Утверждаю
Министр путей сообщения
Российской Федерации
Н.Е.АКСЕНЕНКО
14 сентября 2000 г. N ЦЭУ-780
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЭКОНОМИКИ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Департамент экономики Министерства путей сообщения
Российской Федерации (далее - "Департамент") образован в
соответствии с Указанием МПС России от 29 ноября 1996 г. N 505 пр-
у, является самостоятельным структурным подразделением
центрального аппарата Министерства, находится в непосредственном
ведении заместителя Министра, ведающего вопросами экономической
деятельности на железнодорожном транспорте, выполняет задачи и
функции, предусмотренные настоящим Положением.
Департамент возглавляет руководитель, назначаемый Министром
путей сообщения Российской Федерации, осуществляющий свою
деятельность на основе единоначалия.
1.2. Департамент в своей деятельности руководствуется
законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями,
другими нормативными правовыми и иными актами Министерства путей
сообщения Российской Федерации, а также настоящим Положением.
1.3. Департамент в непосредственном ведении имеет:
Проектный и внедренческий центр организации труда МПС России;
Отраслевой центр рабочего снабжения - ГУП "Желдорторгснаб" МПС
России с его дочерними предприятиями.
1.4. Департамент имеет печать со своим наименованием,
соответствующие штампы, бланки и другие реквизиты.
1.5. Официальное сокращенное наименование Департамента - ЦЭУ
МПС России.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
2.1. Основными задачами Департамента являются:
2.1.1. Организация работы по созданию условий для
экономического развития федерального железнодорожного транспорта
(далее - железнодорожного транспорта) с целью достижения
наибольшей эффективности его работы.
2.1.2. Организация и разработка совместно с другими
департаментами и управлениями МПС России, железными дорогами,
предприятиями и организациями железнодорожного транспорта
прогнозов и стратегических планов развития железнодорожного
транспорта.
2.1.3. Выработка совместно с департаментами, управлениями МПС
России и железными дорогами единой отраслевой стратегии по
основным направлениям экономической и хозяйственной деятельности
железных дорог, предприятий и организаций железнодорожного
транспорта, обеспечивающей:
сбалансированность пропускных и провозных способностей
железнодорожного транспорта с потребностями экономики и населения
в перевозках;
прогнозирование, планирование и нормирование эксплуатационной
деятельности железных дорог и выработку мер государственной
поддержки железнодорожного транспорта;
совершенствование внутриотраслевых экономических отношений и
хозяйственного механизма между железными дорогами, предприятиями,
организациями и другими подразделениями железнодорожного
транспорта;
безубыточный уровень работы и управление расходами на железных
дорогах в целом и на каждом предприятии и в организации в составе
железных дорог в отдельности;
повышение мотивации труда работников железнодорожного
транспорта и соответствия уровня его оплаты условиям и
интенсивности труда;
комплексное развитие, реконструкцию и модернизацию основных
фондов железнодорожного транспорта в соответствии с выбранной
экономической стратегией отрасли с учетом собственных и
привлекаемых источников капитальных вложений.
2.1.4. Анализ производственно-хозяйственной деятельности
железнодорожного транспорта и ее влияния на макроэкономические
показатели экономики государства и регионов.
2.1.5. Разработка и доведение до железных дорог утвержденных
годовых и квартальных планов по основным экономическим
показателям.
2.1.6. Подготовка предложений по корректировке комплексной
схемы развития и размещения железнодорожного транспорта в
зависимости от потребности экономики и населения в перевозках.
2.1.7. Разработка предложений по проведению на железнодорожном
транспорте инвестиционной политики.
2.1.8. Разработка прогнозных вариантов объемов капитальных
вложений по всем источникам финансирования с разбивкой по
направлениям и предприятиям, а также предложений по выделению
бюджетных средств в поддержку железнодорожного транспорта и
привлечению негосударственных источников инвестиций.
