Рассмотрен и утвержден
коллегией Счетной палаты
Российской Федерации
(протокол заседания коллегии
от 15 сентября 2000 г. N 32)
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ
ПРОВЕРКИ В МИНИСТЕРСТВЕ
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ
П.И. ЧАЙКОВСКОГО И РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ТЕАТРАЛЬНОГО
ИСКУССТВА ВОПРОСА ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВОГО
И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(1997 - 1999 ГОДЫ)" В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Основание для проверки:
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации",
план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2000 год.
Цель проверки:
Определить полноту поступления, целевое и эффективное
использование средств федерального бюджета, выделенных на
реализацию Президентской федеральной целевой программы "Развитие и
сохранение культуры и искусства в Российской Федерации (1997 -
1999 годы)" в части государственной поддержки молодых дарований и
развития системы художественного и культурологического
образования.
Объекты проверки:
Министерство культуры Российской Федерации, Московская
государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Российская
академия театрального искусства.
Перечень оформленных актов:
1. Акт проверки в Министерстве культуры Российской Федерации
полноты поступления, целевого и эффективного использования средств
федерального бюджета, выделенных на реализацию Президентской
федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и
искусства в Российской Федерации (1997 - 1999 годы)" в части
государственной поддержки молодых дарований и развития системы
художественного и культурологического образования.
2. Акт проверки полноты поступления, целевого и эффективного
использования средств федерального бюджета, внебюджетных
источников и федеральной собственности в Российской академии
театрального искусства за 1998 - 1999 годы.
3. Акт проверки полноты поступления, целевого и эффективного
использования средств федерального бюджета, внебюджетных
источников и федеральной собственности в Московской
государственной консерватории им. П.И. Чайковского - особо ценном
объекте культурного наследия народов России.
Кроме того, в ходе проверки Российской академии театрального
искусства было составлено 9 промежуточных актов проверки по
отдельным вопросам: в Московской государственной консерватории им.
П.И. Чайковского - 7 промежуточных актов проверки по отдельным
вопросам и 6 актов встречных проверок в организациях, учрежденных
консерваторией. Акты проверок подписаны с замечаниями, на которые
даны заключения.
Проверки проводились Направлением деятельности по контролю
расходов федерального бюджета на социальную сферу и науку.
Проверки проводились выборочным методом. Проверялось
выполнение Федеральных законов о федеральном бюджете за
проверяемые годы: "Об образовании", "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании", "О бухгалтерском учете", "Об
архитектурной деятельности в Российской Федерации",
Градостроительного кодекса Российской Федерации, указов Президента
Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации и других нормативно - правовых актов,
касающихся вопросов организации и деятельности в области высшего и
среднего специального образования, приказов, росписей и смет
расходов, банковских платежных документов, документов
бухгалтерского учета и отчетности Минкультуры России за 1998 -
1999 годы, связанных с реализацией мероприятий по поддержке
молодых дарований и развития системы художественного и
культурологического образования, предусмотренных в одном из
разделов Президентской федеральной целевой программы "Развитие и
сохранение культуры и искусства в Российской Федерации (1997 -
1999 годы)".
Основным государственным исполнителем вышеназванного раздела
программы является Министерство культуры Российской Федерации и
находящиеся в его ведении учреждения образования. Положением о
Минкультуры России, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 июня 1997 г. N 679, на министерство
наряду с проведением государственной политики в области культуры
возложена также задача определения целей и приоритетов в развитии
образования, а также подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов в сфере культуры.
Целями реализации мероприятий раздела "Поддержка молодых
дарований и развитие системы художественного и культурологического
образования" являлись: обеспечение повышения качества подготовки
специалистов и приведение структуры специальностей в соответствие
с требованиями жизни: организационного переустройства сети
образовательных учреждений и принципов ее финансирования;
разработка методик раннего выявления таланта и его поддержки;
формирование отраслевой системы социальной поддержки работников
культуры; поддержки и жизнедеятельности образовательных
учреждений, находящихся в ведении Минкультуры России, в первую
очередь, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия
народов Российской Федерации. При этом предусматривалось задание
по обеспечению подготовки в 1997 - 1999 гг. 25,5 тыс. специалистов
в высших учебных заведениях и 2,2 тыс. специалистов в средних
специальных образовательных учреждениях. Кроме того,
предполагалось создание системы стимулов для более широкого
привлечения к преподавательской работе в высших и средних
образовательных учреждениях культуры и искусства, прежде всего
имеющих федеральное значение: увеличение числа стипендий,
устанавливаемых Минкультуры России наиболее талантливым учащимся
средних и высших образовательных учреждений (до 600 стипендий в
год); введение контрактной формы подготовки специалистов высшей
квалификации; обеспечение на базе действующих институтов и курсов
обучения работников искусства и культуры основам менеджмента и
маркетинга.
Для достижения этих целей по данному разделу предусматривалось
финансирование за счет средств федерального бюджета в объеме
1531,6 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе на текущие
расходы на образование образовательных учреждений, находящихся в
ведении Минкультуры России, - 1389,6 млрд. рублей, из них на 1998
г. - 461,8 млрд. рублей и на 1999 г. - 508,0 млрд. рублей.
Основным механизмом реализации программы, как было установлено
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1996
г. N 715, являлось ежегодное утверждение планов мероприятий по
развитию культуры, заключение договоров с исполнителями отдельных
мероприятий. В ходе проверки установлено, что "План приоритетных
программных мероприятий Министерства культуры Российской Федерации
на 1998 год" не утверждался, а "План общероссийских и
международных мероприятий Министерства культуры Российской
Федерации" был утвержден министром 4 февраля 1999 года без
определения их объемов финансирования. В ходе проверки
установлено, что утвержденный перечень образовательных учреждений
федерального подчинения, входящих в систему Минкультуры России,
отсутствует.
Министерству культуры Российской Федерации представляют
бухгалтерские отчеты об использовании средств федерального бюджета
47 высших учебных заведений, в том числе 3 филиала и 1
негосударственный вуз (Академия эвритмического искусства), по 3
высшим учебным заведениям росписи расходов и бухгалтерская
отчетность представляются как по средним учебным заведениям
(Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Академия хорового
искусства и Музыкально - педагогический институт имени Ипполитова
- Иванова) и Московская академия хореографии - как высшее и
среднее специальное учебное заведение.
По средним специальным учебным заведениям представляют
отчетность министерству 11 специальных школ и училищ.
Переподготовка и повышение квалификации специалистов отрасли,
финансируемых из федерального бюджета, осуществляется в 3 учебных
заведениях: Академии переподготовки работников искусства, культуры
и туризма; Высшей школе деятелей сценического искусства
(самостоятельные юридические лица) и на курсах повышения
квалификации при Государственном музыкальном училище имени
Гнесиных (структурное подразделение).
Особо ценными объектами культурного наследия народов
Российской Федерации являются высшие учебные заведения -
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского,
Санкт - Петербургская государственная консерватория имени Н.А.
Римского - Корсакова и среднее специальное учебное заведение -
Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.
В ходе выполнения мероприятий Программы по поддержке молодых
дарований и развития системы художественного и культурологического
образования Минкультуры России не в полной мере обеспечено
выполнение действующего законодательства в области образовательной
деятельности.
Так, министерством не соблюдается положение ст. 11 Закона
Российской Федерации "Об образовании" в части заключения договоров
между Минкультуры России и высшими образовательными учреждениями.
Не были представлены сведения о наличии заключенных договоров и
сами договоры по учрежденным министерством учебным заведениям.
Кроме того, Министерством культуры Российской Федерации не были
пересмотрены уставы образовательных учебных заведений,
утвержденные министерством в 1992 - 1994 гг. По состоянию на
01.01.2000 не были пересмотрены и переутверждены уставы по 8
высшим учебным заведениям и по 3 средним специальным учебным
заведениям. По Государственному музыкальному училищу эстрадно -
джазового искусства министерство не располагает данными о наличии
устава.
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации "Об
образовании" и ст. 10 Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" право юридического
лица на ведение финансово - хозяйственной и образовательной
деятельности, предусмотренной уставом, возникает с момента выдачи
ему лицензии. Лицензия на право ведения образовательной
деятельности выдается государственным органом управления
образованием.
