ЗАЯВЛЕНИЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ
(Осло, 29 сентября 2000 года)
Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства
Норвегия,
опираясь на вековые традиции мира, дружбы и добрососедства,
культурную и географическую близость;
приветствуя значительный прогресс, достигнутый в развитии
двусторонних отношений за последние годы;
рассматривая их дальнейшее укрепление в качестве важной
составляющей расширяющегося взаимодействия равноправных и
суверенных государств в свободной от дискриминации и
разделительных линий Европе;
придавая особое значение участию в многостороннем
сотрудничестве на Севере Европы и в Арктике в рамках Совета
Баренцева / Евроарктического региона, Совета государств
Балтийского моря, Арктического Совета и "Северного измерения"
Европейского Союза и подчеркивая взаимную готовность содействовать
развитию этой региональной системы взаимодействия в прочный
элемент европейской архитектуры;
руководствуясь обязательствами по Уставу ООН, принципами и
нормами, закрепленными в стамбульской Хартии европейской
безопасности 1999 года и других документах Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе, Уставом Совета Европы,
Основополагающим актом "Россия - НАТО" 1997 года, положениями
Декларации об основах отношений между Российской Федерацией и
Королевством Норвегия, подписанной в Осло 26 марта 1996 года;
заявляют:
1. РОССИЯ И НОРВЕГИЯ - СОСЕДИ НА СЕВЕРЕ.
КОНТАКТЫ НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Между Россией и Норвегией установились тесные политические
контакты. Свидетельством этого является регулярный обмен визитами
на уровне руководства обеих стран. Визит в Норвегию Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1996 году и визит в Россию Их
Величеств Короля и Королевы в 1998 году дали важные импульсы
дальнейшему развитию отношений. Его Величество Король Харальд V
пригласил Президента Российской Федерации В.В. Путина посетить
Норвегию. Президент России с благодарностью принял это
приглашение.
Стороны приветствуют состоявшиеся в последнее время контакты и
обмены визитами на высоком правительственном уровне, будут
развивать их и далее. Стороны также приветствуют укрепление связей
между Федеральным собранием Российской Федерации и Стортингом
Норвегии.
Стороны с удовлетворением отмечают, что наряду с контактами
между центральными властями двух стран продолжает расширяться
сотрудничество между региональными и местными органами власти, в
том числе в рамках Совета Баренцева / Евроарктического региона и
Совета государств Балтийского моря. Стороны придают большое
значение укреплению и дальнейшему развитию региональных и местных
механизмов сотрудничества, которые вносят важный вклад в
укрепление доверия и взаимопонимания.
Стороны отмечают важное значение традиционного и доброго
взаимодействия России и Норвегии на архипелаге Шпицберген в
соответствии с Договором о Шпицбергене 1920 года.
Стороны считают "Северное измерение" Европейского Союза важным
инструментом в процессе европейской интеграции, который может
способствовать укреплению основ безопасности, стабильности и
практического сотрудничества, концентрируя усилия на решении
проблем устойчивого экономического и социального развития, охраны
окружающей среды, борьбы с организованной преступностью,
распространением инфекционных заболеваний и прочих аспектах,
требующих общерегионального взаимодействия.
Россия и Норвегия стремятся к активному плодотворному
сотрудничеству в рамках международных организаций, рассматривая
как реальные имеющиеся возможности для его дальнейшего укрепления.
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Экономическое развитие, в том числе в сопредельных районах по
обе стороны общей границы, имеет большое значение для улучшения
благосостояния и стабильности в наших странах. Обе стороны будут
предпринимать все необходимые шаги для содействия проектам и
инициативам, служащим этим целям, включая меры государственной
поддержки. Стороны с удовлетворением отмечают позитивное развитие
торговли между Россией и Норвегией. Норвегия приветствует
утвержденную Правительством России Программу социально -
экономического развития Российской Федерации до 2010 года и
ожидает, что ее реализация будет стимулировать инвестиционную
активность норвежских предприятий в России.
Стороны подчеркивают значение взаимодействия в рамках
Межправительственной российско-норвежской комиссии по
экономическому, промышленному и научно-техническому
сотрудничеству. Важно поддерживать регулярный диалог, нацеленный
прежде всего на выявление новых перспективных областей
экономического сотрудничества между двумя странами.
Россия и Норвегия будут создавать условия для дальнейшего
развития сотрудничества в торгово-экономической сфере в регионе
Баренцева моря путем совершенствования как законодательства, так и
инфраструктуры. Конкретным шагом в этом направлении является
сотрудничество между двумя странами по строительству на
российско-норвежской границе нового международного автомобильного
пункта пропуска "Борисоглебск".
