МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 сентября 2000 г. N 348
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО АНАЛИЗУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В целях повышения эффективности работы Балансовой комиссии
(далее - Комиссия) по рассмотрению результатов деятельности
федеральных государственных унитарных предприятий (далее -
предприятия), находящихся в ведении Министерства здравоохранения
Российской Федерации, и в соответствии с распоряжением
Минимущества России от 10.07.2000 N 183-р "Об утверждении
Методических рекомендаций по организации и проведению анализа
эффективности деятельности федеральных государственных унитарных
предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых
находятся в федеральной собственности" приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по анализу
эффективности деятельности федеральных государственных унитарных
предприятий, находящихся в ведении Министерства здравоохранения
Российской Федерации (Приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Первого заместителя Министра Вялкова А.И.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение
Утверждены
Приказом
Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 15 сентября 2000 г. N 348
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АНАЛИЗУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях
оказания помощи в организации и проведении анализа эффективности
деятельности подведомственных Министерству здравоохранения
Российской Федерации федеральных государственных унитарных
предприятий (далее - предприятия).
2. Эффективность деятельности предприятий рекомендуется
рассматривать на Балансовой комиссии (далее - Комиссия) по
рассмотрению результатов деятельности федеральных государственных
унитарных предприятий, основными задачами которой являются:
оценка текущего финансового состояния предприятий по
результатам анализа финансовой отчетности, расшифровок к ней,
справок и других материалов, представляемых руководителями
предприятий;
оценка эффективности использования имущества предприятиями;
контроль за выполнением утверждаемых Министерством
здравоохранения Российской Федерации показателей экономической
эффективности деятельности предприятий;
обеспечение безусловного перечисления предприятиями в
федеральный бюджет отчислений части чистой прибыли;
внесение предложений по совершенствованию систем управления
предприятий в целях повышения эффективности производственно -
хозяйственной и финансовой деятельности, предложений о
реорганизации предприятий, их ликвидации или продаже как
имущественных комплексов либо использовании для создания на базе
закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий,
предложений об ответственности руководителей предприятий.
3. Комиссия в своей деятельности должна руководствоваться
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящими
Методическими рекомендациями.
4. С правом совещательного голоса к работе Комиссии
рекомендуется привлекать представителей Министерства финансов
Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам, Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства
имущественных отношений Российской Федерации, иных органов
исполнительной власти, а также независимых экспертов (в т.ч.
аудиторов) и работников сторонних предприятий.
II. Состав документации, на основании которой проводится
анализ эффективности деятельности предприятий
5. Анализ эффективности деятельности предприятий может
проводиться на основании следующих документов:
а) годовой бухгалтерской отчетности (за истекший и
предшествующий истекшему годы):
- ф. N 1 "Бухгалтерский баланс";
- ф. N 2 "Отчет о прибылях и убытках";
- ф. N 3 "Отчет о движении капитала";
- ф. N 4 "Отчет о движении денежных средств";
- ф. N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";
- ф. "Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности"
(утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
10.03.99 N 19н);
- ф. N 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию
продукции (работ, услуг)";
- ф. N 3-ф "Сведения о просроченной задолженности по
заработной плате";
б) копии отчета, составленного в соответствии с Порядком
отчетности руководителей федеральных государственных унитарных
предприятий и представителей Российской Федерации в органах
управления открытых акционерных обществ, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.99
N 1116;
в) промежуточной (квартальной, полугодовой, за 9 месяцев)
бухгалтерской отчетности, составленной к моменту заседания
Комиссии (в дополнение к годовой бухгалтерской отчетности), - если
заседание Комиссии состоится во втором, третьем или четвертом
кварталах отчетного года;
г) пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности;
д) других документов, имеющихся в распоряжении Комиссии.