Проверкой установлено, что все 47 высших учебных заведений и
филиалы, находящиеся в ведении Минкультуры России, имеют лицензии,
выданные Минобразованием России в апреле 1999 года. В то же время
из 15 средних специальных учебных заведений лицензии по трем
учебным заведениям отсутствуют. При этом в нарушение ст. 33 Закона
Российской Федерации "Об образовании" лицензия на ведение
образовательной деятельности государственному образовательному
учреждению Центральная средняя специальная музыкальная школа при
Московской консерватории имени П.И. Чайковского неправомерно
выдана Минкультуры России (В.П. Демин), а не Минобразованием
России, как это предусмотрено Законом.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
аттестация высших учебных заведений проводится федеральным органом
управления образованием. Аттестация средних специальных учебных
заведений в соответствии с письмом Госкомвуза России от 11.03.94
N 15-35-7ин/15-15 должна проводиться Минкультуры России по
доверенности, выданной Госкомвузом России. Проверкой установлено,
что аттестация в 5 учебных заведениях, а также государственная
аккредитация средних специальных учебных заведений министерством
не проводилась, несмотря на то, что указанная работа возлагалась
на министерство (п. 27) Постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 июня 1997 г. N 679 "Об утверждении Положения о
Министерстве культуры Российской Федерации".
Проверкой в Российской академии театрального искусства
установлено, что подготовка специалистов в академии ведется по 6
специальностям, из которых аттестованы только 5, и на момент
проверки не аттестована специальность "Театрально - декорационное
искусство" (подготовка специалистов ведется с 1991 г., выпуск с
1996 г.).
Выполнение условий в области образовательной деятельности,
связанных с государственной аккредитацией высших учебных заведений
Минкультуры России, в соответствии с Постановлением Госкомвуза
России от 30.11.94 N 6 находится в компетенции Минобразования
России. Минкультуры России не располагает данными по
государственной аккредитации вузов, проведенной Минобразованием
России. Что касается аккредитации средних специальных учебных
заведений, то она должна осуществляться в соответствии с
вышеуказанным Постановлением Госкомвуза России Министерством
культуры Российской Федерации. Министерством аккредитация средних
специальных учреждений не осуществлялась.
Реализация предусмотренных Президентской федеральной целевой
программой мероприятий в определенной мере позволила поддержать
одаренную молодежь и систему художественного и культурологического
образования. Министерством культуры обеспечено выполнение задания
по подготовке специалистов с высшим образованием за 1997 - 1999
гг. в количестве 25511, специалистов против 25000 специалистов,
предусмотренных программой за счет средств федерального бюджета,
также выполнено задание по подготовке специалистов со средним
специальным образованием. Превышение установленного задания по
подготовке специалистов с высшим образованием соответственно
произошло за счет превышения контрольных цифр приема студентов на
очное отделение.
Объемы финансирования
на содержание учреждений образования
Источниками финансирования подготовки специалистов системы
Минкультуры России являются средства федерального бюджета,
средства местных бюджетов, а также внебюджетные средства.
Законами о федеральном бюджете на 1998 и 1999 годы расходы по
разделу "Образование" не входили в состав их программной части, а
устанавливались Минкультуры России по ведомственной структуре
расходов федерального бюджета ниже объемов, предусмотренных
программой. Так, эти расходы в 1998 году предусматривались в
размере 296367,3 тыс. рублей, или только 64,2 процента, и в 1999
году - 345368,6 тыс. рублей, или 68,0%, к объемам, предусмотренным
в программе на эти периоды.
Фактическое финансирование Минкультуры России по ведомственной
структуре расходов федерального бюджета на 1998 год по разделу 14
"Образование" составило 209403,7 тыс. рублей, или 70,6%, в 1999
году - 345348,3 тыс. рублей, или 100%.
На финансирование предусмотренных программой мероприятий по
поддержке молодых дарований и развития системы художественного и
культурологического образования наряду со средствами федерального
бюджета использовались также внебюджетные источники, причем размер
этих средств практически соответствовал объемам бюджетного
финансирования. Так, объем внебюджетных источников составлял в
1998 году 193,2 млн. рублей, или 92,3%, и в 1999 году - 332,8 млн.
рублей, или 96,4%, от объемов бюджетного финансирования.
В рамках выполнения вышеназванных программных мероприятий по
поддержке молодых дарований и развития системы художественного и
культурологического образования были проведены проверки в двух
высших учебных заведениях - Московской государственной
консерватории имени П.И. Чайковского и Российской академии
театрального искусства.
Проверкой в Московской государственной консерватории имени
П.И. Чайковского установлено, что общий объем средств, полученных
консерваторией за 1998 год, составил 31798,8 тыс. рублей, из них
средства федерального бюджета - 14074,0 тыс. рублей (44,2%),
внебюджетные средства - 17724,8 тыс. рублей (55,8%); в 1999 году -
55804,6 тыс. рублей, из которых средства федерального бюджета -
23652,6 тыс. рублей (42,4%), внебюджетные средства - 32152,0 тыс.
рублей (57,6%).
В Российской академии театрального искусства в 1998 году общий
объем финансирования составил 18468,7 тыс. рублей, в том числе за
счет средств федерального бюджета - 7407,7 тыс. рублей (40,1%), за
счет внебюджетных средств - 11061,0 тыс. рублей (59,9%); в 1999
году - 42569,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета -
18110,7 тыс. рублей (42,5%) и за счет внебюджетных средств -
24458,5 тыс. рублей (57,5%).
Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам,
целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации,
выделенных министерству по разделу "Образование", а также
полученные средства из федерального бюджета на эти цели показаны в
следующей таблице:
(тыс. рублей)
--------------------T----------------------T---------------------¬
¦ ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦
¦ +--------T--------T----+--------T--------T---+
¦ ¦утверж- ¦факт. ¦ % ¦утверж- ¦факт. ¦ % ¦
¦ ¦дено ¦профи- ¦ ¦дено ¦профи- ¦ ¦
¦ ¦законом ¦нанси- ¦ ¦законом ¦нанси- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ровано ¦ ¦ ¦ровано ¦ ¦
+-------------------+--------+--------+----+--------+--------+---+
¦14.02 Общее образо-¦ 9231,6¦ 5975,8¦64,7¦ 9572,7¦ 9572,7¦100¦
¦вание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+--------+----+--------+--------+---+
¦14.04 Среднее про- ¦ 34459,8¦ 22774,4¦66,1¦ 38363,3¦ 38363,3¦100¦
¦фессиональное обра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+--------+----+--------+--------+---+
¦14.05 Переподготов-¦ 1227,4¦ 707,1¦57,6¦ 1390,2¦ 1390,2¦100¦
¦ка и повышение ква-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+--------+----+--------+--------+---+
¦14.06 Высшее про- ¦234920,6¦172169,7¦73,3¦286092,4¦286092,1¦100¦
¦фессиональное обра-¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+--------+----+--------+--------+---+
¦14.07 Прочие расхо-¦ 14039,5¦ 7773,7¦55,4¦ 9950,0¦ 9950,0¦100¦
¦ды в области обра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+--------+----+--------+--------+---+
¦Итого по разделу 14¦293878,9¦209403,7¦70,6¦345368,6¦345368,3¦100¦
¦ ¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+--------+--------+----+--------+--------+----
--------------------------------
<*> С учетом изменения росписи расходов федерального бюджета
на 1998 год по переданным в установленном порядке в ведение
Минобразования России филиала Алтайского государственного
института искусств и культуры, а также в ведение правительства
Саратовской области Саратовского хореографического училища - всего
на общую сумму 2488,4 тыс. рублей.
Из приведенных данных следует, что в 1998 году на текущее
содержание образовательных учреждений было недополучено из
федерального бюджета 86963,6 тыс. рублей, или 29,3%. Особо ценные
объекты были профинансированы ниже среднего уровня в целом по
образованию на 7,3%. По проведенным денежным зачетам было получено
финансирование высшими учебными заведениями на сумму 16498,1 тыс.
рублей. В 1999 году финансирование было осуществлено в пределах
назначений, установленных Федеральным законом.
Проверкой установлено, что Минкультуры России неправомерно в
заявках и расчетах на получение бюджетного финансирования в 1998
году был включен Уфимский государственный институт искусств на
сумму 2662,6 тыс. рублей, в 1999 году - 4168,9 тыс. рублей,
финансирование которого в эти периоды осуществлялось по соглашению
между Минфином России и Республикой Башкортостан из местного
бюджета, а также в 1999 году - Омский филиал Алтайского
государственного института культуры на сумму 2090,1 тыс. рублей,
переданный в 1998 году в ведение Минобразования России. Этим же
учебным заведениям министерством на указанные периоды в росписи
расходов были утверждены в этих суммах расходы на текущее
финансирование, которое фактически не осуществлялось. Излишне
полученные министерством средства для финансирования вышеуказанных
вузов при исполнении смет расходов учреждениями образования в 1998
году на сумму 1975,6 тыс. рублей (74,2% от полученного
финансирования вузами) и в 1999 году на сумму 6259,0 тыс. рублей
были перераспределены по другим высшим учебным учреждениям с
увеличением расходов по ранее утвержденным сметам.