Стороны отмечают важность расширяющегося сотрудничества в
сфере телекоммуникаций и будут стремиться к скорейшему заключению
соглашения о сотрудничестве в области почтовой и электрической
связи. Стороны также согласны в необходимости ускорения
переговоров по новым двусторонним соглашениям о воздушном и
автомобильном сообщении. Они удовлетворены прогрессом, достигнутым
в развитии сотрудничества в Баренцевом / Евроарктическом
транспортном регионе.
Стороны надеются на прием России в ближайшем будущем во
Всемирную торговую организацию (ВТО). В качестве председателя
рабочей группы по переговорам России с ВТО Норвегия играет видную
и активную роль в этой работе и будет содействовать положительному
продвижению на переговорах по этому вопросу.
3. ЭНЕРГЕТИКА
Россия и Норвегия являются лидерами в сфере производства
энергоносителей в Европе. Стороны считают приоритетной целью
ускоренный переход от активного диалога по энергетическим вопросам
к масштабному взаимовыгодному сотрудничеству.
Такой диалог между министрами энергетики и другими
компетентными ведомствами и организациями Сторон имеет место в
рамках Российско-Норвежского форума по вопросам энергетики и
охраны окружающей среды, под эгидой которого осуществляются
совместные проекты и работы в области энергоэффективности,
управления и оценки углеводородных ресурсов.
Россия и Норвегия как ведущие производители и экспортеры нефти
и газа в Европе заинтересованы в продолжении взаимодействия как на
двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций.
Стороны будут стремиться использовать опыт норвежских
нефтегазовых компаний в разработке углеводородных месторождений на
континентальном шельфе. С удовлетворением отмечается, что
норвежские интересы уже активно вовлечены в конкретные проекты,
такие как освоение Харьягинского и Штокманского месторождений.
Начало разработки Тимано-Печорской нефтеносной провинции будет
способствовать укреплению взаимодействия российских и норвежских
компаний, в том числе в сфере инвестиций. Одновременно Стороны
готовы к совместным природоохранным мероприятиям по предотвращению
нефтяных загрязнений, в частности, в связи с возможной
транспортировкой нефти морским путем через Печорское и Баренцево
моря и вдоль побережья Норвегии. Соответствующие власти наших
стран оценят возможности более тесного сотрудничества в этой
области.
Россия и Норвегия примут активное участие в реализации
проектов энергетического сотрудничества в Балтийском регионе.
4. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Стороны подчеркивают значение дальнейшего продолжения и
развития широкого сотрудничества в области охраны окружающей
среды, прежде всего в районах Крайнего Севера, используя в этих
целях также преимущества общерегиональных организаций.
Стороны придают особое значение сотрудничеству в проведении
долгосрочного мониторинга окружающей среды, который может заложить
основу для определения приоритетных защитных мер и обогатить
знания об изменениях в состоянии окружающей морской среды Севера.
Россия и Норвегия уделяют большое внимание также
сотрудничеству в рамках Арктического Совета, в частности, в
вопросах охраны уязвимой окружающей среды северных регионов.
Стороны будут содействовать положительному решению вопроса о
модернизации комбината "Печенганикель". Реализация этого проекта
станет убедительным примером действенности нашего сотрудничества в
деле оздоровления экологической обстановки без ущерба для
занятости местного населения.
Россия и Норвегия выступают за расширение сотрудничества в
области обращения с облученным ядерным топливом и радиоактивными
отходами, в том числе с атомных подводных лодок, выведенных из
состава Военно-Морского Флота Российской Федерации. Такое
сотрудничество станет существенным вкладом в охрану окружающей
среды на Севере. В этой связи важное значение имеет успешная
реализация двустороннего межправительственного Соглашения о
сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с
утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из
состава Военно-Морского Флота в северном регионе, и повышении
ядерной и радиационной безопасности от 28 мая 1998 года. Россия и
Норвегия приветствуют содействие других стран в улучшении
экологического состояния на Севере России, в первую очередь по
решению проблем, связанных с выведенными из эксплуатации атомными
подводными лодками. Они будут стремиться к скорейшему завершению
переговоров по заключению многостороннего соглашения по ядерно -
экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР) и призывают
участников переговоров по МНЭПР решить остающиеся вопросы в духе
взаимоприемлемости. В этой связи Стороны подчеркивают значение
дальнейшего развития военного сотрудничества в области охраны
окружающей среды в северных регионах между Россией, Норвегией и
США на базе трехстороннего Соглашения о военно-экологическом
сотрудничестве в Арктике (АМЕК).
