦
¦ ¦ ¦заведений на ¦уроков для учебных заведений¦
¦ ¦ ¦базе ¦региона ¦
¦ ¦ ¦региональных ¦ ¦
¦ ¦ ¦виртуальных ¦ ¦
¦ ¦ ¦университетов ¦ ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦3.1.4. ¦1. Организация регулярного¦
¦ ¦ ¦Организация ¦федерального выездного¦
¦ ¦ ¦регулярных ¦семинара по практике внедрения¦
¦ ¦ ¦региональных ¦технологий ОО в учебных¦
¦ ¦ ¦школ - ¦заведениях ¦
¦ ¦ ¦семинаров по +------------------------------+
¦ ¦ ¦практике ¦2. Разработка системы¦
¦ ¦ ¦внедрения и ¦региональных семинаров по¦
¦ ¦ ¦использования ¦обмену опытом работы в ИОС с¦
¦ ¦ ¦технологий ¦региональной спецификой ¦
¦ ¦ ¦открытого +------------------------------+
¦ ¦ ¦образования ¦3. Организация регулярных¦
¦ ¦ ¦ ¦показательных уроков для¦
¦ ¦ ¦ ¦школьников через ИОС ОО ¦
¦ +------------+--------------+------------------------------+
¦ ¦3.2. Созда- ¦3.2.1. ¦1. Структура первой очереди¦
¦ ¦ние регио- ¦Создание ¦ИОС из 7 - 8 региональных ИОС ¦
¦ ¦нальных ¦региональных +------------------------------+
¦ ¦ИОС системы ¦информационно ¦2. Создание сети учебных¦
¦ ¦ОО и их ¦- образова- ¦центров открытого образования¦
¦ ¦интеграция в¦тельных сред ¦в различных регионах России с¦
¦ ¦федеральную ¦ ¦ориентацией на определенные¦
¦ ¦систему ОО ¦ ¦базовые вузы ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Проведение распределенного¦
¦ ¦ ¦ ¦набора и обучения по¦
¦ ¦ ¦ ¦программам дополнительного¦
¦ ¦ ¦ ¦образования через систему ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Распространение опыта 1-й¦
¦ ¦ ¦ ¦очереди на следующие 15¦
¦ ¦ ¦ ¦регионов ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦5. Проведение набора и начало¦
¦ ¦ ¦ ¦обучения по программам высшего¦
¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦6. Распространение опыта¦
¦ ¦ ¦ ¦внедрения ИОС по всем регионам¦
¦ ¦ ¦ ¦России ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦7. Создание профильных ИОС по¦
¦ ¦ ¦ ¦определенным направлениям ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦8. Рекомендации по¦
¦ ¦ ¦ ¦взаимодействию региональной¦
¦ ¦ ¦ ¦ИОС с региональными¦
¦ ¦ ¦ ¦коммерческими структурами (в¦
¦ ¦ ¦ ¦том числе провайдерами¦
¦ ¦ ¦ ¦Интернет) ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦3.2.2. ¦1. Организация системы¦
¦ ¦ ¦Мониторинг ¦оперативной взаимосвязи¦
¦ ¦ ¦федеральной ¦администраторов всех¦
¦ ¦ ¦ИОС и ее ¦региональных ИОС ¦
¦ ¦ ¦совершенство- +------------------------------+
¦ ¦ ¦вание ¦2. Мониторинг работы ИОС¦
¦ ¦ ¦ ¦регионального и федерального¦
¦ ¦ ¦ ¦уровней (на основе¦
¦ ¦ ¦ ¦утвержденной системы¦
¦ ¦ ¦ ¦показателей и¦
¦ ¦ ¦ ¦сертифицированных средств¦
¦ ¦ ¦ ¦мониторинга) ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦3. Создание системы обратной¦
¦ ¦ ¦ ¦связи "пользователь -¦
¦ ¦ ¦ ¦администратор" и формирования¦
¦ ¦ ¦ ¦плана совершенствования среды¦
¦ ¦ ¦ ¦ОО ¦
¦ ¦ ¦ +------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦4. Создание системы анализа¦
¦ ¦ ¦ ¦качества учебного процесса в¦
¦ ¦ ¦ ¦ИОС и выработки мероприятий по¦
¦ ¦ ¦ ¦его повышению ¦
¦ ¦ +--------------+------------------------------+
¦ ¦ ¦3.2.3. ¦1. Создание сетевого учебного¦
¦ ¦ ¦Повышение ¦центра ¦
¦ ¦ ¦квалификации +------------------------------+
¦ ¦ ¦эксплуатацион-¦2. Создание сетевого учебного¦
¦ ¦ ¦ного ¦центра администраторов¦
¦ ¦ ¦(технического)¦региональных ИОС ¦
¦ ¦ ¦персонала +------------------------------+
¦ ¦ ¦региональных ¦3. Организация постоянной¦
¦ ¦ ¦ИОС ¦телеконференции по проблемам¦
¦ ¦ ¦ ¦совершенствования учебного¦
¦ ¦ ¦ ¦процесса в системе ОО ¦
L-----+------------+--------------+-------------------------------
IV. Подпрограмма "Создание единого
информационного пространства общего среднего
образования, приоритетно включая малокомплектные
сельские школы" (реализуется в рамках
отдельной программы)
------T----------------------------------------------------------¬
¦ IV. ¦4.1. Организация поставок компьютеров в сельские школы ¦
+-----+----------------------------------------------------------+
¦ ¦4.2. Обеспечение доступа школ в национальную компьютерную¦
¦ ¦ сеть и в Интернет и развитие национальной¦
¦ ¦ образовательной сети ¦
+-----+----------------------------------------------------------+
¦ ¦4.3. Переподготовка научно - педагогических,¦
¦ ¦ педагогических и административных кадров ¦
+-----+----------------------------------------------------------+
¦ ¦4.4. Организация сервисной службы для монтажа, ремонта и¦
¦ ¦ сопровождения создаваемой инфраструктуры ¦
+-----+----------------------------------------------------------+
¦ ¦4.5. Обеспечение полноценного методического сопровождения ¦
L-----+-----------------------------------------------------------
|