В федеральном бюджете министерству предусматривались
ассигнования по ЦСР 403 ВР 268 "Средние специальные учебные
заведения", в которую также были отнесены высшие учебные
заведения. Так, по 3 высшим учебным заведениям расчет расходов,
заявки, фактическое финансирование и бухгалтерская отчетность
представлялись как являющиеся средними специальными учебными
заведениями: Академия русского балета имени А.Я. Вагановой,
Академия хорового искусства и Музыкально - педагогический институт
имени Ипполитова - Иванова.
В заявках и расчетах Минкультуры России, представляемых в
Минфин России, включалась как бюджетная организация на получение
средств из федерального бюджета на содержание негосударственного
образовательного учреждения - Академия эвритмического искусства.
За счет средств, выделенных на финансирование высших учебных
заведений, академия профинансирована, и средства были использованы
полностью в 1998 году на сумму 362,8 тыс. рублей и в 1999 году на
сумму 724,8 тыс. рублей, из которых фактически использовано 603,2
тыс. рублей.
При этом следует отметить, что академия не прошла
государственной аккредитации и в соответствии с Законом Российской
Федерации "Об образовании" не имела права на централизованное
государственное финансирование. Кроме того, в связи с выбытием
одного из учредителей - строительного концерна "Ин-Бау" (ФРГ) -
учредительный договор академии с учредителем - Министерством
культуры - не заключался, свидетельство о регистрации нового
устава от 16.07.98 отсутствует.
В отчете об исполнении сметы расходов бюджетной организации по
форме N 2 Минкультуры России отражены полученные средства
федерального бюджета по разделу 14, подразделу 06, ЦСР 405, ВР 273
в сумме 43815,5 тыс. рублей по особо ценным объектам высших
учебных заведений, что превысило бюджетные назначения на 36,6 тыс.
рублей, предусмотренные федеральным бюджетом. Указанная сумма была
также отражена в отчете Московской государственной академии
хореографии, не являющейся особо ценным объектом культурного
наследия народов Российской Федерации.
Минкультуры России в 1999 году осуществлялось погашение
дебиторской задолженности, числившейся за РАО "Газпром" в сумме
1400 млн. рублей, по проведенным расчетам в особом порядке при
исполнении расходов федерального бюджета на 1997 год на реализацию
программных мероприятий по разделу 14, подразделу 01 "Культура и
искусство" в соответствии с Приказом Минфина России от 06.11.97
N 626 и Соглашением от 19.01.98 N 12-ОП/06-86/1003, заключенным
между Минфином России, Минкультуры России, КБ "Национальный
резервный банк" и РАО "Газпром", проведенное с нарушением
установленного порядка.
Поверенным министерства по проведению расчетов с организациями
культуры является ЗАО "Газонефтехимическая компания" (ЗАО "ГНК")
через поставку материально - технических ресурсов в объеме
выделенной Минкультуры России квоты. Распорядительный документ
министерства о выделяемой квоте с необходимыми обоснованиями по
организациям культуры отсутствует. Выделенная квота организациям
культуры составила 1129,3 млн. рублей, в том числе комитетам
культуры субъектов Российской Федерации, не являвшимся
бюджетополучателями по указанному соглашению, на сумму 315,9 млн.
рублей. Кроме того, квота выделялась учреждениям образования и на
другие разделы бюджетной классификации ("Образование",
"Капитальные вложения") на сумму 240,3 млн. рублей, по которым
также не предусматривалось финансирование по соглашению. На
обеспечение материально - техническими ресурсами организаций
культуры ими было получено финансирование в виде векселей ЗАО
"ГНК" на сумму 803,3 млн. рублей, которое не нашло отражения в
бухгалтерском учете и отчетности министерства. Учреждениями
образования получено финансирование в виде векселей на сумму 204,6
млн. рублей, которое отражено в их бухгалтерской отчетности. Так,
при годовом объеме финансирования Академии переподготовки
работников искусства, культуры и туризма 1,29 млн. рублей было
получено финансирование векселями на сумму 30,6 млн. рублей при
выданной квоте министерством на 80,5 млн. рублей. Отчет об
исполнении сметы расходов бюджетной организации ф. 2 на указанную
сумму отсутствует. Школе - студии имени Немировича - Данченко при
МХАТ имени А.П. Чехова была выделена квота 40,17 млн. рублей при
годовом объеме финансирования 2,3 млн. рублей. Фактически
полученное финансирование векселями составило 67,17 млн. рублей, в
форме 2 кассовые расходы не отражены, фактические расходы - 40,17
млн. рублей. Фактическое финансирование при этом превысило
выделенную квоту на 27,0 млн. рублей.
Кроме того, по проведенному денежному зачету с нарушением
установленного порядка по доходам и расходам федерального бюджета
на 1996 год по Приказу Минфина России от 28.04.97 N 308 и
Соглашению от 30.04.97 выделенные объемы финансирования
Минкультуры России в сумме 1563,8 млн. рублей числились в
бухгалтерском учете на расчетном счете 134 "Финансовые вложения"
(векселя) и по состоянию на 01.01.2000 были использованы лишь на
сумму 19,4 млн. рублей, в том числе на 5,9 млн. рублей по
учреждениям образования, которое также не нашло отражения в
бухгалтерском учете и отчетности министерства.
На выполнение программных мероприятий по поддержке молодых
дарований и развития системы художественного и культурологического
образования Министерством культуры Российской Федерации
утверждались предложения на 1998 - 1999 гг. по их осуществлению и
финансированию, в том числе в 1999 году с привлечением средств
местных бюджетов. На реализацию указанных мероприятий
предусматривалось за счет средств федерального бюджета, выделенных
на культуру и искусство по целевой статье расходов 516 "Прочие
расходы и нужды на целевые программы", в 1998 году - 17900,0 тыс.
рублей, фактически профинансировано на 4036,9 тыс. рублей, или
22,6%. В 1999 году - 12700,0 тыс. рублей, фактически 19187,7 тыс.
рублей, или 151,1%. Стипендии наиболее талантливым студентам и
учащимся были перечислены образовательным учреждениям в 1998 году
на сумму 555,5 тыс. рублей, в 1999 году - 584,0 тыс. рублей и
выплачены стипендии соответственно 450 и 500 студентам и учащимся
учебных заведений. Кроме того, в 1998 - 1999 гг. выплачены
стипендии Президента Российской Федерации 21 человеку на сумму
158,9 тыс. рублей.
Утвержденными Минкультуры России предложениями на 1998 и 1999
гг. по выполнению программных мероприятий по поддержке молодых
дарований и развития системы художественного и культурологического
образования не предусматривались расходы на укрепление материально
- технической базы. Кроме того, выполнение таких мероприятий не
предусматривалось утвержденным министром Планом общероссийских и
международных мероприятий Министерства культуры Российской
Федерации на 1999 год. Однако расходы за счет средств федерального
бюджета на указанные мероприятия, связанные с проведением работ по
ремонту зданий, арендной плате, приобретению оборудования и др.
расходам, составили в 1998 году 1695,0 тыс. рублей и в 1999 году -
8230,0 тыс. рублей и подлежали оплате за счет смет на содержание
учреждений образования. Из них нецелевое использование средств
федерального бюджета составило 4370,4 тыс. рублей.
Так, по двум договорам, заключенным министерством (В.Н.
Антонов, А.П. Тупикин) от 02.08.99 и 12.11.99 с ЦССМШ при
Госконсерватории им. П.И. Чайковского со сроками исполнения до
31.12.99, было перечислено на производство работ по ремонту здания
интерната 3350,0 тыс. рублей. Утвержденная смета на ремонт здания
отсутствует. Представленные школой акты выполненных работ и отчеты
Минкультуры России не были приняты, однако в отчете об исполнении
сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на
новые условия хозяйствования (форма 2-1), фактические расходы
отражены на 3349,5 тыс. рублей.
Минкультуры России при отсутствии договора с Академией
переподготовки работников искусства, культуры и туризма платежным
поручением от 10.06.99 N 427 за проживание работников культуры и
искусства перечислено 770,4 тыс. рублей. Таким же образом, без
заключения договора, Московской школе художественных ремесел
перечислено 250,0 тыс. рублей, которые в форме 2 отражены как
использованные на оплату аренды помещений.
Минкультуры России поправками Государственной Думы к
Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год" было
предусмотрено финансирование на реализацию Федеральной целевой
программы "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской
Федерации" в части финансирования подпрограмм развития системы
детского и юношеского художественно - эстетического воспитания и
образования и возвращения культурных ценностей, осуществляемых
Российским фондом культуры на сумму 6,0 млн. рублей.
Следует отметить, что конкретные мероприятия не
разрабатывались, сметы на их осуществление не составлялись.
