ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2000 г. N ГКПИ2000-980
Судья Верховного Суда Российской Федерации Макаров Г.В.,
ознакомившись с заявлениями граждан М., П. и других, организаций
"Международный социально-экологический союз", Нижегородское
областное учреждение "Экологический центр "Дронт" и других о
признании недействительными: Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г.
N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в
части упразднения Государственного комитета РФ по охране
окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России и
передачи их функций Министерству природных ресурсов РФ;
постановления Правительства РФ от 6 июля 2000 г. N 495 "Вопросы
министерства природных ресурсов"; приказов Министерства природных
ресурсов РФ от 19 июля 2000 г. N 184 "О создании федерального
государственного учреждения "Государственная экологическая
экспертиза" и от 27 июля 2000 г. N 189 "Об утверждении устава
федерального государственного учреждения "Государственная
экологическая экспертиза"; обязании Президента РФ и указанных выше
госорганов прекратить применение вышеназванных актов, восстановить
существовавшее до издания оспариваемого Указа положение и обязать
Президента РФ дать обоснованный ответ на обращение депутатов
Госдумы по данному вопросу,
установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с
указанными выше требованиями.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 129 ГПК РСФСР судья отказывает
в принятии заявления, если оно не подлежит рассмотрению и
разрешению в порядке гражданского судопроизводства либо если дело
неподсудно данному суду.
Статьи 45, 46 Конституции РФ предусматривают, что каждый вправе
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными
законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. ст. 4, 239.2 ГПК РСФСР гражданин вправе обратиться
в суд с жалобой и по ней возбуждается дело в суде, если
неправомерными действиями государственного органа или должностного
лица нарушены его права и свободы. В соответствии со ст. 116 ГПК
РСФСР Верховный Суд Российской Федерации рассматривает по первой
инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ,
Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, а также дела об
оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств,
касающихся прав и свобод граждан.
Из содержания заявлений М., организации "Международный
социально-экологический союз" и других следует, что оспариваемый
ими Указ Президента РФ является правовым актом ненормативного
(индивидуального) характера, нарушены права граждан и их
объединений, он, как и последовавшие за ним акты, не соответствует
федеральному законодательству. Нереагирование Президента РФ на
обращение депутатов Госдумы не соответствует предусмотренному ст.
33 Конституции РФ положению.
Анализ приведенных выше положений законов и содержания
заявления указывает на то, что последнее не может быть принято к
производству суда по следующим основаниям.
Оспариваемый в заявлении Указ Президента РФ, как
устанавливающий структуру федеральных органов исполнительной
власти, является нормативным актом, что подтверждается и его
опубликованием в части первой раздела три Собрания
законодательства РФ (2000 г. N 21), а следовательно, требование
заявителей в этой части не может быть предметом рассмотрения и
разрешения в порядке гражданского судопроизводства, и в частности
Верховного Суда Российской Федерации. Последующие оспариваемые
акты приняты во исполнение данного Указа, являющегося в силу ст.
90 Конституции РФ обязательным для исполнения на всей территории
Российской Федерации.
Как отмечено выше, в соответствии с действующим
законодательством оспаривание актов и возбуждение дел в судах по
таким заявлениям возможно в случае нарушения прав и свобод
непосредственно заявителей. В данном случае, а именно - решение
вопроса о структуре федеральных органов исполнительной власти,
прав и свобод заявителей не касается и принципов деятельности
организаций не затрагивает. Мотивы обращения в суд исходят из
предположения о возможности негативных последствий реконструкции
исполнительных органов власти, а не конкретных обстоятельств, что,
в свою очередь, не является однозначным понятию нарушения прав и
свобод.
Письмо депутата Госдумы РФ Грачева В.А. от 24 мая 2000 г. (то
есть до издания Указа) на имя Президента РФ имело место в форме
обращения с просьбой рассмотреть вопрос о создании
самостоятельного природоохранного ведомства в связи с предстоящим
изменением структуры федеральных органов исполнительной власти. О
получении ответа вопроса в обращении не ставилось, и данное
обстоятельство также не касается прав и свобод непосредственно
заявителей по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. п. 1, 7 ст. 129 ГПК
РСФСР,
определил:
М., П. и другим, организации "Международный социально-
экологический союз", Нижегородскому областному учреждению
"Экологический центр "Дронт" и другим в принятии заявления к
рассмотрению Верховного Суда Российской Федерации по первой
инстанции отказать ввиду неподсудности Верховному Суду Российской
Федерации и неподсудности судам общей юрисдикции.
Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
|