ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 октября 2000 г. Дело N КА-А40/4608-00
(извлечение)
Коммерческий банк "Банк БФТ" обратился в Арбитражный суд
г. Москвы с исковым заявлением о признании недействительным
решения Центрального регионального центра Федеральной службы
России по валютному и экспортному контролю N 20501053 от
26.04.2000.
Решением суда от 10 июля 2000 г. требования истца
удовлетворены, оспариваемое решение ЦРЦ ВЭК признано
недействительным.
ВЭК России, не согласившись с выводами суда, настаивает на
отмене судебного акта, мотивируя тем, что он принят с нарушением
норм материального права, а именно п. 2 ст. 11 Закона
"О федеральных органах налоговой полиции", п. 3 ст. 11 Закона
"О валютном регулировании и валютном контроле". Органы налоговой
полиции при проведении проверки пользовались правами агента
валютного контроля. Взыскание штрафных санкций производится
органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов
валютного контроля.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив
материалы дела, заслушав и обсудив доводы сторон, проверив в
порядке ст. 174 АПК РФ правильность применения норм материального
права и соблюдения норм процессуального права, находит решение
суда подлежащим отмене как недостаточно обоснованное, а дело -
передаче на новое рассмотрение суду первой инстанции.
Признавая недействительным решение ЦРЦ ВЭК N 20501053 о
применении финансовых санкций в отношении КБ "Банк БФТ" за
нарушение требований Инструкции ЦБ РФ "О порядке организации
работы обменных пунктов на территории Российской Федерации,
совершения и учета валютно - обменных операций уполномоченными
банками", суд исходил из того, что проверка работы обменных
пунктов проводилась органами налоговой полиции как с превышением
полномочий должностных лиц, так и самой службы налоговой полиции.
При вынесении решения суд также указал на то, что правом налагать
штраф за нарушение требований Инструкции N 27 обладает лишь
Главное территориальное управление Банка России.
С выводами суда нельзя согласиться.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 11 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1
"О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в
Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и
их агентами. Агентами валютного контроля являются организации,
которые в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации могут осуществлять функции валютного контроля.
В силу п. 2 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой
полиции" органы налоговой полиции наделены правом пользоваться при
исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными
должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля.
Полномочия органов и агентов валютного контроля определены п. 2
ст. 12 Закона, в силу которой органы и агенты валютного контроля в
пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми
резидентами и нерезидентами валютными операциями в Российской
Федерации, за соответствием этих операций законодательству,
условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов
органов валютного контроля, проводят проверки валютных операций
резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда о превышении полномочий при
проведении проверки органами налоговой полиции ошибочен и не
основан на законе.
Что же касается вывода суда об отсутствии у ЦРЦ ВЭК правомочий
по наложению штрафа за нарушение правил ведения валютно - обменных
операций, предусмотренных Инструкцией ЦБ РФ N 27, то он также
несостоятелен и не соответствует действующему валютному
законодательству.
В соответствии со статьей 14 Закона "О валютном регулировании
и валютном контроле" резиденты, в том числе уполномоченные банки,
и нерезиденты несут ответственность за отсутствие учета валютных
операций, ведение учета валютных операций с нарушением
установленного порядка в виде штрафа в пределах суммы, которая не
была учтена или была учтена ненадлежащим образом. Право на
взыскание указанного штрафа предоставлено органам валютного
контроля.
На основании п. 2 ст. 11 Закона о валютном регулировании
органами валютного контроля является Правительство Российской
Федерации и Банк России.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе России ВЭК России
образован для реализации функций Правительства РФ по валютному и
экспортному контролю.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что ЦРЦ ВЭК,
являющийся территориальным органом ВЭК России, наделен
полномочиями взыскания штрафа как орган валютного контроля.
Инструкция ЦБ РФ N 27 от 27.02.95, являясь подзаконным актом,
принятым в соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и
валютном контроле", не может ограничивать полномочия органов
валютного контроля, определяемые законом.
Ошибочность выводов суда связана с неправильным применением
норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а
дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же
суда.
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом вышеуказанного
всесторонне исследовать фактические обстоятельства валютного
правонарушения, вины правонарушителя и всех других обстоятельств,
имеющих значение для правильного разрешения спора, применить нормы
материального права, подлежащие применению.
Суд, руководствуясь ст. ст. 174 - 178 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2000 г. по делу
А40-16539/00-106-198 отменить, дело передать на новое рассмотрение
в первую инстанцию того же суда.
|