Средства федерального бюджета по договору, заключенному
Минкультуры с НО "Российский фонд культуры", были предусмотрены на
другие цели, а именно: на расходы по приобретению рояля для РАМ
им. Гнесиных стоимостью 1275,0 тыс. рублей и 225 пианино на сумму
4102,9 тыс. рублей для музыкальных школ и лауреатов программы
"Юные дарования", а также на оплату благотворительному фонду
"Концертные сезоны Московской консерватории" ранее проведенного
Международного музыкального фестиваля, посвященного 125-летию
Арнольда Шенберга. Отчет об исполнении бюджетных ассигнований,
полученных в 1999 году НО "Российский фонд культуры" в полном
объеме, в Минкультуры России не представлялся. На момент проверки
не подтверждено использование средств федерального бюджета НО
"Российский фонд культуры" на сумму 2655,5 тыс. рублей. Сведениями
о поставленных музыкальных инструментах организациям культуры
министерство не располагает.
Использование средств федерального бюджета, выделенных
на государственные инвестиции
Федеральной целевой программой предусматривалось развитие
материальной базы и техническое перевооружение отрасли с
направлением на эти цели государственных инвестиций на
строительство и реконструкцию объектов, в том числе и на объекты
образовательных учреждений.
Минэкономики России на финансирование государственных
инвестиций по 5 учебным заведениям в 1998 году Минкультуры России
были выделены лимиты в размере 29000,0 тыс. рублей, фактически
профинансировано только по 3 учреждениям на сумму 5500,0 тыс.
рублей, или 19,0%. В 1999 году было предусмотрено по 4 учреждениям
- 6900 тыс. рублей, кроме того, за счет дополнительных доходов -
7000,0 тыс. рублей, фактически финансировались 3 учреждения на
сумму 4500,0 тыс. рублей, или 32,4%.
Финансирование инвестиций, выделенных Российской академии
театрального искусства и Кемеровскому институту культуры, на сумму
6,8 млн. рублей, в том числе на 5,9 млн. рублей по квоте зачета
товарно - материальными ресурсами, осуществлялось при отсутствии
утвержденной проектно - сметной документации. Также при отсутствии
проектно - сметной документации в 1998 году предусматривались
лимиты государственных инвестиций Санкт - Петербургской академии
театрального искусства.
Минэкономики России в годовых инвестиционных программах и
доводимых Минкультуры России перечнях строек не устанавливался
объект строительства, по которому выделялись лимиты
государственных инвестиций по Российской академии театрального
искусства (РАТИ), а в 1998 году объект площадью 1,3 тыс. кв. м
назван "пристройка".
По разработанному проектной организацией Моспроект-3 в 1995
году технико - экономическому обоснованию строительства пристройки
такой же площадью к главному учебному корпусу РАТИ, являющемуся
составной частью городской усадьбы и принятому на охрану как
памятник архитектуры федерального значения, строительно -
монтажные работы не выполнялись. По другим объектам проектная
документация на строительство и их реконструкцию не утверждалась.
Лишь по одному строению распоряжением главы районной управы
"Пресненский" ЦАО было дано разрешение провести текущий ремонт
внутренних помещений в здании по адресу: Малый Кисловский пер.,
дом 4, строение 6 (танцевальный зал). Разрешение на осуществление
строительства и реконструкцию объектов академии не выдавалось.
Однако в нарушение Градостроительного кодекса Российской
Федерации, Федерального закона "Об архитектурной деятельности в
Российской Федерации", Закона РСФСР "Об инвестиционной
деятельности в РСФСР" при отсутствии утвержденной в установленном
порядке проектной документации по результатам заключений
государственной экспертизы и экологической экспертизы,
согласованной с органами санитарно - эпидемиологического надзора,
а также других заинтересованных органов РАТИ выделялись лимиты
государственных инвестиций на капитальное строительство и на их
финансирование перечислялись средства федерального бюджета.
Полученные академией в 1995 - 1999 гг. средства федерального
бюджета на финансирование государственных инвестиций в капитальное
строительство в сумме 9891,2 тыс. рублей были использованы не по
целевому назначению - на оплату работ по капитальному и текущему
ремонту зданий. Так, на оплату ремонтно - строительных работ по
зданиям: главного учебного корпуса, учебного театра, учебного
корпуса на ул. Земляной Вал, танцевального зала и на приобретение
2 квартир было использовано 7503,9 тыс. рублей, в том числе без
разрешения Управления государственного контроля охраны памятников
истории и культуры г. Москвы по памятнику архитектуры федерального
значения - зданию главного учебного корпуса производились ремонтно
- строительные работы на сумму 1252,7 тыс. рублей по договорам,
заключенным академией с организациями, не имевшими лицензий на
выполнение работ на памятниках архитектуры. Кроме того, средства
федерального бюджета в сумме 2387,3 тыс. рублей были направлены на
ремонт общежития. Оплаченные проектной организации Моспроект-3
выполненные проектные работы по не осуществленному строительством
пристройки к главному учебному корпусу на сумму 154 тыс. рублей
оказались бросовыми.
Произведенные затраты по капитальному и текущему ремонту по
всем зданиям и сооружениям академии неправомерно отнесены в
стоимость основных средств на сумму 10466,4 тыс. рублей, в том
числе по танцевальному залу на 6966,4 тыс. рублей и общежитию на
3500 тыс. рублей. Государственная приемочная комиссия по приемке в
эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно -
гражданского назначения, а также рабочая приемочная комиссия по
приемке в эксплуатацию объектов не назначались. Кроме того, без
согласования с органами Госархстройнадзора и другими органами
надзора согласно письму Госстроя России от 09.07.93 N БЕ-19-11/13
(п. 11) руководство академии не имело права на ввод объектов в
действие.
Капитальный ремонт
В составе текущих расходов, направляемых на поддержку молодых
дарований и развитие системы художественного и культурологического
образования, предусматривались также средства на проведение
капитального ремонта зданий и сооружений. Однако в проверенных
учреждениях образования было установлено, что работы по
капитальному ремонту и их финансирование осуществлялись с
нарушением действующего законодательства.
В нарушение Градостроительного кодекса Российской Федерации
капитальный ремонт зданий и сооружений осуществлялся без наличия
утвержденной в установленном порядке проектно - сметной
документации и без получения разрешений на капитальный ремонт
зданий и согласования органов охраны памятников культуры.
За счет средств федерального бюджета, предусмотренных сметой
расходов РАТИ на 1999 год на капитальный ремонт, были оплачены
ремонтные работы в сумме 235,9 тыс. рублей, выполненные в
помещениях, арендуемых самостоятельным юридическим лицом -
автономной некоммерческой организацией "Учебный театр "ГИТИС" по
договору с Департаментом недвижимого имущества Москвы.
В нарушение Федерального закона "Об архитектурной деятельности
в Российской Федерации" работы по ремонту главного учебного
корпуса РАТИ, являющегося памятником архитектуры федерального
значения, осуществлялись при отсутствии утвержденного проекта и
без ведома Управления государственного контроля охраны памятников
истории и культуры г. Москвы. Стоимость затрат по ремонту здания в
1999 году за счет внебюджетных источников составила 960,1 тыс.
рублей. Работы по памятнику архитектуры выполнялись 6 подрядными
организациями, не имевшими лицензии на осуществление строительной
деятельности на памятниках истории и культуры.
Раздельный бухгалтерский учет договоров на ремонтно -
строительные работы, выполняемые за счет средств федерального
бюджета, внебюджетных средств, а также по видам расходов: на
капитальные вложения, на капитальный и текущий ремонт по зданиям
РАТИ, не осуществлялся. По представленным в ходе проверки 44
договорам на ремонтно - строительные работы, заключенным академией
с 11 подрядными организациями, по актам сдачи - приемки
выполненных работ и актам приемки работ по форме N 2 стоимость
выполненных работ в 1999 году составила 9619,55 тыс. рублей. При
этом фактические расходы по всем источникам финансирования
ремонтно - строительных работ по отчетам исполнения смет за 1999
год составили 15972,4 тыс. рублей, или расхождение фактических
расходов на ремонтно - строительные работы по отчетам со
стоимостью фактически выполненных работ составило 6352,85 тыс.
рублей.
В основном все ремонтные работы в проверяемый период
выполнялись по зданиям Московской государственной консерватории
им. П.И. Чайковского, отнесенным к памятникам архитектуры, и
поручались подрядным организациям, не имевшим лицензии на
проведение работ на памятниках истории и культуры. Работы
проводились без согласования и разрешения государственного органа
охраны памятников на проведение ремонтных работ.
Минкультуры России в 1998 году средства федерального бюджета
на ремонт консерватории не выделялись. В то же время проверкой
установлено, что в 1998 году за счет средств федерального бюджета,
полученных на текущее содержание по другим статьям расходов,
консерваторией направлено на капитальный ремонт 216,4 тыс. рублей.
