ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2000 г. N ВКПИ 00-33
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при секретаре старшем
лейтенанте юстиции Нечаеве С.В.,
с участием военного
прокурора управления
Главной военной прокуратуры
подполковника юстиции Грибова О.В.,
представителей Председателя
Общероссийского политического
движения "В поддержку армии,
оборонной промышленности
и военной науки" - И.,
граждан П. и Д.,
представителя
Правительства РФ
подполковника юстиции Ткаченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе председателя указанного выше Общероссийского политического
движения о признании незаконным п. 10 Постановления Правительства
РФ от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов,
связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным
лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей", а также дополнения к жалобе
представителей заявителя П. и Д. о признании незаконным пункта 3 и
п. 6б названного Постановления Правительства РФ,
установил:
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными
требованиями, поскольку считает, что п. 10 названного
Постановления Правительства, которым оно введено в действие с 1
января 1994 года, противоречит Постановлению Верховного Совета РФ
от 22 января 1993 года N 4339-1 "О порядке введения в действие
Закона РФ "О статусе военнослужащих", которым данный Закон введен
в действие с 1 января 1993 г.
В дополнениях к жалобе представители заявителя просят признать,
что п. 3 Постановления Правительства РФ противоречит п. 4 ст. 16
Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76 от 27 мая 1998
г., поскольку этим пунктом предусмотрено, что военнослужащие и
члены их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным
лечением и организованным отдыхом за плату, тогда как в
приведенном пункте ст. 16 нового Закона установлено, что
военнослужащие в таких случаях оплачивают 25 процентов, а члены их
семей 50 процентов стоимости путевки.
Кроме того, в ст. 16 Закона предусматривается, что
военнослужащие и члены их семей обеспечиваются, помимо санаторно-
курортного и других видов лечения, также отдыхом в пансионатах и
детских оздоровительных лагерях, тогда как п. 3 названного
Постановления Правительства РФ это не предусмотрено.
Пункт 6б Постановления Правительства РФ противоречит п. 5 ст.
16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов
их семей, указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи, распространены
также на военнослужащих при общей продолжительности военной службы
25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и членов их
семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной
службы по перечисленным в Законе основаниям, общая
продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и
более.
В судебном заседании представители И., действовавшие по
доверенности от 12 августа 1998 г., П. и Д. поддержали жалобу и
пояснили, что они настаивают на признании незаконным п. 10
Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1093 со
дня его принятия, поскольку полагают, что несвоевременное введение
в действие Постановления Правительства РФ грубо нарушило права
военнослужащих и членов их семей на получение денежной компенсации
к отпуску, установленной Законом "О статусе военнослужащих" 1993
г. Это привело к тому, что указанные лица были лишены права на
получение такой компенсации в течение года.
Обосновывая дополнительные требования, представители заявителя
ссылались на то, что в Постановлении предусмотрено приобретение
военнослужащими и членами их семей путевок в санатории, дома
отдыха и на туристические базы Министерства обороны РФ за плату,
тогда как в Законе "О статусе военнослужащих" 1998 года путевки
должны оплачиваться частично - в размере 25 и 50 процентов. Кроме
того, в новом Законе расширен круг мест организованного отдыха
военнослужащих и членов их семей - пансионатами и детскими
оздоровительными лагерями, а предусмотренные п. 2 - 4 ст. 16
Закона льготы для военнослужащих и членов их семей расширены на
военнослужащих и их семьи при общей продолжительности военной
службы военнослужащего 25 лет и более вне зависимости от основания
увольнения. Кроме того, эти льготы распространены также на
прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по указанным в
Законе основаниям, общая продолжительность военной службы которых
составляет 20 лет и более. В связи с приведенными данными
Постановление Правительства РФ в указанных его пунктах не
соответствует Закону.
Представитель Правительства РФ подполковник юстиции Ткаченко
И.В., осуществляющий свои полномочия по поручению Правительства РФ
N ВМ-П4-19482 (письмо Аппарата Правительства РФ от 22 июля 2000 г.
N П4-2104), в порядке передоверия, по доверенности, выданной
первым заместителем Министра обороны РФ, N 332 от 25 июля 2000 г.,
предложил отказать в удовлетворении жалобы И. и дополнений к ней.
При этом он сослался на то, что срок, в течение которого
Правительству РФ необходимо было определить порядок выплаты
денежной компенсации военнослужащим и их семьям, предусмотренный
п. 4 ст. 16 Закона, определен не был. Названным Постановлением
военнослужащие права на получение такой компенсации не лишались, и
эти свои права они могли защищать вплоть до обращения в судебные
инстанции.
Что касается оплаты военнослужащими стоимости путевок, то
Правительству РФ в Законе не поручалось определить размер этой
оплаты. В реальной действительности, как до принятия Закона "О
статусе военнослужащих" 1993 г., так в период его действия и в
настоящее время, военнослужащие и члены их семей оплачивают
стоимость путевки на льготных условиях: военнослужащие 25%, а
члены их семей 50% стоимости.
Такие льготы для военнослужащих были предусмотрены ранее
действовавшими в Вооруженных Силах нормативными документами, а в
настоящее время они содержатся в Приказе Министра обороны РФ N 360
от 20 августа 1999 г. "О порядке санаторно-курортного обеспечения
в Вооруженных Силах РФ" (с изменениями, внесенными 6 февраля 2000
г.).
