ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2000 г. No. 4313/99
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от
26.01.99 по делу No. А19-9211/98-30 и постановление Федерального
арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 30.03.99 по тому
же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Иркутское акционерное общество энергетики и электрификации
"Иркутскэнерго" (далее - АОЭиЭ "Иркутскэнерго") обратилось в
Арбитражный суд Иркутской области с иском к Государственной
налоговой инспекции по Иркутской области о признании частично
недействительным ее решения от 30.07.98 No. 8 (пункты 1.1.1,
1.1.2, 1.1.3).
Решением от 19.11.98 пункты 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 решения
налоговой инспекции признаны недействительными частично. В
остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.01.99 решение в
удовлетворенной части иска отменено и в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
постановлением от 30.03.99 постановление апелляционной инстанции
оставил без изменения.
В протесте первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановления
апелляционной и кассационной инстанций отменить, решение суда
первой инстанции оставить в силе по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Иркутской
области проведена проверка правильности исчисления и
своевременности уплаты АОЭиЭ "Иркутскэнерго" местных налогов,
платежей в государственные внебюджетные социальные фонды и
платежей в дорожные фонды за период с 01.01.95 по 31.12.97.
Проверкой выявлено, в частности, занижение в 1995 - 1996 годах
налога на пользователей автомобильных дорог. По результатам
проверки составлен акт от 30.06.98 и принято решение от 30.07.98
No. 8 о доначислении налогов, штрафов и пеней, в том числе по
налогу на пользователей автомобильных дорог (пункты 1.1.1, 1.1.2,
1.1.3 решения).
По мнению налоговой инспекции, акционерным обществом занижен
налог на пользователей автомобильных дорог, поскольку вместо
ставки 1,5 процента от суммы реализации продукции (работ, услуг)
необоснованно применена ставка 0,15 процента от товарооборота.
Судебные инстанции, отказывая в иске о признании
недействительным решения налоговой инспекции по пунктам 1.1.1,
1.1.2, 1.1.3 со ссылками на пункт 2 статьи 5 Закона Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", пункт 1
статьи 4 Закона Иркутской области от 28.06.95 "О территориальном
дорожном фонде", инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.95 No.
30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные
фонды", исходили из того, что АОЭиЭ "Иркутскэнерго", обеспечивая
питьевой водой отдельные предприятия и населенные пункты от сетей
своих структурных подразделений - ТЭЦ, оказывает услуги по
централизованному водоснабжению конечных потребителей, то есть
осуществляет деятельность, направленную на удовлетворение
потребностей других лиц, которая не может быть отнесена к торговой
деятельности. Следовательно, акционерное общество является
производственной, а не торгующей организацией и не может
пользоваться ставкой, установленной для торгового оборота.
Между тем в соответствии с Законом Российской Федерации от
18.10.91 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями
и дополнениями) и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95
No. 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в
дорожные фонды" (с изменениями и дополнениями) объектом обложения
налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка,
полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы
между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в
результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой
деятельности.
Согласно пункту 21.1 названной инструкции (в редакции,
действовавшей до марта 1997 года) организации по эксплуатации и
содержанию газового хозяйства электросети и теплосети,
осуществляющие функции перепродавца, уплачивают налог на
пользователей автомобильных дорог от товарооборота.
Законом Иркутской области от 17.07.95 No. 155 "О
территориальном дорожном фонде" установлено, что налог на
пользователей автомобильных дорог уплачивается в размере 1,5
процента от выручки (валового дохода) от реализации продукции
(работ, услуг) и в размере 0,15 процента от оборота
заготовительных, торгующих (в том числе организаций оптовой
торговли) и самостоятельных снабженческо - сбытовых организаций.
Из материалов дела усматривается, что АОЭиЭ "Иркутскэнерго"
приобретает воду у муниципального предприятия "Водоканал",
являющегося водоснабжающей организацией, по договору на отпуск
воды. При этом АОЭиЭ "Иркутскэнерго" оказывает посреднические
услуги по доставке воды от водоснабжающей организации до
потребителей, не имеющих собственных сетей водоснабжения, не
осуществляя при этом производственных операций. Эти потребители
выступают в качестве субабонентов по договорам, заключенным с
АОЭиЭ "Иркутскэнерго", и оплачивают воду акционерному обществу с
учетом наценки, размер которой определяется исходя из расходов на
содержание водопроводов, используемых для транзита им воды.
В связи с этим налог на пользователей автомобильных дорог
должен уплачиваться АОЭиЭ "Иркутскэнерго" (как посредником) от
суммы разницы между средствами, полученными от потребителей за
оказанные услуги, и средствами, перечисленными водоснабжающей
организации, по ставке 0,15 процента.
Действующей инструкцией Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 04.04.2000 No. 59 "О порядке исчисления и
уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (глава II, пункты 33
и 33.7) также предусмотрено, что при исчислении налога на
пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать следующие
особенности налогообложения налогоплательщиков по отдельным видам
деятельности: организации, перепродающие газ, тепло, воду,
электроэнергию, сжатый воздух и тому подобное, иные организации
трубопроводного транспорта уплачивают налог от разницы между
продажной и покупной ценами этих товаров.
При таких обстоятельствах акционерное общество правомерно
применило ставку налога в размере 0,15 процента от разницы между
средствами, полученными от потребителей за оказанные услуги, и
средствами, уплаченными водоснабжающей организации. Следовательно,
оснований для применения расчета налога от выручки от реализации
продукции (работ, услуг) и отказа в иске не имелось.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда
Иркутской области от 26.01.99 по делу No. А19-9211/98-30 и
постановление Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского
округа от 30.03.99 по тому же делу отменить.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.11.98 по
указанному делу оставить в силе.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|