Выделенные консерватории в 1999 году средства федерального бюджета
в сумме 889 тыс. рублей на капитальный ремонт фактически
консерваторией использованы на оплату работ по текущему ремонту
зданий и сооружений - 831,2 тыс. рублей и на прочие текущие
расходы - 57,8 тыс. рублей. При этом средства федерального бюджета
в сумме 466,6 тыс. рублей использовались на оплату ремонта
помещений, переданных в аренду коммерческим организациям, а также
на повторную оплату ранее оплаченных работ.
Проверкой установлено, что внебюджетные средства, направленные
консерваторией в 1998 - 1999 гг. на финансирование ремонтно -
строительных работ, в сумме 992 тыс. рублей использовались
неэффективно при отсутствии оправдательных документов и не в
соответствии выполненных работ условиям заключенного договора.
Оплата труда и стипендиальное обеспечение
В составе мероприятий по поддержке молодых дарований и
развития системы художественного и культурологического образования
предусматривалось привлечение к преподавательской работе в высших
и средних специальных учебных заведениях ведущих специалистов
культуры и искусства. Вместе с тем имели место факты
недостаточного стимулирования в оплате труда штатного
преподавательского состава.
Проверкой в Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского установлено, что расходы на оплату труда,
предусмотренные утвержденной сметой расходов, за счет средств
федерального бюджета профинансированы в полном объеме: в 1998 году
в сумме 7591,6 тыс. рублей и 1999 году - 12237,0 тыс. рублей.
Также в полном объеме профинансированы расходы на оплату труда в
Российской академии театрального искусства, соответственно 2984,2
тыс. рублей и 4580,9 тыс. рублей.
В нарушение требований Федеральных законов "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", "О бухгалтерском
учете", Методических указаний по бухгалтерскому учету в
учреждениях, переведенных на новые условия хозяйствования, от 19
марта 1990 г. N 38, письма Минфина России от 2 августа 1995 г.
N 82 "О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной
сферы, состоящих на федеральном бюджете и работающих в новых
условиях хозяйствования" и Устава консерватории порядок, формы,
система оплаты труда не были определены, положение о порядке
образования единого фонда оплаты труда не пересматривалось с 1991
г. и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Штатное расписание Московской государственной консерватории им.
П.И. Чайковского на 1998 и 1999 годы ректором не утверждалось.
В результате отсутствия порядка, определяющего распределение
поступающей платы за обучение и других внебюджетных источников, в
консерватории допускалось неправомерное занижение размеров оплаты
труда профессорско - преподавательскому составу. Фактические
выплаты из внебюджетных источников профессорско -
преподавательскому составу были в 3 раза ниже размеров выплат
административно - управленческому персоналу. Так, среднемесячная
зарплата, начисленная за счет всех видов источников, составила в
1999 году: декана, профессора - 2,5 тыс. рублей, завкафедрой - 2
тыс. рублей, доцента - 1,4 тыс. рублей, преподавателя - 1,2 тыс.
рублей; в то время как среднемесячная зарплата: ректора - 16,3
тыс. рублей, проректоров 7 - 13 тыс. рублей, главного бухгалтера -
11,8 тыс. рублей, заместителей главного бухгалтера - 17,5 - 34,3
тыс. рублей.
Проверкой установлено, что консерваторией необоснованно, без
наличия оправдательных документов, израсходованы на оплату труда
штатных и внештатных работников в 1999 году внебюджетные средства
в сумме 496,0 тыс. рублей, в том числе штатным сотрудникам
бухгалтерии за работы, входящие в круг основных обязанностей
сотрудников бухгалтерии, - 129,9 тыс. рублей, за создание
авторских курсов по музыкально - теоретическим дисциплинам для
филиала в Корее - 346,2 тыс. рублей, по договорам подряда
внештатным сотрудникам - 19,9 тыс. рублей.
Проверкой в Российской академии театрального искусства
установлено, что в штатную численность академии на 1998 г.
необоснованно были включены 3 самостоятельные хозрасчетные
организации, имеющие статус юридических лиц: автономная
некоммерческая организация "Учебный театр "ГИТИС" с численностью
33,5 единицы, 29 единиц по штату издательства "ГИТИС" и 47
работников Дирекции по эксплуатации зданий, сооружений и снабжению
РАТИ. В 1998 году с бюджетного счета указанным самостоятельным
организациям было необоснованно перечислено на оплату труда с
начислениями 125,4 тыс. рублей, в том числе "Учебному театру" -
51,0 тыс. рублей, издательству - 43,0 тыс. рублей, дирекции - 31,4
тыс. рублей.
В нарушение Постановления Правительства Российской Федерации
от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты
труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки"
(с изменениями от 27 февраля 1995 г.), а также Постановления
Минтруда России от 11 ноября 1992 г. N 32 проведенной проверкой
выявлены факты несоответствия разрядов по оплате труда,
присвоенных отдельным категориям работников академии, требованиям
Единой тарифной сетки, в результате чего в 1998 - 1999 гг. излишне
за счет средств федерального бюджета выплачено 29,3 тыс. рублей, в
том числе 21,2 тыс. рублей заработной платы, и произведено
начислений на оплату труда 8,1 тыс. рублей.
В нарушение Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря
1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий
(должностей)" отдельным работникам академии, являющимся
руководителями самостоятельных подразделений, устанавливались
доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон
обслуживания и увеличение объема выполняемых работ. В результате
за счет средств федерального бюджета необоснованно выплачена
заработная плата с начислениями в 1998 году в сумме 9,3 тыс.
рублей, в 1999 году - 18,6 тыс. рублей.
Выплата стипендий за счет средств федерального бюджета
производилась в пределах полученного финансирования от Минкультуры
России и по отчету об исполнении сметы расходов бюджетной
организации (ф. 2) составила в 1998 году по консерватории - 1196,6
тыс. рублей и по РАТИ - 568,1 тыс. рублей. В то же время размер
этих выплат ниже порядка 45% от законодательно установленного
размера стипендий.
Оплата за обучение и другие внебюджетные источники
Мероприятиями по обеспечению поддержки молодых дарований и
развития системы художественного и культурологического образования
предусматривалось введение контрактной формы подготовки
специалистов высшей квалификации в области культуры. Проверкой в
Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и
Российской академии театрального искусства установлено, что такая
работа проводилась. Однако в использовании консерваторией средств,
поступивших от платного обучения и других внебюджетных источников,
выявлены факты нарушения требований Федеральных законов "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании", "О бухгалтерском
учете", валютного законодательства Российской Федерации.
В консерватории в 1998/99 учебном году проходили обучение 129
иностранных учащихся на платной основе, в 1999/2000 учебном году -
126 иностранных учащихся. Кроме того, по состоянию на 1 января
2000 г. осуществлялась платная подготовка 17 аспирантов из стран
ближнего зарубежья, а также платное обучение 29 студентов на
факультете культурологии. Плата за обучение иностранных студентов
решением Ученого совета была установлена на 1998/99 учебный год в
сумме 7,0 тыс. долларов США. Расчеты и экономическое обоснование
стоимости обучения в консерватории отсутствуют. Решение Ученого
совета в части изменения размера оплаты за обучение иностранных
студентов на 1999/2000 учебный год не принималось.
Московской консерваторией в лице ректора М.А. Овчинникова был
заключен Договор - поручение - 1 от 5 мая 1998 г. со швейцарской
компанией "П.И. Чайковский Консерватория АГ", по условиям которого
консерватория поручает представлять ее интересы за рубежом, а
также производить, в частности, поиск и профессиональный подбор
будущих учащихся консерватории в других странах, кроме России.
Согласно п. 11 Договора право на перевод средств, поступающих
за обучение со счета швейцарской компании на счет консерватории,
предоставлено только одному лицу - ректору консерватории господину
М.А. Овчинникову по письменному требованию от консерватории за
подписью только господина М.А. Овчинникова. При этом в части
решения спорных вопросов по условиям договора предпочтение отдано
законодательству швейцарской стороны.
В нарушение Указа Президента Российской Федерации от 14 июня
1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи
части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (п. 8) оплата
в валюте иностранными студентами стоимости обучения поступала не
на счета консерватории в уполномоченных банках Российской
Федерации, а на счет третьего лица - компании "П.И. Чайковский
Консерватория АГ" в Швейцарии.
За период с августа 1998 г. по март 2000 г. студентами было
перечислено за обучение в консерватории на счет АГ 0835-98737-82
Bank Credit Suisse Zurich 824 тыс. долларов США. По требованию
ректора консерватории со счета компании "П.И. Чайковский
Консерватория АГ" в Швейцарии в 1998 - 2000 гг. был осуществлен
перевод на счета консерватории в Российской Федерации средств за
обучение в сумме 619,7 тыс. долларов США. В качестве компенсации
за свои услуги по поиску и профессиональному подбору будущих
учащихся консерватории в других странах, кроме России, компания
получила 123,6 тыс. долларов США и 32,6 тыс. долларов США на
оплату других расходов компании. Однако, как показала проверка,
документальных подтверждений действий компании по поиску и отбору
будущих студентов не представлено. Никаких документов об участии
компании в подборе будущих студентов консерватории в деканате
консерватории не имеется. Остаток на счете компании "П.И.
