ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 октября 2000 г. Дело N КА-А41/4455-00
(извлечение)
ЗАО "Гамма" обратилось в Арбитражный суд Московской области с
иском к инспекции МНС РФ по г. Краснознаменску о признании
недействительным решения N 6 от 16.03.2000 о привлечении общества
к ответственности за совершение налогового правонарушения,
предусмотренного пунктом 1 ст. 122 части первой Налогового кодекса
РФ за неполную уплату налога в результате неправомерного
использования льготы, в виде штрафа в размере 20% от суммы налога
по НДС, по налогу на пользователей автодорог за 1999 год, по
налогу на содержание жилищного фонда, по налогу на прибыль, пени,
налоговых санкций на общую сумму 3155403,04 руб.
Решением суда от 10.05.2000, оставленным без изменения
постановлением от 24.07.2000, исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения суда проверяются в порядке
ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ по
г. Краснознаменску, в которой ответчик просит судебное решение
суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм
материального права.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав
доводы сторон, считает, что оснований для удовлетворения
кассационной жалобы не имеется.
Из материалов дела следует, что администрация, Совет депутатов
Закрытого административно - территориального образования (ЗАТО)
г. Краснознаменска и ЗАО "ГАММА" 27.02.98 заключили налоговое
соглашение о предоставлении обществу льготы по налогам,
уплачиваемым в бюджет ЗАТО г. Краснознаменска.
Пунктом 3 общество обязано производить начисления и уплату
налогов и других обязательных отчислений в бюджет и дорожный фонд
в сроки и суммах, предусмотренных налоговым законодательством РФ,
с учетом Положения "О льготном налогообложении в
г. Краснознаменске", "Об особом режиме инвестиционной деятельности
в г. Краснознаменске" и данного соглашения.
Общество, в соответствии с п. 3.4 соглашения, обязано
участвовать в инвестиционных проектах ЗАТО г. Краснознаменска,
направленных на социальное и экономическое развитие ЗАТО, путем
ежеквартального перечисления денежных средств в размере 15% от
льготируемой суммы налоговых платежей на счет администрации города
Краснознаменска.
Данное соглашение не оспорено и не признано недействительным в
установленном порядке.
Принимая решение о привлечении общества к налоговой
ответственности и отменяя предоставленные обществу налоговые
льготы, инспекция МНС РФ по г. Краснознаменску исходила из того,
что данные льготы предоставлены обществу в нарушение пунктов 1а,
2, 5, ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
Данное решение обоснованно признано судом недействительным по
следующим основаниям:
Согласно ст. 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ",
действовавшей в период заключения налогового соглашения, органам
государственной власти административно - территориальных
образований предоставлено право предоставлять дополнительные
льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в
соответствии с законодательством РФ в их бюджеты.
По смыслу ст. 36 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" установлено право органов местного
самоуправления самостоятельно распоряжаться средствами местных
бюджетов, при этом в доходы местных бюджетов зачисляются местные
налоги и сборы, отчисления от федеральных налогов и налогов
субъектов РФ.
Решением Совета депутатов г. Краснознаменска от 23.09.97
N 73/14 утверждено положение "Об инвестиционной зоне ЗАТО
г. Краснознаменска" и "О льготном налогообложении в городе
Краснознаменске на 1997 г. и до декабря 2000 г.".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к
выводу о том, что налоговое освобождение ЗАТО предоставлено
обществу в соответствии с действовавшим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что Федеральным законом
N 67-ФЗ от 02.04.99 о внесении изменений в ст. 5 Закона РФ
"О закрытом административно - территориальном образовании", "О
внесении изменений в Закон РФ "О ЗАТО" N 144-ФЗ от 31.07.98,
Федеральным законом Российской Федерации "О Федеральном бюджете на
1998 год" N 42-ФЗ от 26.03.88 установлен новый порядок
предоставления дополнительных льгот по налогам и сборам с
предварительным согласованием в Министерстве финансов РФ и
предварительной проверкой обоснованности предоставления налоговых
льгот, не являются основанием для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ "О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ "О закрытом
административно - территориальном образовании" N 144-ФЗ от
31.07.98 предоставленные до вступления в силу данного Закона
дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам,
зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых
органах ЗАТО, действуют до 01.01.2000.
Пунктом 2 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что если после
заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные
правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора,
условия заключенного договора сохраняют силу, кроме сучаев, когда
в законе установлено, что его действие распространяется на
отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции
обоснованно указал на превышение полномочий инспекции об отмене
налоговых льгот, поскольку пунктом 7 Правил предоставления
органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и
сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве
налогоплательщиков в налоговых органах закрытых
административно - территориальных образований, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 15.06.98 N 595, предусмотрено,
что при установлении факта применения налоговых льгот, не
согласованных с Министерством финансов РФ, налоговые органы
сообщают об этом в органы местного самоуправления ЗАТО и в
Министерство РФ по налогам и сборам, а последнее - в Министерство
финансов РФ для принятия решения о пересмотре размера дотаций
бюджетам ЗАТО.
Данные требования инспекция не выполнила и не представила суду
доказательства того, что отмена предоставленных компетентным
органом льгот по налогам находится в правовом поле деятельности
инспекции.
В соответствии со ст. 109 НК РФ, обстоятельствами,
исключающими привлечение лица к ответственности за совершение
налогового правонарушения, являются не только отсутствие события
налогового правонарушения, но и отсутствие вины в совершении
налогового правонарушения.
Доказательств наличия вины налогоплательщика по спорным
отношениям инспекция суду не представила.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит,
что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения
спора, установлены полно, всесторонне и объективно, им дана
надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют собранным по
делу доказательствам.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции,
руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 177 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.05.2000 и постановление от 24.07.2000 по делу
N А41-К2-3622/00 Арбитражного суда Московской области оставить без
изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Краснознаменску - без
удовлетворения.
|