6. Пояснительная записка не может противоречить требованиям
Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность
организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 06.07.99 N 43н, и следовательно в
качестве приложения должна содержать следующие документы:
а) схема организационной структуры предприятия;
б) финансовый план на текущий отчетный год;
в) аналитическая таблица цен реализации основной производимой
продукции (Приложение 1). Представляется предприятиями по выпуску
лекарственных средств;
г) ведомость сопоставления максимально возможного объема
продаж с величинами безубыточных партий основной производимой
продукции (Приложение 2). Представляется предприятиями по выпуску
лекарственных средств;
д) ведомость анализа цен реализации, нормативной и фактической
себестоимости основной производимой продукции (Приложение 3).
Представляется предприятиями по выпуску лекарственных средств;
е) положение об учетной политике (учетная политика)
организации;
ж) справка об объектах незавершенного строительства
(Приложение 4);
з) справка об имуществе, сданном в аренду (Приложение 5);
и) справка об имуществе, используемом в целях получения
дохода, включая переданное в залог или обремененное иным образом
(за исключением имущества, сданного в аренду) (Приложение 6);
к) справка о неиспользуемом имуществе (Приложение 7);
л) справка об имуществе, реализованном в течение отчетного
периода (Приложение 8);
м) расшифровка отвлеченных средств (расшифровка стр. 160, ф.
N 2) (для бухгалтерской отчетности за годы, предшествующие 2000
г.);
н) расшифровка долгосрочных финансовых вложений (Приложение
9);
о) сметы расходов по фондам потребления и накопления (смета
расходования чистой прибыли);
п) акты налоговых инспекций, аудиторские отчеты и аудиторские
заключения;
р) расшифровка задолженности перед бюджетами всех уровней и во
внебюджетные фонды;
с) справка о задолженности перед федеральным бюджетом по
отчислениям от чистой прибыли;
т) протоколы технических совещаний по снижению себестоимости
продукции;
у) расшифровка прочих операционных доходов (Приложение 10);
ф) расшифровка прочих операционных расходов (Приложение 11);
х) расшифровка прочих внереализационных доходов (Приложение
12);
ц) расшифровка прочих внереализационных расходов (Приложение
13).
III. Экспертные группы
7. Для предварительного анализа представленных материалов
Комиссией могут создаваться рабочие группы экспертов.
8. Рабочей группе экспертов может быть поручено проведение
следующих аналитических процедур:
- анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- анализ справок и расшифровок, приложенных к пояснительной
записке.
В процессе анализа финансовой отчетности рекомендуется решать
следующие аналитические задачи:
а) анализ финансового состояния по данным баланса;
б) анализ ликвидности бухгалтерского баланса;
в) расчет и оценка финансовых коэффициентов;
г) определение характера финансовой устойчивости предприятий;
д) расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной
устойчивости по данным отчетности;
е) общая оценка деловой активности предприятий.
Анализ финансовой отчетности рекомендуется проводить
автоматизированным способом.
9. Подготовленные рабочей группой экспертов аналитические
материалы передаются на рассмотрение Комиссии.
IV. Заключительные положения
10. Комиссия анализирует представленные материалы и по
результатам анализа оценивает качество систем управления
предприятий, а также уровень профессиональной компетентности
руководителей предприятий.
11. Решение Комиссии оформляется протоколом.
12. Информационный раздел протокола целесообразно
сформулировать из трех частей: вводной, аналитической и
заключительной.
Во вводной части отражаются основные характеристики
производственно - хозяйственной и финансовой деятельности
предприятия, полное наименование, местонахождение, отраслевая
принадлежность, место и роль в производстве соответствующей
продукции внутри страны и за рубежом и т.п.
В аналитической части приводятся результаты анализа финансовой
отчетности и иных документов, дается оценка финансовому состоянию
предприятия и оценка качества управления в целом.
В заключительной части отражаются рекомендации по повышению
эффективности использования государственного имущества,
производственно - хозяйственной и финансовой деятельности
предприятий, по совершенствованию систем управления предприятий,
определяются сроки повторного рассмотрения документов предприятия
на Комиссии.
13. В случае обнаружения Комиссией по итогам повторного
рассмотрения документов предприятий фактов нарушений рекомендаций
по повышению эффективности использования государственного
имущества, производственно - хозяйственной и финансовой
деятельности предприятия, повлекших ухудшение его финансово -
хозяйственного положения, рекомендуется представить Министерству
здравоохранения Российской Федерации или/и Министерству
имущественных отношений Российской Федерации предложения о
принятии в отношении руководителя предприятия мер ответственности,
вплоть до расторжения трудового договора (контракта).
