ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2000 года
Дело N 24-Г00-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Пирожкова В.Н.,
Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 21 сентября 2000 г. дело по
кассационной жалобе представителя Кабинета Министров Республики
Адыгея на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 28 июня
2000 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н.,
заключение прокурора Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение оставить
без изменения, Судебная коллегия
установила:
прокурор Республики Адыгея обратился в Верховный Суд Республики
с заявлением о признании недействительным постановления Кабинета
Министров Республики Адыгея от 3 апреля 2000 г. "О мерах по
сохранению стабильности в спиртовой и винно-водочной отраслях
промышленности Республики Адыгея" по тем основаниям, что положения
обжалуемого правового акта об установлении квот на выборку для
розничной продажи алкогольной продукции, производимой в Республике
Адыгея, противоречат федеральному законодательству.
Указанным выше решением Верховного Суда Республики Адыгея
постановление кабинета Министров Республики Адыгея от 3 апреля
2000 г. "О мерах по сохранению стабильности в спиртовой и винно-
водочной промышленности Республики Адыгея" признано недействующим
и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную
силу.
В кассационной жалобе представитель Кабинета Министров
Республики Адыгея не согласен с решением и просит его отменить.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному
выводу о том, что установление квот на выборку для розничной
продажи алкогольной продукции, производимой в Республике Адыгея,
противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ГК РФ товары, услуги и финансовые
средства свободно перемещаются на всей территории Российской
Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться
только федеральным законом и только в том случае, если это
необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья
людей, охраны природы и культурных ценностей.
Пунктом 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" органам власти
субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые
ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают
дискриминацию или, напротив, благоприятные условия деятельности
отдельным хозяйствующим субъектам, если такие акты имеют или могут
иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление
интересов хозяйствующих субъектов или граждан. Таким образом,
установив в оспариваемом постановлении квоты на выборку для
розничной продажи алкогольной продукции, производимой в
Республике, Кабинет Министров, ограничил самостоятельность одних
хозяйствующих субъектов и предоставил благоприятные условия
деятельности другим таким субъектам. Не принято во внимание и то,
что ограничения могут вводиться лишь в соответствии с Федеральным
законом и в предусмотренных им случаях.
С учетом этого суд обоснованно признал противоречащими
федеральному законодательству указанные выше положения правового
акта Кабинета Министров Республики, а также иные положения этого
постановления, которые связаны с установлением квот
(ответственность, лицензирование и т.д.).
Оспаривая принятое судом решение, представитель Кабинета
Министров ссылается на то, что постановление соответствует
Федеральному закону "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции". Между тем указанный Закон не содержит положений,
которые бы позволили субъектам Российской Федерации принимать
правовые акты, ограничивающие перемещение товаров на территории
Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от
27 апреля 1993 г. (с внесенными в него 25 мая 2000 г. изменениями)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по
заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими
закону" в случае удовлетворения заявления о признании
противоречащим закону иного правового акта (не являющегося законом
субъекта Российской Федерации) суд признает этот акт
недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его
издания. В связи с этим резолютивная часть решения подлежит
уточнению. Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 28 июня 2000 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кабинета
Министров Республики Адыгея - без удовлетворения. Уточнить
резолютивную часть решения и признать постановление Кабинета
Министров Республики Адыгея от 3 апреля 2000 г. "О мерах по
сокращению стабильности в спиртовой и винно-водочной
промышленности Республики Адыгея" недействительным и не
порождающим правовых последствий со дня его издания.
|