5. УПРАВЛЕНИЕ МОРСКИМИ БИОРЕСУРСАМИ, РЫБОЛОВСТВО
С соответствии с двусторонними межправительственными
Соглашениями о сотрудничестве и взаимных отношениях в области
рыболовства от 11 апреля 1975 года и от 15 октября 1976 года
Стороны несут общую ответственность за обеспечение рационального
управления богатыми рыбными ресурсами в морских районах,
покрываемых этими соглашениями, что имеет решающее значение для
обеспечения жизнедеятельности, занятости и продовольственной
безопасности населения прибрежных районов наших стран. Россия и
Норвегия на протяжении десятилетий тесно и плодотворно
сотрудничают в области рыболовства и морских исследований. Стороны
заявляют о необходимости заботиться о том, чтобы это
сотрудничество и впредь развивалось на двусторонней взаимовыгодной
основе.
Россия и Норвегия будут стремиться к эффективному
сотрудничеству в проведении исследовательских рейсов в Баренцевом
море, в том числе в вопросах выдачи документов на доступ в этих
целях.
6. РАЗГРАНИЧЕНИЕ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ
Правительства обеих стран согласны с важностью дальнейшего
продвижения к решению вопроса о разграничении в Баренцевом море.
Очередная встреча должностных лиц для обсуждения разграничения
в Баренцевом море состоялась в Осло 6 сентября 2000 года. Было
отмечено, что процесс определения согласованных геодезических
данных и соответствующей методологии, инициированный в 1998 году,
близок к завершению. Это будет создавать условия для обмена малыми
взаимно сбалансированными встречными шагами с целью достижения
соглашения по разграничению в Баренцевом море.
Условлено вести дальнейшее обсуждение этого вопроса на основе
всеобъемлющего подхода, включающего различные аспекты
разграничения, например, рыболовство и возможное сотрудничество в
нефтегазовой области.
Следующий раунд переговоров состоится в Москве в конце этого -
начале будущего года.
7. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ, СПАСАНИЯ
Россия и Норвегия намерены широко сотрудничать в вопросах
предотвращения серьезных аварий, в том числе на ядерных объектах,
оповещения о них, а также совершенствования взаимодействия в
проведении поисково-спасательных операций.
Сотрудничество, установившееся после катастрофы атомной
подводной лодки "Курск", свидетельствует о духе добрососедства,
характерного для отношений между нашими двумя народами.
Случившееся является напоминанием о необходимости тесного
сотрудничества в области безопасности как гражданского, так и
военного мореплавания. Устранение угрозы здоровью людей, нанесения
ущерба окружающей среде и природным ресурсам, в частности, морским
биоресурсам, в результате катастроф, в том числе на ядерных
объектах, является общим делом для наших стран.
Стороны предпримут конкретные меры по усовершенствованию
порядка раннего оповещения, обеспечению оперативного обмена
информацией и задействованию имеющихся поисково-спасательных
средств, проведению регулярных совместных учений.
Стороны ссылаются в этой связи на Меморандум о понимании,
который будет подписан сегодня, где подчеркивается их готовность к
дальнейшему совершенствованию сотрудничества в проведении
спасательных операций на суше и море.
Компетентные российские и норвежские органы власти будут
направлять представителей в морские спасательные службы другой
Стороны и принимать представителей морских спасательных служб
другой Стороны в соответствующих штабах своей страны. Кроме того,
они выступают за учреждение совместной рабочей группы для
рассмотрения вопросов, связанных с оповещением и проведением
спасательных операций в Баренцевом море.
Стороны согласились начать экспертные консультации об
организации российско-норвежской системы мониторинга радиационной
ситуации в районе затопления "Курска".
8. СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЮСТИЦИИ И ПО ЛИНИИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Стороны считают необходимым продолжать и всемерно укреплять
сотрудничество в сфере юстиции и в правоохранительной области,
уделяя особое внимание вопросам взаимодействия в борьбе с тяжкими
преступлениями и организованной преступностью, в частности, на
основе Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Европейской
конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года.
Особо отмечается плодотворность взаимодействия правоохранительных
органов России и Норвегии в рамках Группы личных представителей
глав правительств стран Совета государств Балтийского моря по
борьбе с организованной преступностью, где наши государства
являются сокоординаторами сотрудничества в сфере борьбы с
незаконным оборотом автотранспортных средств. Кроме того, Норвегия
намерена продолжить свое участие в проекте Совета Европы по
оказанию помощи пенитенциарной системе России.