14. Информация о результатах работы Комиссии направляется в
Министерство имущественных отношений Российской Федерации для
обобщения.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЦЕН РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ
------T-------------T----------T-------------T-------------------¬
¦ N ¦Наименование ¦ Цена ¦ Нормативная ¦ Отклонение (+, -) ¦
¦ п/п ¦ изделия ¦реализации¦себестоимость¦ ¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ (руб.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +-----T-------+--------T----------+
¦ ¦ ¦ ¦всего¦в т.ч. ¦ гр. 4 -¦ гр. 5 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦прямых ¦ гр. 3 ¦ гр. 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦затрат ¦ ¦ ¦
+-----+-------------+----------+-----+-------+--------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L-----+-------------+----------+-----+-------+--------+-----------
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
ВЕДОМОСТЬ СОПОСТАВЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО
ОБЪЕМА ПРОДАЖ С ВЕЛИЧИНАМИ БЕЗУБЫТОЧНЫХ ПАРТИЙ
ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ
------T------------T-------------------T------------T------------¬
¦ N ¦Наименование¦Безубыточная партия¦Максимально ¦ Отклонение ¦
¦ п/п ¦ изделия ¦ (шт.) ¦ возможный ¦ (+, -), ¦
¦ ¦ ¦ ¦объем продаж¦ гр. 4 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (шт.) ¦ гр. 3 ¦
+-----+------------+-------------------+------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L-----+------------+-------------------+------------+-------------
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
ВЕДОМОСТЬ
АНАЛИЗА ЦЕН РЕАЛИЗАЦИИ, НОРМАТИВНОЙ И ФАКТИЧЕСКОЙ
СЕБЕСТОИМОСТИ ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ
----T------T------T------------T------------T-------------------------------¬
¦ N ¦Наиме-¦Цена ¦Нормативная ¦Фактическая ¦ Отклонение (+, -) ¦
¦п/п¦нова- ¦реа- ¦себестои- ¦себестои- ¦ ¦
¦ ¦ние ¦лиза- ¦мость (руб.)¦мость (руб.)¦ ¦
¦ ¦изде- ¦ции +-----T------+-----T------+-------T-------T-------T-------+
¦ ¦лия ¦(руб.)¦всего¦в т.ч.¦всего¦в т.ч.¦гр. 6 -¦гр. 7 -¦гр. 6 -¦гр. 7 -¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦прямых¦ ¦прямых¦ гр. 3 ¦ гр. 3 ¦ гр. 4 ¦ гр. 5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦затрат¦ ¦затрат¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------+------+-----+------+-----+------+-------+-------+-------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
L---+------+------+-----+------+-----+------+-------+-------+-------+--------
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
СПРАВКА
ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
----T--------------------T-----------T-------------T-------------¬
¦ N ¦Наименование объекта¦ Сметная ¦ Год ввода в ¦ Процент ¦
¦п/п¦ незавершенного ¦ стоимость ¦эксплуатацию ¦ готовности ¦
¦ ¦ строительства ¦(тыс. руб.)¦ по плану ¦ объекта ¦
¦ ¦ ¦ ¦капитального ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦строительства¦ ¦
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L---+--------------------+-----------+-------------+--------------
Приложение 5
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
СПРАВКА
ОБ ИМУЩЕСТВЕ, СДАННОМ В АРЕНДУ
----T--------------------T-----------T-------------T-------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Балансовая ¦ Доходы, ¦ В т.ч. ¦
¦п/п¦ имущества ¦ стоимость ¦ полученные ¦ перечислено ¦
¦ ¦ ¦(тыс. руб.)¦ от сдачи ¦в федеральный¦
¦ ¦ ¦ ¦ имущества в ¦ бюджет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ аренду в ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦отчетном году¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. руб.) ¦ ¦
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L---+--------------------+-----------+-------------+--------------
Приложение 6
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
СПРАВКА
ОБ ИМУЩЕСТВЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОМ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ДОХОДА,
ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕДАННОЕ В ЗАЛОГ ИЛИ ОБРЕМЕНЕННОЕ ИНЫМ ОБРАЗОМ
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИМУЩЕСТВА, СДАННОГО В АРЕНДУ)
----T--------------------T-----------T------------T--------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Балансовая ¦Доходы, ¦ В т.ч. ¦