Кроме того, в 1999 году разработан и направлен для согласования
в соответствующие государственные органы проект нового
Постановления Правительства РФ по обсуждаемым вопросам, в котором
финансирование расходов, связанных с оказанием медицинской помощи,
обеспечением санаторно-курортным лечением и отдыхом на льготных
условиях военнослужащих и членов их семей, выплатой им компенсации
и др. вопросам, приведено в полное соответствие с Законом "О
статусе военнослужащих" 1998 года. Однако до настоящего времени
Постановление еще не принято.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные
доказательства, а также выслушав заключение военного прокурора
управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции
Грибова О.В., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении
жалобы И. в части признания незаконным п. 10 Постановления
Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1999 года, поскольку
предусмотренная Законом норма о выплате военнослужащим денежной
компенсации к отпуску Постановлением Правительства не отменялась и
не устанавливалась отсрочка ее применения, а в части поставленных
вопросов в дополнениях к жалобе признать их обоснованными, в том
числе касающихся размеров оплаты стоимости путевок; расширения
круга мест отдыха военнослужащих и их семей по льготным путевкам;
распространения льгот, предусмотренных п. 2 - 4 ст. 16 Закона, на
военнослужащих и их семей, при общей продолжительности военной
службы военнослужащих 25 лет и более вне зависимости от основания
увольнения, а также распространения этих льгот на прапорщиков и
мичманов при перечисленных в Законе условиях, поскольку в новом
Законе "О статусе военнослужащих" они содержатся, а в
рассматриваемом Постановлении отсутствуют, - Верховный Суд
Российской Федерации находит, что требования И., изложенные в
жалобе, а также в дополнениях к ней, подлежат лишь частичному
удовлетворению.
Из исследованного в судебном заседании содержания п. 10
Постановления видно, что в нем содержится лишь дата введения в
действие Постановления.
Ни этим, ни другими пунктами Постановления не отменено и не
отсрочено право военнослужащих и членов их семей на получение
денежной компенсации к отпуску, предусмотренной п. 4 ст. 16 Закона
"О статусе военнослужащих" 1993 года.
То обстоятельство, что Постановление Правительства РФ введено в
действие с 1 января 1994 года, не лишало военнослужащих и членов
их семей льготы на получение указанной компенсации в сроки,
установленные названным Законом, который вступил в силу с 1 января
1993 года.
В случае нарушения этого права указанных лиц, в соответствии с
Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан" N 4866-1 от 27 апреля 1993 года, они вправе
были обжаловать неправомерные действия должностных лиц в суд в
порядке, установленном этим Законом.
Кроме того, прежний Закон "О статусе военнослужащих" 1993 года
задолго до направления в Верховный Суд РФ данной жалобы утратил
силу и отменен. Новому Закону "О статусе военнослужащих" 1998 года
данное Постановление в вопросах выплаты военнослужащим денежной
компенсации к отпуску не противоречит. По изложенным основаниям
жалоба И. в этой части удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем в дополнениях к жалобе обоснованно подчеркивается,
что содержащиеся в п. 3 Постановления указания о том, что
военнослужащие и члены их семей обеспечиваются путевками в
санатории, дома отдыха и на туристические базы Министерства
обороны за плату, не соответствуют п. 4 ст. 16 Закона "О статусе
военнослужащих" 1998 года, которым установлено, что военнослужащие
оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов стоимости
путевок. Кроме того, этим пунктом ст. 16 Закона расширен круг мест
организованного отдыха военнослужащих и членов их семей
пансионатами и детскими оздоровительными лагерями.
Наряду с этим п. 5 ст. 16 Закона предусмотрено, что права и
льготы военнослужащим и членам их семей, указанные в пунктах 2 - 4
этой статьи Закона, в отличие от оспариваемого Постановления,
распространяются также на офицеров при общей продолжительности
военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания
увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и
мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в
связи с организационно-штатными мероприятиями, общая
продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и
более.
При таких данных суд приходит к выводу, что данная часть
требований заявителя является обоснованной и подлежит
удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 193 -
196, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Председателя Общероссийского политического движения "В
поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" И.
удовлетворить частично.
Признать, что п. 3 Постановления Правительства РФ N 1093 от 26
сентября 1994 года противоречит п. 4 ст. 16 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, который
предусматривает, что военнослужащие и члены их семей
обеспечиваются помимо санаторно-курортного и других видов лечения
также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях. При
этом военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50
процентов стоимости путевок.
Пункт 6б названного Постановления Правительства РФ противоречит
п. 5 ст. 16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих
и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи,
распространены также на военнослужащих при общей продолжительности
военной службы 25 лет и более вне зависимости от оснований
увольнения и членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов,
уволенных с военной службы по состоянию здоровья, достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность
военной службы которых составляет 20 лет и более.
Правительству РФ в соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" 1998 года привести указанные
пункты Постановления N 1093 от 26 сентября 1994 года в
соответствие с Федеральным законом.
В части требований И. о признании п. 10 названного
Постановления Правительства N 1093 от 26 сентября 1994 года
незаконным и не действующим со дня принятия данного Постановления
- отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной
форме.
Председательствующий по делу -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-лейтенант юстиции
Ю.В.ПАРХОМЧУК
|