ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2000 г. No. 6285/98, 6286/98, 6287/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 27.05.98 и
постановление апелляционной инстанции от 06.07.98 Арбитражного
суда города Москвы по делу No. А40-12570/98-61-151,
А40-12571/98-61-152, А40-12572/98-61-153.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Открытое акционерное общество "Московский экспериментальный
ювелирный завод "Ювелирпром" (далее - ОАО "МЭЮЗ "Ювелирпром")
обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к товариществу
с ограниченной ответственностью "Национальный космический банк"
(ныне - открытое акционерное общество) о признании
недействительными договоров купли - продажи золотых слитков
от 13.11.97 No. 034/1/14-4109, от 08.12.97 No. 034/1/14-4276, от
15.12.97 No. 034/1/14-4302.
Суд объединил дела в одно производство и решением от 27.05.98
признал договоры недействительными.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.07.98 решение
оставлено без изменения.
В кассационном порядке законность решения не проверялась.
В протесте первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение суда
первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить,
дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договорами
купли - продажи от 13.11.97 No. 034/1/14-4109, от 08.12.97 No.
034/1/14-4276 и от 15.12.97 No. 034/1/14-4302 ТОО "Национальный
космический банк" передало ОАО "МЭЮЗ "Ювелирпром" золото в
слитках.
Требования о признании договоров недействительными
(ничтожными) покупатель мотивировал тем, что согласно пунктам 1.2
и 1.4 инструкции Министерства финансов Российской Федерации от
04.08.92 No. 67 (с изменениями от 04.12.95) предприятия,
независимо от формы собственности, осуществляющие любые операции с
драгоценными металлами и камнями, обязаны зарегистрироваться в
соответствующей территориальной государственной инспекции
пробирного надзора, а поскольку банк - продавец такой регистрации
не прошел, то им нарушены порядок совершения сделок с драгоценными
металлами, установленный Правительством Российской Федерации, и,
следовательно, требования Закона Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле". Суд согласился с данными
доводами истца.
Однако при применении правил указанной инструкции к спорным
правоотношениям судом не учтен предмет ее регулирования. Настоящая
инструкция является специальным нормативным актом, устанавливающим
порядок получения, расходования и хранения драгоценных металлов,
драгоценных камней и изделий из них (пункт 1.1), то есть
инструкция устанавливает внутренние правила работы с драгоценными
металлами и камнями для предприятий, учреждений и организаций и не
содержит положений, регулирующих гражданский оборот этих видов
имущества. Несоблюдение предусмотренных ею правил влечет для
должностных лиц предприятий, учреждений и организаций
административную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 Положения о совершении сделок с
драгоценными металлами на территории Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.94 No. 756, сделки со слитками золота и серебра могут
совершать коммерческие банки, специально уполномоченные
Центральным банком Российской Федерации по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации на совершение в
установленном порядке операций с драгоценными металлами.
Исходя из Положения о совершении кредитными организациями
операций с драгоценными металлами на территории Российской
Федерации и порядке проведения банками операций с драгоценными
металлами, введенного в действие приказом Центрального банка
Российской Федерации от 01.11.96 No. 02-400, условием для
осуществления кредитными организациями операций с драгоценными
металлами является наличие специальной лицензии (разрешения) Банка
России.
Как указывает ответчик, на момент совершения спорных сделок у
него имелась лицензия Банка России на привлечение во вклад и
размещение драгоценных металлов, а также на осуществление иных
операций с ними. Выдача лицензии была согласована с Минфином
России. Данное обстоятельство судом не исследовалось.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 27.05.98 и постановление апелляционной инстанции от
06.07.98 Арбитражного суда города Москвы по делу
No. А40-12570/98-61-151, А40-12571/98-61-152, А40-12572/98-61-153
отменить.
Дела направить на новое рассмотрение в тот же суд.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
|