Российские и норвежские пограничные службы успешно
взаимодействуют в вопросах, касающихся нашей общей границы на
Севере. Они намерены углублять это сотрудничество.
9. СВЯЗИ В ВОЕННОЙ ОБЛАСТИ
Стороны с удовлетворением отмечают взаимное стремление к
расширению и углублению сотрудничества в военной области. Визит
министра обороны Норвегии в Россию даст возможность подробно
обсудить пути его организации. Необходимо долгосрочное
планирование мероприятий, предусматривающее, в частности,
регулярные контакты и обмены визитами на высоком уровне, включая
ежегодные встречи министров обороны, представителей генеральных
штабов, а также возобновление ежегодных консультаций должностных
лиц военных ведомств двух стран.
В этой связи Стороны планируют до конца 2000 года подписать
план мероприятий по развитию сотрудничества между Вооруженными
Силами России и Норвегии.
Стороны также будут стремиться расширять сотрудничество в
рамках существующих двусторонних оперативных учений по спасанию
людей, терпящих бедствие на море, с возможным подключением к
участию в них представителей Вооруженных Сил обеих стран.
10. ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА,
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Культура
Исторические связи между нашими странами и народами
способствовали упрочению культурных обменов. Тесные контакты,
характерные для приграничных районов России и Норвегии, привели к
общению людей через государственные границы и формированию на этой
основе культурной общности. Эта общность ныне углубляется путем
активного культурного сотрудничества. Россия и Норвегия придают
большое значение развитию человеческих контактов на региональном
уровне, а также сохранению культурного наследия коренных народов.
Важную роль в этой связи признана сыграть бессрочная Программа
двустороннего сотрудничества в области культуры, образования и
научных исследований, подписанная в Москве 25 сентября 2000 года.
Первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в 1998 году
выдвинул инициативу проведения под патронажем глав государств
широкомасштабной выставки, посвященной историческим и культурным
связям России и Норвегии. Эта инициатива была доброжелательно
встречена в Норвегии. Стороны осознают большое политическое и
культурное значение этого уникального проекта и расценивают работу
над ним как приоритетную задачу. Проведение выставки в Осло в
2004 году и в Санкт-Петербурге в 2005 году, приуроченной к
100-летию установления дипломатических отношений между нашими
странами, станет крупным событием в области двусторонних
культурных связей.
Здравоохранение
Стороны выражают удовлетворение оживлением в последние годы
двустороннего сотрудничества в области здравоохранения, особенно
между Северо-Западом России и Северной Норвегией, которое
осуществляется на базе двустороннего межведомственного Соглашения
о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от
1994 года и Программы от 1999 года. Важно обеспечить возможности
для его дальнейшего развития, в том числе в рамках Программы
здравоохранения для Баренцева региона, принятой на сессии Совета
Баренцева / Евроарктического региона весной 1999 года.
Стороны полностью поддерживают решение встречи Совета
государств Балтийского моря в Холдинге о создании Группы личных
представителей глав правительств для разработки плана по борьбе с
инфекционными заболеваниями в Балтийском регионе. Стороны
удовлетворены ходом осуществляемой работы. Они ожидают доклада,
который должен быть представлен в конце 2000 года, и готовы
следовать его рекомендациям.
Образование и научные исследования
Образование и научные исследования являются еще одним
перспективным направлением сотрудничества. Стороны придают важное
значение реализации договоренностей, зафиксированных в Совместном
заявлении глав Правительств Российской Федерации и Королевства
Норвегия о сотрудничестве в области подготовки государственных
служащих и руководителей предприятий от 28 мая 1999 года.
Стороны будут принимать меры к активизации деятельности
Рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству, созданной в
рамках двустороннего межправительственного Соглашения о научно -
техническом сотрудничестве от 26 мая 1998 года.
Контакты по молодежной линии
Контакты и обмены между представителями молодежи двух стран -
важный вклад в укрепление традиционных добрососедских уз. Стороны
будут уделять должное внимание развитию двустороннего
сотрудничества в этой сфере, которое дополнит молодежные программы
Совета Баренцева / Евроарктического региона. Важную роль в этом
деле призвана сыграть конференция министров, ответственных за
молодежную политику, проведение которой планируется в Норвегии
весной 2001 года.
Россия и Норвегия убеждены в том, что настоящее Заявление,
наряду с Декларацией об основах отношений между Российской
Федерацией и Королевством Норвегия 1996 года, даст важный импульс
двустороннему сотрудничеству, расширит его рамки и послужит
дальнейшему укреплению климата добрососедства между российским и
норвежским народами в XXI веке.
Осло, 29 сентября 2000 года.
(Подписи)
|