2.1.9. Разработка проекта инвестиционного плана,
осуществляемого за счет средств федерального бюджета и
централизуемых в МПС России источников финансирования, а также
направлений и лимитов капитальных вложений железных дорог.
2.1.10. Подготовка предложений для конкурсного отбора
приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, имеющих
общеотраслевое значение и подлежащих финансированию за счет
централизуемых в МПС России источников финансирования, на основе
методик определения экономической эффективности капитальных
вложений на железнодорожном транспорте, участие в экспертизе
инвестиционных проектов, осуществляемых за счет федерального
бюджета.
2.1.11. Определение стратегии тарифной политики на перевозки
грузов и пассажиров, обеспечивающей конкурентоспособность
железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг и
сбалансированность финансового результата работы отрасли.
2.1.12. Координация деятельности железных дорог и других
предприятий отрасли по вопросам оплаты труда основных
профессионально-квалификационных групп работников,
совершенствование системы оплаты труда.
2.1.13. Организация системы рабочего снабжения на предприятиях
железнодорожного транспорта.
2.2. Для реализации основных задач Департамент выполняет
следующие основные функции:
2.2.1. Организация работы по изучению платежеспособного спроса
на грузовые и пассажирские перевозки на макроуровне с учетом
динамики размещения и развития отраслей экономики, существующих и
перспективных межрегиональных транспортно-экономических связей,
необходимых для определения грузовых потоков и объемов перевозок
пассажиров.
2.2.2. Планирование предельного уровня эксплуатационных
расходов по железным дорогам и в целом по сети железных дорог на
год, квартал и месяц для установления железным дорогам расчетных
цен на перевозки грузов в целях сбалансированности доходов и
расходов отрасли. Анализ и нормирование эксплуатационных затрат по
предприятиям и организациям, а также анализ себестоимости
перевозок по элементам затрат. Разработка совместно с
департаментами и управлениями МПС России мероприятий по экономии
эксплуатационных расходов, обобщение и анализ их выполнения.
2.2.3. Участие совместно с причастными департаментами и
управлениями МПС России в работе по переходу железнодорожного
транспорта на наиболее экономичные технологии, обеспечивающие
эффективность производства, и приведению технического потенциала
отрасли в соответствие с потребностями экономики государства в
перевозках.
2.2.4. Разработка совместно с причастными департаментами и
управлениями МПС России принципов экономических взаимоотношений
железных дорог и других предприятий и подразделений
железнодорожного транспорта.
2.2.5. Формирование сметы общеотраслевых расходов и
планирование сметных расходов предприятий общеотраслевого
финансирования.
2.2.6. Разработка мер по повышению заинтересованности железных
дорог, предприятий и организаций железнодорожного транспорта в
наиболее полном использовании своих резервов и возможностей по
увеличению объемов и повышению эффективности перевозок грузов и
пассажиров, производству продукции, работ и услуг, получению
максимальной прибыли.
2.2.7. Определение совместно с железными дорогами,
департаментами и управлениями МПС России оптимальной потребности в
поставках подвижного состава с разбивкой по типам на основании
объемов перевозочной работы, показателей использования подвижного
состава и с учетом проведения ремонтов, модернизации и исключения
вагонов и локомотивов из инвентарного парка МПС России.
2.2.8. Подготовка расчетов и обоснований для проведения
индексации тарифов на перевозки грузов и пассажиров, разработка
нормативно-методических документов в области государственного
регулирования тарифов, анализ влияния проводимой тарифной политики
на результаты работы железнодорожного транспорта и других отраслей
экономики.
2.2.9. Подготовка предложений по формированию и использованию
централизованных источников финансирования строительства и
капитального ремонта объектов, имеющих общесетевое значение,
поставке подвижного состава и оборудования с учетом прогнозируемых
объемов капитальных вложений.