¦п/п¦ имущества ¦ стоимость ¦полученные ¦ перечислено ¦
¦ ¦ ¦(тыс. руб.)¦от использо-¦ в ¦
¦ ¦ ¦ ¦вания иму- ¦ федеральный ¦
¦ ¦ ¦ ¦щества ¦ бюджет ¦
¦ ¦ ¦ ¦(тыс. руб.) ¦ (тыс. руб.) ¦
+---+--------------------+-----------+------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L---+--------------------+-----------+------------+---------------
Приложение 7
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
СПРАВКА
О НЕИСПОЛЬЗУЕМОМ ИМУЩЕСТВЕ
---------T-------------------T---------------------T-------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Балансовая стоимость ¦ Коэффициент ¦
¦ п/п ¦ имущества ¦ (тыс. руб.) ¦ износа ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------------+---------------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--------+-------------------+---------------------+--------------
Приложение 8
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
СПРАВКА
ОБ ИМУЩЕСТВЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ
В ТЕЧЕНИЕ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
----T----------------------T-----------T-----------T-------------¬
¦ N ¦Наименование имущества¦Балансовая ¦ Доходы, ¦ В т.ч. ¦
¦п/п¦ ¦ стоимость ¦полученные ¦ перечислено ¦
¦ ¦ ¦(тыс. руб.)¦от продажи ¦в федеральный¦
¦ ¦ ¦ ¦ имущества ¦ бюджет ¦
¦ ¦ ¦ ¦(тыс. руб.)¦ (тыс. руб.) ¦
+---+----------------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L---+----------------------+-----------+-----------+--------------
Приложение 9
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
РАСШИФРОВКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
------T-----------------T--------------T-------------------------¬
¦ N ¦ Наименования ¦ Величина ¦ Величина дохода, ¦
¦ п/п ¦ юридических ¦ доли ¦ полученного ¦
¦ ¦ лиц, участником ¦ (вклада) ¦ предприятием в отчетном ¦
¦ ¦ (учредителем) ¦ предприятия ¦ периоде от юридических ¦
¦ ¦ которых ¦ в уставном ¦ лиц, участником ¦
¦ ¦ является ¦ капитале ¦ (учредителем) которых ¦
¦ ¦ федеральное ¦ (тыс. руб.) ¦оно является (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ государственное ¦ ¦ ¦
¦ ¦ унитарное ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предприятие ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------+--------------+-------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L-----+-----------------+--------------+--------------------------
Приложение 10
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
РАСШИФРОВКА ПРОЧИХ ОПЕРАЦИОННЫХ ДОХОДОВ
------T-------------------------------------T--------------------¬
¦ N ¦ Вид операционного дохода ¦ Сумма (тыс. руб.) ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------------+--------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
L-----+-------------------------------------+---------------------
Приложение 11
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
РАСШИФРОВКА ПРОЧИХ ОПЕРАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
------T---------------------------------T------------------------¬
¦ N ¦ Вид операционного расхода ¦ Сумма (тыс. руб.) ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------+------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
L-----+---------------------------------+-------------------------
Приложение 12
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
РАСШИФРОВКА ПРОЧИХ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ
------T---------------------------------T------------------------¬
¦ N ¦ Вид внереализационного дохода ¦ Сумма (тыс. руб.) ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------+------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
L-----+---------------------------------+-------------------------
Приложение 13
к Методическим рекомендациям
по анализу эффективности
деятельности федеральных
государственных унитарных
предприятий, находящихся
в ведении Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
РАСШИФРОВКА ПРОЧИХ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
------T---------------------------------T------------------------¬
¦ N ¦ Вид внереализационного расхода ¦ Сумма (тыс. руб.) ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------+------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
L-----+---------------------------------+-------------------------
|