Чайковский Консерватория АГ" в Швейцарии перечисленной студентами
платы за обучение в марте 2000 г. составлял 48 тыс. долларов США.
Проверкой командировочных расходов установлено, что в составе
бухгалтерской отчетности расходы по зарубежным командировкам не
отражены, учет командировочных расходов в м/о N 7 или N 8 не
ведется, также не ведется учет в указанных ордерах и в разрезе
валютных операций. Так, проверка использования средств на
командировку симфонического оркестра во Францию показала, что в
число выезжающих в командировку включены 9 человек, не являющихся
сотрудниками консерватории или студентами, авансовые отчеты и
оправдательные документы по командировке отсутствуют, в наличии
имеются только билеты на 55 человек. На 39 человек командированных
билеты отсутствуют. Общая сумма расходов, списанная без
предъявления оправдательных документов, составила 270,1 тыс.
рублей.
Проверкой использования средств на содержание лаборатории
звукозаписи и электронной музыки, использования и пополнения
музыкального фонда консерватории установлено, что музыкальный фонд
на кассетах, дисках и других видах носителей, являющийся
федеральной собственностью, культурным и историческим наследием
России, в нарушение порядка ведения бухгалтерского учета в составе
основных средств не числится. Каталог музыкального архива
консерватории отсутствует.
В 1998 году поступления от проведения звукозаписей составили
415,2 тыс. рублей, в 1999 году - 914,4 тыс. рублей. Однако
раздельный учет поступлений от услуг по звукозаписи и от
реализации компакт - дисков, изданий CD в консерватории
отсутствует. Также не ведется в консерватории раздельный учет
расходов лаборатории по учебной и научной работе за счет средств
федерального бюджета и расходов по заказным записям за счет
средств внебюджетных источников.
Поступления наличных денежных средств от физических и
юридических лиц на проведение звукозаписи и движение материальных
ценностей в бухгалтерском учете консерватории не отражалось.
Использование федеральной собственности,
зданий и помещений
Проверкой в консерватории установлены случаи нарушения порядка
использования федерального имущества - без разрешения
Мингосимущества России, являющегося представителем собственника -
Правительства Российской Федерации, федеральная собственность
сдавалась в аренду, а также вносилась в качестве взноса в уставный
капитал создаваемых консерваторией обществ.
В нарушение Гражданского кодекса Российской Федерации,
Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля
1994 г. N 96 договоры аренды между консерваторией и арендаторами
заключены без согласования с Мингосимуществом России. Всего на
площадях консерватории за период 1998 - 1999 гг. размещалось 30
организаций - арендаторов. На момент проведения проверки
консерваторией подписаны договоры аренды с 23 арендаторами.
Проверкой использования арендованных помещений установлено,
что одна из фирм - арендаторов - ЗАО "Мир и прогресс", арендующее
у консерватории 503 кв. м площадей без согласования с
Мингосимуществом России, сдавало в 1998 - 1999 гг. в субаренду с
ведома руководства консерватории помещения общей площадью 479 кв.
м пяти организациям. Из представленных договоров субаренды
следует, что фирмы - субарендаторы должны были выплатить ЗАО "Мир
и прогресс" арендную плату в размере 1372 тыс. рублей по ставке
200 долларов США за 1 кв. м в год, в то время как размер арендной
платы, установленный консерваторией для ЗАО "Мир и прогресс",
составлял 305 - 610 рублей.
В результате аренды помещений от ЗАО "Мир и прогресс" в 1998 -
1999 гг. консерваторией было получено 576 тыс. рублей арендных
платежей, а ЗАО "Мир и прогресс" получило коммерческую выгоду от
использования федеральной собственности в виде арендной платы от
субарендаторов в сумме 605,7 тыс. рублей, полученной от них не в
полном размере.
В нарушение Приказа от 15 декабря 1997 г. N 41/90н
Мингосимущества России и Минфина России "О введении квартальной
отчетности по зданиям и помещениям, закрепленным и используемым
организациями, финансируемыми из федерального бюджета" в
отчетности по форме "5-ф здания" за 1998 и 1999 годы,
представляемой в Минкультуры России и органы федерального
казначейства, указывались недостоверные данные об объеме сдаваемых
в аренду площадей, а также недостоверные данные об объеме
полученных арендных платежей.
В ходе проверки установлено, что консерваторией не получено
арендных платежей в общей сумме расчетно не менее 856,0 тыс.
рублей, не получено коммунальных платежей и оплаты услуг связи на
сумму 336,1 тыс. рублей, а также бюджет не получил НДС в сумме
расчетно не менее 179,7 тыс. рублей.
Проверкой в Российской академии театрального искусства
установлены нарушения порядка использования федерального
имущества: оплата за находящееся в аренде имущество, сдача в
аренду, выполнение договорных обязательств по расчетам арендаторов
за арендуемые площади. До настоящего времени не проведена
инвентаризация объектов федерального недвижимого имущества и
зданий, находящихся в федеральной собственности.
Согласно договору о сотрудничестве, заключенному 28 февраля
1994 г. между академией и московским представительством фирмы
"Хемофарм Импорт - Экспорт ГмбХ" (Германия), фирма обязалась до 1
мая 1995 г. (приложение N 3 к договору) провести реконструкцию и
ремонт общежития за счет собственных либо привлеченных средств,
инвестировать оборудование комнат в счет оплаты за пользование
помещениями общей площадью 1158 кв. м в течение 15 лет из расчета
60 долларов США за 1 кв. м площади в год.
Представленные академией первичные документы, подтверждающие
выполненные объемы работ, их стоимость и оплату, отсутствуют. Факт
выполнения работ фирмой "Хемофарм" стоимостью 909980 долларов США
не отражен в бухгалтерском учете. Указанные расходы не отражены в
инвентарной стоимости объекта после реконструкции или капитального
ремонта в период 1994 - 1999 гг., несмотря на то, что объект был
принят от инофирмы по акту ввода в эксплуатацию от 30 сентября
1994 года со стоимостью затрат по данному объекту 909980 долларов
США.
Таким образом, недоплата (расчетно) арендной платы фирмой
составила за 1995 - 1999 гг. 347,0 тыс. долларов США, в том числе:
1998 г. - 69,4 тыс. долларов США и 1999 г. - 69,4 тыс. долларов
США, недоплата спонсорской помощи составила 20,0 тыс. долларов
США.
Общая сумма недополученных валютных средств Российской
академией театрального искусства от фирмы "Хемофарм Импорт Экспорт
ГмбХ" (расчетно) составила на 1 января 2000 г. 367,0 тыс. долларов
США, в том числе за проверяемый период - 158,8 тыс. долларов США.
В ходе проверки установлено, что в помещениях РАТИ
располагается самостоятельное юридическое лицо - государственное
предприятие "Издательство "ГИТИС", занимающее 35 кв. м. Указанная
организация арендную плату не осуществляла. За проверяемый период
(расчетно) арендные платежи могли составить 140,0 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что коммунальные платежи от арендаторов
поступают несвоевременно и не в полном объеме. По состоянию на 1
января 2000 года задолженность по коммунальным услугам составила
167,4 тыс. рублей.
Академией начиная с марта 1993 года содержится театральный дом
- музей С.Н. Дурылина, расположенный в поселке Болшево Московской
области, в здании площадью 130,1 кв. м на земельном участке
площадью 1474 кв. м. До настоящего времени дом - музей не
поставлен на баланс академии и не учитывается в основных фондах.
Это привело к искажению отчетности по форме "5-ф здания" на сумму
(расчетно) 142,0 тыс. рублей.
В штате дома - музея 12 сотрудников, в том числе директор, 3
научных сотрудника, истопник, садовник, 2 уборщика помещений и
территории и 4 сторожа.
Однако деятельность музея руководством академии не
регламентирована, стоимость входных билетов для посетителей и
проведения фото-, видеосъемки не определена. Лицензия на
осуществление музейной деятельности дома - музея С.Н. Дурылина
отсутствует. Перечень музейных экспонатов не определен,
инвентарные книги учета музейных предметов не составлены. Годовая
форма статистической отчетности (8-нк) "Сведения о деятельности
музея" РАТИ не заполняется и в Минкультуры России и
территориальные статистические органы не представляется.