2.2.10. Согласование договоров, заключаемых МПС России в
соответствии с принятыми решениями о направлении капитальных
вложений на централизованную поставку подвижного состава,
оборудования, строительство объектов общеотраслевого значения.
2.2.11. Участие в разработке федеральных программ социально-
экономического развития субъектов Российской Федерации в части,
касающейся железнодорожного транспорта.
2.2.12. Контроль за выполнением департаментами, управлениями и
железными дорогами инвестиционной программы отрасли и подготовка
предложений по мерам, обеспечивающим ее эффективное исполнение.
2.2.13. Организация работы по заключению МПС России и железными
дорогами договоров (контрактов) с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по улучшению транспортного
обслуживания регионов и обеспечению устойчивой работы предприятий
железнодорожного транспорта и контроль за ходом их выполнения,
мониторинг взаимодействия МПС России и железных дорог с субъектами
Российской Федерации и подготовка предложений по повышению его
эффективности.
2.2.14. Обеспечение совместно с департаментами и управлениями
МПС работы по взаимодействию МПС России с полномочными
представителями Президента Российской Федерации в федеральных
округах.
2.2.15. Участие в подготовке предложений по развитию
международных транспортных связей, в том числе с государствами -
участниками СНГ.
2.2.16. Участие в разработке порядка взаимоотношений и системы
взаимной экономической ответственности между железными дорогами
России и железнодорожными администрациями государств - участников
СНГ и стран Балтии.
2.2.17. Анализ экономической и эксплуатационной работы на
малодеятельных железнодорожных линиях, участие в подготовке
совместно с департаментами, управлениями МПС России и железными
дорогами предложений по ликвидации их убыточности, передаче в
государственную собственность субъектов Российской Федерации,
продаже юридическим или физическим лицам или закрытию.
2.2.18. Обеспечение единства тарификации работ и квалификации
профессий и должностей работников железнодорожного транспорта.
2.2.19. Разработка предложений по особенностям регулирования
режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий
работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных
с движением поездов, руководство работой по отраслевым нормативам
численности и нормам труда.
2.2.20. Организация разработки отраслевого тарифного соглашения
и контроль за его реализацией.
2.2.21. Участие совместно с причастными департаментами и
управлениями МПС России в разработке рекомендаций по заключению
предприятиями и организациями железнодорожного транспорта
коллективных договоров, оказание трудовым коллективам практической
помощи в проведении этой работы.
2.2.22. Участие в разработке и осуществлении мероприятий по
закреплению кадров, показателей и условий отраслевого соревнования
трудовых коллективов железных дорог.
2.2.23. Разработка совместно с причастными департаментами и
управлениями МПС России тарифно-квалификационных характеристик
работ и профессий работников железнодорожного транспорта и
внесение в установленном порядке предложений об изменении и
дополнении этих документов, а также об улучшении использования
трудовых ресурсов и фонда оплаты труда.
2.2.24. Определение совместно с железными дорогами, причастными
департаментами и управлениями МПС России потребностей
железнодорожного транспорта в объемах капитального ремонта и
модернизации подвижного состава, пути, сооружений, а также
производства запасных частей, оборудования и другой важнейшей
продукции, необходимой для нужд железнодорожного транспорта, и об
организации оптимального размещения его на промышленных
предприятиях отрасли.
2.2.25. Анализ загрузки мощностей промышленных предприятий и
подготовка предложений по их эффективному использованию.
2.2.26. Проведение в отрасли единой политики в области
управления затратами на капитальный ремонт основных фондов, анализ
выполнения программ производства, себестоимости продукции по
элементам затрат, прибыли и рентабельности промышленных
предприятий железнодорожного транспорта с подготовкой необходимых
рекомендаций.
2.2.27. Организация разработки единой ценовой политики на
продукцию предприятий железнодорожного транспорта, капитальный
ремонт основных фондов, а также на важнейшие виды продукции,
поставляемой предприятиями других отраслей экономики, и
осуществление контроля за ее реализацией.
