ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2000 г. No. КАС00-373
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 сентября 2000
г. гражданское дело по жалобе некоммерческого партнерства
"Московская центральная фондовая биржа" на пункт 2 Постановления
Правительства РФ от 30 мая 1997 г. No. 654 "О мерах по выполнению
Указа Президента РФ от 28 мая 1997 г. No. 529 "О порядке обращения
акций Российского акционерного общества "Газпром" на период
закрепления в федеральной собственности акций российского
акционерного общества "Газпром" по кассационной жалобе
некоммерческого партнерства "Московская центральная фондовая
биржа" на решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2000 г., которым
в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения представителя заявителя - Дюрягина В.В., поддержавшего
жалобу, объяснения представителя Правительства РФ Орлова А.К.,
возражавшего против кассационной жалобы, выслушав заключение
прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия
установила:
30 мая 1997 г. Правительство РФ приняло Постановление No. 654
"О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 28
мая 1997 г. No. 529 "О порядке обращения акций российского
акционерного общества "Газпром" на период закрепления в
федеральной собственности акций российского акционерного общества
"Газпром".
Некоммерческое партнерство "Московская центральная фондовая
биржа" (МЦФБ) обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой на п. 2
данного Постановления Правительства РФ в части, устанавливающей
ограниченный список фондовых бирж, на которых профессиональные
участники рынка ценных бумаг могут продавать акции ОАО "Газпром",
сославшись на несоответствие приведенного положения нормативного
акта действующему законодательству и нарушение прав и интересов
заявителя.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене
судебного решения, полагая выводы суда первой инстанции о
соответствии оспоренного положения Постановления Правительства РФ
ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного
решения.
Как следует из содержания п. 2 Постановления Правительства РФ
от 30 мая 1997 г. No. 654 "О мерах по выполнению Указа Президента
Российской Федерации от 28 мая 1997 г. No. 529 "О порядке
обращения акций российского акционерного общества "Газпром" на
период закрепления в федеральной собственности акций российского
акционерного общества "Газпром", с 1 июня 1997 г. профессиональные
участники рынка ценных бумаг осуществляют продажу акций
российского акционерного общества "Газпром" на Московской фондовой
бирже, Санкт - Петербургской фондовой бирже, Сибирской фондовой
бирже и Екатеринбургской фондовой бирже с сохранением до 1 июля
1997 г. действующего порядка торговли акциями российского
акционерного общества "Газпром".
Данное Постановление принято на основании и во исполнение
Указа Президента РФ от 28 мая 1997 г. No. 529 "О порядке обращения
акций российского акционерного общества "Газпром" на период
закрепления в федеральной собственности акций российского
акционерного общества "Газпром".
Согласно Указу Президента РФ от 28 мая 1997 г. в целях
обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, с
учетом определяющего значения для экономики страны РАО "Газпром",
создания условий для поэтапной либерализации обращения акций РАО
"Газпром" и впредь до принятия соответствующего федерального
закона в пункте 10 устанавливает, что профессиональные участники
рынка ценных бумаг осуществляют продажу акций РАО "Газпром" на
фондовых биржах или через организаторов торговли, имеющих лицензию
ФКЦБ. Перечень фондовых бирж и организаторов торговли, указанных в
настоящем абзаце, устанавливается Правительством Российской
Федерации.
С учетом приведенных положений оспоренного Постановления
Правительства РФ и Указа Президента РФ от 28 мая 1997 г. суд
первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, принимая
данный нормативный акт, Правительство РФ не вышло за рамки своей
компетенции, поскольку Конституция РФ (ст. 115), Федеральный
конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"
(ст. 2) устанавливают и указы Президента РФ в качестве правовой
основы деятельности Правительства РФ (действовавший на день
принятия оспоренного Постановления Закон РФ "О Совете Министров -
Правительстве Российской Федерации" содержал аналогичную норму).
Оспоренный заявителем п. 2 Постановления в части,
устанавливающей ограниченный список фондовых бирж, на которых
профессиональные участники рынка ценных бумаг могут продавать
акции РАО "Газпром", по своему содержанию обусловлен положениями
Указа Президента РФ, во исполнение которого и принято данное
Постановление.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что суд
первой инстанции не должен был руководствоваться Указом Президента
РФ No. 529 от 28 мая 1997 года, поскольку он (данный Указ) в свою
очередь противоречит требованиям закона.
Однако никаких оснований полагать, что приведенный Указ
противоречит закону и Конституции РФ, не имеется.
Как правильно указал суд в своем решении, содержание основных
прав и обязанностей фондовой биржи приведено в ст. 13 Федерального
закона "О рынке ценных бумаг" и эти права относительны, то есть
сами фондовые биржи не осуществляют операции с ценными бумагами, а
лишь организуют торговлю ценными бумагами профессиональными
участниками такого рынка, в том числе устанавливают процедуры
включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже.
В соответствии с действующим законодательством и нормативными
актами ФКЦБ России фондовая биржа не является лицом, которое может
быть инициатором включения тех или иных ценных бумаг в список
ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже.
Лишь эмитент, РАО "Газпром", может быть инициатором обращения
своих акций на той или иной фондовой бирже.
Сама же конкретная фондовая биржа не наделена правом
определять, на какой бирже должны осуществляться торги акциями РАО
"Газпром".
Несостоятельны и изложенные в кассационной жалобе доводы
заявителя о несоответствии обжалуемого Постановления Правительства
РФ требованиям Федерального закона "О защите конкуренции на рынке
финансовых услуг", т.к. они сделаны без учета особенностей
создания и деятельности РАО "Газпром", которое создано на базе
государственного газового концерна "Газпром", и на момент его
учреждения все акции принадлежали Российской Федерации.
Кроме того, как указано выше, эмитент вправе определять
фондовые биржи, на которых будет осуществляться торговля акциями
конкретного общества.
При таком положении несостоятельна ссылка в кассационной
жалобе на имеющее якобы место нарушение прав и интересов граждан,
юридических лиц, желающих заключать сделки с профессиональными
участниками рынка ценных бумаг, которые не являются членами
перечисленных в Постановлении Правительства РФ бирж.
Необоснованным является и довод в кассационной жалобе о
нарушении Правительством РФ ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, издавшим
нормативный акт для применения без официального опубликования.
Как правильно указал суд в своем решении, текст обжалуемого
Постановления был доведен для всеобщего сведения через
научно - технический центр правовой информации "Система", что
соответствует ч. 3 п. 2 Указа Президента РФ No. 763 от 23 мая 1996
года.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба
удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2000 г. оставить без
изменения, а кассационную жалобу некоммерческого партнерства МЦ ФБ
- без удовлетворения.
|