Научно - просветительская и выставочная работа музеем
фактически не осуществлялась. Музей не посещали даже сотрудники и
преподаватели РАТИ, а также студенты и сотрудники других
творческих и театральных высших учебных заведений и училищ.
Неправомерные расходы на содержание дома - музея за счет
средств федерального бюджета составили 102,6 тыс. рублей.
Организация бухгалтерского учета,
составление отчетности
Возложенные Положением о Министерстве культуры Российской
Федерации функции по контролю министерством за расходованием
выделяемых подведомственным организациям средств федерального
бюджета, проведение документальных ревизий и проверок
производственной и финансово - хозяйственной деятельности не
выполняются. В структуре министерства нет подразделения, которое
осуществляло бы внутриведомственный контроль. В отделе
бухгалтерского учета и контроля в настоящее время по штатному
расписанию, введенному с октября 1999 года, числятся всего 2
ревизора.
За проверяемый период отделом бухгалтерского учета и контроля
(ранее - управление) Минкультуры России не осуществлялись ревизии
и проверки учреждений образования по использованию финансовых
средств, выделенных на поддержку молодых дарований и развитие
системы художественного и культурологического образования. По
другим организациям отделом бухгалтерского учета и контроля
проведено всего лишь три ревизии и проверки.
Проверкой в подведомственных учебных заведениях установлены
недостатки и нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и
составления отчетности за 1998 и 1999 годы.
Проверкой вопросов бухгалтерского учета установлено, что в
Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского не
полностью соблюдаются требования Федерального закона "О
бухгалтерском учете", которым установлены единые правовые и
методические основы организации и ведения бухгалтерского учета в
Российской Федерации.
Так, консерваторией не утвержден рабочий план счетов, не
осуществляется бухгалтерский учет по мемориально - ордерной
системе, предусмотренный для бюджетных учреждений. Раздельный учет
поступающих бюджетных и внебюджетных средств отсутствовал,
расходы, произведенные за счет средств федерального бюджета,
отдельно в бухгалтерском учете не учитывались.
Минкультуры России в нарушение письма Минфина России от 2
августа 1995 г. N 82 "О бухгалтерском учете в учреждениях
непроизводственной сферы, состоящих на федеральном бюджете и
работающих в новых условиях хозяйствования" в проверяемом периоде
не были установлены в консерватории нормативы образования единого
фонда оплаты труда, фонда производственного и социального
развития, фонда материального поощрения, средства материальных и
приравненных к ним затрат.
Источник финансирования для выплаты средств из фонда
материального поощрения в Московской государственной консерватории
им. П.И. Чайковского, по данным бухгалтерского учета (книги
"Журнал - главная"), в 1998 и 1999 годах отсутствовал, так как
такой фонд не формировался. Однако консерваторией производились
расходы по статье "Прочие денежные выплаты" гражданским служащим.
Так, в отчете об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной
организации, переведенной на новые условия хозяйствования (форма
2-1), в которой отражались расходы только по внебюджетным
средствам, сумма этих выплат составила в 1998 году - 2212,4 тыс.
рублей, в 1999 году - 3055,6 тыс. рублей. Также без доведенных
Минкультуры России в 1998 - 1999 годах нормативов образования
фонда материального поощрения за счет бюджетных средств
консерваторией были выплачены в виде премий за счет средств
федерального бюджета в 1998 году на сумму 84,9 тыс. рублей и в
1999 году - 1734,1 тыс. рублей. При этом в отчете по форме 2
"Отчет об исполнении расходов бюджетной организации" указанные
расходы по предметной статье прочих денежных выплат консерваторией
не отражались.
В бухгалтерском учете и отчетности консерватории допущено
искажение фактической оплаты за обучение иностранных студентов за
1999 год на сумму 204,3 тыс. долларов США, поступавших на счета
компании "П.И. Чайковский Консерватория АГ" в Швейцарии.
Проверкой проведения взаимозачетов в 1998 - 1999 гг. за
энергоресурсы за счет дополнительно полученных целевых средств от
Минкультуры России (по проведенному денежному зачету по 1996 году)
установлено, что объемы кредиторской задолженности соответственно
в сумме 1618,2 тыс. рублей и 889,0 тыс. рублей не подтверждаются
данными бухгалтерского учета как образованные за счет расходов,
произведенных за счет бюджета, однако были отнесены в порядке
взаимозачета за счет бюджетного финансирования. Кроме того, данные
о произведенных кассовых расходах за счет указанного источника
финансирования в отчетности не отражены.
В консерватории отсутствовал инвентарный учет основных
средств. Инвентарные карточки учета основных средств
отсутствовали. Материалы и малоценный инвентарь списывались на
расходы без оформления их отпуска через склад. В нарушение
установленного порядка производилось необоснованное списание
музыкальных инструментов, а также не принимались меры по возврату
музыкальных инструментов студентами по окончании консерватории, а
также выехавшими за рубеж.
В ходе выборочной инвентаризации музыкальных клавишных
инструментов - роялей установлено, что по состоянию на 11 апреля
2000 г. из 171 рояля, числящегося на балансе консерватории, не
предъявлено к проверке 34 рояля общей балансовой стоимостью 953,7
тыс. рублей. Кроме того, в наличии оказалось 14 единиц роялей
стоимостью 665,4 тыс. рублей, которые не отражены в бухгалтерском
учете.
Проверкой в Российской академии театрального искусства
установлено, что не обеспечен достоверный учет и контроль за
сохранностью строительных, хозяйственных материалов и других
материальных ценностей. В нарушение Федерального закона "О
бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ, Приказа
Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации", учетной политики РАТИ, утвержденной
Приказом N 11-к от 12 января 1999 г., Приказов ректора от 29.10.98
"О проведении инвентаризации в 1998 году" и от 25.10.99 "О
проведении инвентаризации в 1999 году" инвентаризации не
проводились. Только выборочной инвентаризацией выявлено наличие не
числящихся по бухгалтерскому учету и не отраженных в отчетности
академии зданий и сооружений на сумму 212,0 тыс. рублей,
инструмента производственного и хозяйственного инвентаря
стоимостью 0,8 тыс. рублей, различных материальных запасов на
сумму 72,3 тыс. рублей и печатной продукции стоимостью 58,9 тыс.
рублей.
Выборочной проверкой установлено, что в проверяемом периоде
подотчетными лицами академии систематически приобретались у
торгующих организаций различные строительные материалы в
значительных количествах за наличный расчет.
Следует отметить, что в нарушение письма Центрального банка
России "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации" от 4 октября 1993 г. N 18 денежные средства
подотчетным лицам выдавались бесконтрольно, в больших суммах и при
наличии задолженности по ранее полученным авансам. Постоянно на
конец месяца в подотчете главного инженера академии Коровиной М.В.
оставались неиспользованными полученные в подотчет наличные
денежные средства в среднем в сумме более 90,0 тыс. рублей, а в
отдельные месяцы - от 124,4 тыс. рублей до 179,3 тыс. рублей.
Более того, в январе - мае 1999 г. бухгалтерией РАТИ необоснованно
списано на основании недостоверных первичных оправдательных
документов, приложенных к авансовым отчетам главного инженера
академии, 93,8 тыс. рублей подотчетных денежных средств.
По состоянию на 1 апреля 2000 года за главным инженером
числятся по бухгалтерскому учету различные строительные материалы
на сумму 4072,6 тыс. рублей, за директором общежития - 34,8 тыс.
рублей и за директором главного учебного корпуса - 148,4 тыс.
рублей. Проверкой установлено, что в наличии материальные ценности
на указанные суммы отсутствуют. Акты на их передачу подрядным
организациям и списание строительных материалов на выполненные
ремонтно - строительные работы на объектах академии на сумму
4255,8 тыс. рублей отсутствуют. Документы, подтверждающие их
расход, для проверки не представлены, и на складе по учету они не
числятся.
Полученные 14 декабря 1999 г. денежные средства в кассу РАТИ с
бюджетного счета на выплату заработной платы в сумме 461,6 тыс.
рублей использованы не по целевому назначению, а именно в этот же
день внесены на расчетный счет как выручка от оплаты за обучение.
Минкультуры России в проверяемом периоде Российской академии
театрального искусства не были установлены нормативы образования
единого фонда оплаты труда, фонда производственного и социального
развития, фонда материального поощрения, средства материальных и
приравненных к ним затрат. Фонд материального поощрения в 1998 и
1999 гг. не формировался. Однако расходы за счет средств
федерального бюджета по статье "Прочие денежные выплаты"
гражданским служащим на выплату в виде премий в 1998 году
составили 513,7 тыс. рублей и в 1999 году - в сумме 1060,4 тыс.
рублей. При этом в отчете по форме 2 "Отчет об исполнении расходов
бюджетной организации" указанные расходы по предметной статье
прочих денежных выплат академией не отражались.