2.2.28. Оказание методической помощи железным дорогам,
предприятиям и организациям железнодорожного транспорта по
вопросам методологии прогнозирования, планирования, организации
труда и заработной платы.
2.2.29. Определение стратегии в области поставки предприятиям
рабочего снабжения железнодорожного транспорта продовольствия и
товаров народного потребления торгового и бытового обслуживания
работников железнодорожного транспорта и членов их семей и, прежде
всего, проживающих на линейных железнодорожных станциях и
разъездах.
2.2.30. Определение совместно с департаментами, управлениями
МПС России и железными дорогами мер по структурному реформированию
и развитию материально-технической базы торговли.
2.2.31. Оказание методической, информационной и
консультационной помощи предприятиям рабочего снабжения
железнодорожного транспорта по вопросам торговли, общественного
питания, хлебопекарному и сельскохозяйственному производству,
бытовому обслуживанию.
2.2.32. Участие в разработке прогнозов развития рабочего
снабжения отрасли, программ производства товаров народного
потребления с учетом предложений предприятий железнодорожного
транспорта и социально-экономического положения в регионах страны.
2.2.33. Организация работы по изучению, обобщению и
распространению передового опыта в области экономической
деятельности железных дорог и других предприятий железнодорожного
транспорта.
2.2.34. Обеспечение выполнения мероприятий по защите сведений,
составляющих государственную и служебную тайну, соблюдению режима
секретности.
2.2.35. Решение вопросов, связанных с экономической
безопасностью на железнодорожном транспорте.
2.2.36. Подготовка материалов по вопросам, находящимся в
ведении Департамента, для рассмотрения на Коллегии МПС России,
Экономическом совете МПС России, а также оперативных данных по
этим вопросам для рассмотрения на балансовых комиссиях,
селекторных совещаниях и на совещаниях, с выездом руководителей
МПС России на железные дороги.
2.3 Департамент обеспечивает решение вопросов мобилизационной
подготовки и гражданской обороны железнодорожного транспорта в
соответствии с задачами и функциями, предусмотренными настоящим
Положением.
3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА
3.1. Руководитель Департамента имеет право:
представлять Министерство путей сообщения Российской Федерации
во всех государственных, общественных и других учреждениях и
организациях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента
экономики;
давать указания железным дорогам, другим предприятиям и
организациям железнодорожного транспорта по вопросам, относящимся
к компетенции Департамента;
производить в установленном порядке проверку деятельности
предприятий и организаций железнодорожного транспорта в части
соблюдения ими законодательства Российской Федерации, выполнения
приказов, других нормативных правовых и иных актов МПС России по
вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции
Департамента;
заключать в установленном порядке договора по вопросам
выполнения научно-исследовательских работ в пределах выделенных на
эти цели средств;
запрашивать и получать в установленном порядке от департаментов
и управлений МПС России, железных дорог, других предприятий и
организаций железнодорожного транспорта технико-экономические
расчеты, обоснования и другие материалы, необходимые для
осуществления задач и функций Департамента, предусмотренных
настоящим Положением;
распределять обязанности между своими заместителями, утверждать
положения об отделах Департамента;
принимать, перемещать и увольнять работников Департамента в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
номенклатурой должностей, утверждаемой МПС России;
поощрять работников и налагать на них дисциплинарные взыскания
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
пользоваться другими правами, предоставленными ему
законодательством Российской Федерации, а также приказами и
другими нормативными правовыми актами МПС России.
3.2. Руководитель Департамента несет персональную
ответственность за выполнение предусмотренных настоящим Положением
задач и функций, соблюдение законодательства Российской Федерации,
приказов, других нормативных правовых и иных актов МПС России,
определяющих порядок функционирования Департамента.
4. Положение о Департаменте экономики Министерства путей
сообщения Российской Федерации, утвержденное 31 марта 1999 г., N
ЦЭУ-644, признается утратившим силу.
|