ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 сентября 2000 г. N 08-414/8363
О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ СТ. 10
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главным управлением по борьбе с контрабандой ГТК России
изучена практика применения таможенными органами Федерального
закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
при решении вопросов о возбуждении либо отказе в возбуждении
уголовных дел, по преступлениям, отнесенным законом к компетенции
таможенных органов.
В ряде таможен указанный Федеральный закон трактуется
неоднозначно и в связи с этим допускаются нарушения требований
уголовного и уголовно - процессуального законодательства при
осуществлении дознания. Прежде всего это касается применения при
вынесении процессуальных документов статьи 10 Уголовного кодекса
Российской Федерации (обратная сила уголовного закона).
В целях недопущения нарушений требований уголовного и уголовно
- процессуального законодательства обращаем внимание на то, что
Федеральный закон N 82-ФЗ от 19.06.2000 "О минимальном размере
оплаты труда" по своей правовой сути является социальным законом и
это четко определено в ст. 3 данного Закона. Применение
минимального размера оплаты труда в социальной, гражданско -
правовой, административной сферах предусмотрено в статьях 4, 5, 6
этого Закона. В Законе не упоминается о действии его в уголовном
праве.
Таким образом, Федеральный закон N 82-ФЗ от 19.06.2000 не
устраняет преступных деяний, не смягчает наказание, не улучшает
положение лица, совершившего преступление, и не является уголовным
законом, о котором говорится в ст. 10 Уголовного кодекса
Российской Федерации. Другими словами, данный Закон не
распространяет принцип обратной силы на нормы Уголовного кодекса
Российской Федерации.
Вместе с тем минимальный размер оплаты труда (МРОТ) также
учитывается во многих нормах Уголовного кодекса Российской
Федерации. В частности, об этом говорится в статьях 46, 158, 163,
171 и других, в которых упоминается о крупном либо особо крупном
размерах совершенного преступления, в том числе отнесенным к
компетенции таможенных органов - 188, 193, 194.
В соответствии со ст. 9 Уголовного кодекса Российской
Федерации преступность и наказуемость деяния определяется
уголовным законом, действовавшим во время совершения деяния.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в
своем Постановлении N 10 от 18.08.92 "О выполнении судами
руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской
Федерации по применению законодательства об ответственности за
вымогательство" (п. 3 "б") дал толкование крупного ущерба и его
определение минимальными размерами оплаты труда, указав, что
"...следует исходить из минимального размера оплаты труда,
существовавшего на момент совершения преступления, если ко времени
судебного разбирательства, постановления приговора либо
рассмотрения дела в вышестоящих судебных инстанциях
законодательством будет установлен более высокий размер оплаты
труда, то это обстоятельство не может служить основанием для
исключения из обвинения указанного квалифицирующего признака".
Такое же толкование дано в Постановлении Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 04.05.90 N 3 (в редакции от 25.10.96) "О
судебной практике по делам о вымогательстве".
Тем самым, в законодательном порядке подтверждено, что
минимальный размер оплаты труда должен определяться в размерах,
действовавших на день совершения преступления. Это обстоятельство
следует иметь в виду в дальнейшем, поскольку законом предусмотрено
изменение МРОТ после 1 января и 1 июля 2001 года.
При рассмотрении материалов в порядке ст. 109 УПК РСФСР и
расчете суммы крупного либо особо крупного размера по признакам
преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188, статьями 193, 194
Уголовного кодекса Российской Федерации таможенным органам следует
руководствоваться минимальным размером оплаты труда, действовавшим
на день совершения преступления. Как следует из закона,
минимальный размер оплаты труда в сумме 132 рубля действует с
1 июля 2000 года и не может распространяться на деяния,
совершенные до указанного времени.
Настоящее разъяснение прошу довести до сведения всех
сотрудников правоохранительного блока таможенного органа.
Начальник Главного Управления
генерал - майор
таможенной службы
А.В.КЛЕПОВ
|