Проверкой работы столовой и буфета главного учебного корпуса
Российской академии театрального искусства установлены факты
недостоверности учета и отчетности в приобретении, расходовании и
списании продуктов питания и покупных продуктов, а также
несоблюдения кассовой дисциплины. Проверкой показаний счетчиков
кассовых аппаратов и сданных в кассу бухгалтерии наличных денежных
средств 21 апреля 2000 г. установлена недостача денежных средств
по буфету на сумму 627 рублей 71 копейка, по столовой - 7881 рубль
51 копейка.
При отсутствии каких-либо распорядительных документов со
стороны руководства академии в столовой РАТИ было организовано
бесплатное питание в среднем для 22 сотрудников академии. Только
за 1998 - 1999 годы стоимость указанных обедов в размере 191,66
тыс. рублей в отчете и отчетности РАТИ не отражалась, в совокупный
доход этих сотрудников академии в нарушение Инструкции по
применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц" не включалась, что привело к неуплате подоходного
налога в сумме 22,99 тыс. рублей.
Как показала проверка, инвентаризация остатков продуктов
питания и покупных продуктов в проверяемом периоде в столовой и
буфете главного учебного корпуса РАТИ не проводилась. Фактически
реализация порционных блюд в столовой и покупных товаров в буфете
академии осуществлялась без применения контрольно - кассовых
машин. Только за 1999 г. сумма не проведенной по кассе столовой
выручки (расчетно) могла составить 126,5 тыс. рублей и буфета -
158,2 тыс. рублей. Ежедневная выручка столовой и буфетом в кассу
РАТИ не сдавалась.
Выводы и предложения
1. Проверкой выполнения мероприятий по поддержке молодых
дарований и развитию системы художественного и культурологического
образования, предусмотренных одним из разделов Президентской
федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и
искусства в Российской Федерации (1997 - 1999 годы)", выявлены
отдельные нарушения Минкультуры России действующих законодательных
и нормативных актов. При этом допущено неправомерное расходование
средств федерального бюджета на сумму 31235,2 тыс. рублей, из них
использование не по целевому назначению составило 16770,6 тыс.
рублей.
Министерством не в полной мере соблюдались положения Закона
Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законов "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части
заключения договоров с учредителем, лицензирования, аттестации и
аккредитации), "О бухгалтерском учете" (в части ведения
бухгалтерского учета и отчетности), "Об архитектурной деятельности
в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской
Федерации (в части выделения лимитов государственных инвестиций и
их финансировании, а также осуществление ремонтно - строительных
работ при отсутствии проектов и разрешений на строительство и
капитальный ремонт, в том числе на памятниках архитектуры),
Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 г.
N 679 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Российской
Федерации".
В целях устранения выявленных проверкой недостатков и
нарушений предлагается направить представление Министерству
культуры Российской Федерации для принятия мер по их устранению,
обратив особое внимание на: реализацию Федеральной программы
развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10
апреля 2000 г. N 51-ФЗ; выполнение требований Федерального закона
"Об образовании" в части своевременного и безусловного проведения
лицензирования, аттестации и аккредитации высших и средних
образовательных учреждений культуры; осуществление контроля за
целевым использованием средств федерального бюджета и федеральной
собственности в подведомственных учреждениях; своевременную и
полную выплату стипендий в соответствии с действующим
законодательством; осуществление капитального строительства в
соответствии с действующим законодательством и нормативными актами
и включение в инвестиционную программу строек и объектов только
при наличии утвержденной в установленном порядке проектной
документации и разрешений на строительство; поступление платы в
валюте за обучение иностранных студентов в подведомственных
учебных заведениях в соответствии с действующим в стране
законодательством.
Также необходимо обеспечить согласование с Минфином России
порядка использования числящихся в финансовых вложениях сумм
проведенного денежного зачета по 1996 году и в дебиторской
задолженности по расчетам в особом порядке при исполнении
федерального бюджета на 1997 год, а также отражения этих сумм в
бухгалтерском учете и отчетности организациями культуры и
Минкультуры России; выполнение Федерального закона "О
бухгалтерском учете" по вопросам ведения бухгалтерского учета,
составления государственной финансовой отчетности, сохранности
материальных ценностей и денежных средств, улучшению расчетной
дисциплины, списание средств и материальных ценностей, усиление
внутреннего контроля; привлечение к ответственности должностных
лиц Минкультуры России, а также Московской государственной
консерватории им. П.И. Чайковского и Российской академии
театрального искусства, допустивших нарушения государственной
финансовой дисциплины, нецелевое и неэффективное использование
бюджетных и внебюджетных средств, федеральной собственности,
неправомерное создание хозрасчетных и общественных организаций
подведомственными учреждениями, недостоверность данных
бухгалтерского учета и отчетности.
2. Минфин России финансировал расходы из федерального бюджета
по Минкультуры России в завышенных объемах, в том числе в 1998
году на сумму 1975,6 тыс. рублей и в 1999 году на 6259,0 тыс.
рублей. Кроме того, фактическое финансирование Минфином России
особо ценных объектов высших учебных заведений в 1999 году по
разделу 14, подразделу 06, ЦСР 405, ВР 273 превысило установленное
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" на 36,6
тыс. рублей. Порядок распределения и использования финансовых
средств от проведенных денежных зачетов и расчетов в особом
порядке (проведенных с нарушением действовавшего
законодательства), числящихся с 1996 - 1997 гг. на балансовых
счетах Минкультуры России, а также составления и представления
бухгалтерской отчетности не устанавливался. В связи с чем
министерством указанная сводная отчетность не составляется,
распределение финансирования в виде квоты на поставку материально
- технических ресурсов и векселей для зачетов по расчетам с
подрядчиками и поставщиками осуществляется произвольно, в том
числе и организациям, финансирование которых по разделу "Культура
и искусство" не предусматривалось. Финансирование расходов
Минкультуры России на образование в 1998 году осуществлялось
Минфином России не в полном объеме - на 70,6%, лимиты
государственных инвестиций по учреждениям образования
профинансированы в 1998 году на 19,0%, в 1999 году - на 32,4%.
Учитывая изложенное, предлагается направить представление
Министерству финансов Российской Федерации для принятия мер по
усилению контроля за использованием Минкультуры России средств
федерального бюджета и в этих целях: соблюдать требования
федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год в
части финансирования расходов на образовательные учреждения, при
этом рассматривать бюджетные заявки с учетом обоснованности
экономических расчетов; финансирование расходов на капитальное
строительство производить в соответствии с утвержденной в
установленном порядке проектно - сметной документацией; взыскать в
доход федерального бюджета средства, использованные Минкультуры
России не по целевому назначению в сумме 16770,6 тыс. рублей;
привести в соответствие с действующим законодательством порядок
использования числящихся в финансовых вложениях сумм проведенного
денежного зачета по 1996 году и в дебиторской задолженности по
проведенным расчетам в особом порядке при исполнении федерального
бюджета на 1997 год, осуществленных с нарушением действующего
законодательства, а также отражения сумм их реализации в
бухгалтерском учете и отчетности организациями культуры и
Минкультуры России.
3. Минэкономики России в нарушение Федерального закона "Об
архитектурной деятельности в Российской Федерации",
Градостроительного кодекса Российской Федерации выделялись
Минкультуры России лимиты государственных инвестиций, а Минфин
России осуществлял их финансирование при отсутствии проектов и
разрешений на строительство.
Для принятия мер по устранению выявленных проверкой нарушений
в инвестиционной деятельности Минкультуры России, допущенных при
формировании и исполнении годовых федеральных инвестиционных
программ, предлагается направить представление Министерству
экономического развития и торговли Российской Федерации.
4. Мингосимущество России и Минкультуры России в нарушение
Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об
образовании" не обеспечивали контроль за использованием
федеральной собственности, переданной в оперативное управление
учреждениям образования.
Предлагается направить представление Министерству
имущественных отношений Российской Федерации с целью выполнения
требований указанных законодательных актов в части закрепления и
целевого использования федеральной собственности; принятия мер по
устранению нарушений и недостатков в использовании федеральной
собственности учреждениями образования.
5. Предлагается направить письмо в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации для правовой оценки отдельных фактов
нарушений законодательства Российской Федерации по материалам
проверки в Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского - валютного законодательства, в Российской академии
театрального искусства - законодательства в градостроительной,
архитектурной и инвестиционной деятельности; нарушения порядка
использования федерального имущества; списания строительных
материалов; фактов выявленных недостач денежных средств в кассах
буфета и столовой.
6. Направить в порядке информации отчет о результатах проверки
в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации, а также соответствующие предложения в
Правительство Российской Федерации.
Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации
Ю.М.ВОРОНИН
Начальник Инспекции
по контролю за расходами
на культуру и средства
массовой информации
А.С.УЖЕГОВ
|