МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 августа 2000 г. N 631/28-16
В соответствии с п. 3.4 Приказа Минобразования России от
03.05.2000 N 1276 "О государственной аккредитации образовательных
учреждений дополнительного образования детей" подготовлены
Методические рекомендации по государственной аккредитации
образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Направляем данные Рекомендации для использования в работе
государственных органов управления образованием и аккредитационных
комиссий (коллегий) по проведению процедуры государственной
аккредитации образовательных учреждений дополнительного
образования детей всех видов независимо от ведомственной
принадлежности и организационно - правовых форм.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
к письму Минобразования России
от 28 августа 2000 г. N 631/28-16
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Настоящие Рекомендации разработаны в помощь руководителям
органов управления образованием, образовательных учреждений,
аккредитационным комиссиям (коллегиям) для решения вопросов,
связанных с организацией и проведением государственной
аккредитации образовательных учреждений дополнительного
образования детей, независимо от ведомственной подчиненности и
организационно - правовых форм.
1. Общие положения
1.1. Государственная аккредитация образовательных учреждений
дополнительного образования детей проводится в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции
Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и в порядке,
предусмотренном Положением о порядке аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений (приложение к Приказу
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации от 22.05.98 N 1327); Приказом Минобразования России от
03.05.2000 N 1276 "О государственной аккредитации образовательных
учреждений дополнительного образования детей".
1.2. Государственная аккредитация образовательного учреждения
- это установление государством в лице его государственных органов
управления образованием государственного статуса образовательного
учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения,
определяемых в соответствии с уровнем и направленностью
реализуемых образовательных программ).
1.3. Основанием определения типа образовательного учреждения
дополнительного образования детей является реализация им
дополнительной образовательной программы как основной.
1.4. Основанием определения вида образовательного учреждения
дополнительного образования детей является перечень видов
образовательных учреждений дополнительного образования детей
(инструктивное письмо Минобразования России от 24.03.97 N 12 "Об
учреждениях дополнительного образования детей") и количество
направленностей дополнительных образовательных программ.
1.5. Основанием определения категории образовательного
учреждения дополнительного образования детей являются показатели и
критерии, установленные Минобразованием России.
1.6. Государственная аккредитация проводится:
Минобразованием России - образовательных учреждений,
подчиненных министерству;
ведомственными государственными органами управления
образованием - образовательных учреждений, находящихся в ведении
этих органов;
государственными органами управления образованием субъектов
Российской Федерации - других образовательных учреждений,
расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации.
1.7. Государственный (ведомственный государственный) орган
управления образованием принимает решение о государственной
аккредитации образовательного учреждения либо об отказе в
государственной аккредитации на основании представления
аккредитационной комиссии (коллегии).
1.8. Образовательное учреждение с момента государственной
аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной
аккредитации, имеет право на пользование печатью с изображением
Государственного герба Российской Федерации и на включение в схему
централизованного государственного финансирования в соответствии с
установленными видом и категорией.
1.9. Свидетельство о государственной аккредитации или
уведомление об отказе в государственной аккредитации с указанием
причин отказа выдается (высылается) образовательному учреждению в
2-недельный срок после принятия соответствующего решения.
1.10. Бланки свидетельств о государственной аккредитации имеют
степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя,
учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности.
Бланки свидетельств о государственной аккредитации
образовательного учреждения дополнительного образования детей
изготавливаются по формам согласно приложению 2 к Положению о
порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений.
Приобретение, учет и хранение бланков возлагаются на орган
управления образованием, осуществляющий государственную
аккредитацию.
Свидетельства о государственной аккредитации, выдаваемые
образовательному учреждению, регистрируются в журнале учета по
форме согласно приложению 3 к Положению о порядке аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений.
1.11. Основанием для отказа в государственной аккредитации
является несоответствие заявленных в учредительных документах
типа, вида, категории образовательного учреждения требованиям,
предъявляемым к образовательным учреждениям дополнительного
образования детей, и критериям их отнесения к соответствующим
типу, виду и категории.
1.12. Основаниями для пересмотра государственного статуса
образовательного учреждения и проведения повторной государственной
аккредитации являются:
заявление образовательного учреждения;
отказ от прохождения (непрохождение) аттестации в
установленные сроки;
признание образовательного учреждения неаттестованным;
представление органом, проводящим лицензирование, сведений о
несоответствии условий осуществления образовательного процесса в
образовательном учреждении предъявляемым к ним государственным и
местным требованиям;
решение общего собрания родителей (законных представителей)
обучающихся, воспитанников образовательного учреждения о
неудовлетворительном качестве образования (образовательных услуг);
официальное представление органа местного самоуправления,
местного (муниципального) органа управления образованием или
государственной аттестационной службы субъекта Российской
Федерации (для образовательных учреждений, аккредитованных
государственным органом управления образованием субъекта
Российской Федерации);
официальное представление органа управления образованием
субъекта Российской Федерации (для образовательных учреждений,
аккредитованных федеральными государственными (ведомственными
государственными) органами управления образованием).
1.13. В случае реорганизации (изменения организационно -
правовой формы, статуса) образовательного учреждения свидетельство
о его государственной аккредитации утрачивает силу.
1.14. Образовательное учреждение при изменении статуса (типа,
вида, категории) обязано сообщить об этом в орган управления
образованием, выдавший свидетельство о государственной
аккредитации.
1.15. Органы управления образованием, осуществляющие
государственную аккредитацию, раз в год представляют в
Минобразование России сведения о количестве образовательных
учреждений, прошедших (впервые получивших, подтвердивших,
изменивших государственный статус) и не прошедших (утративших)
государственную аккредитацию, с указанием их доли среди
подведомственных образовательных учреждений соответствующих типа,
вида, категории.
2. Процедура государственной аккредитации
образовательных учреждений дополнительного
образования детей
2.1. Для проведения государственной аккредитации
образовательного учреждения государственный (ведомственный
государственный) орган управления образованием создает постоянно
действующую аккредитационную комиссию (коллегию), состав которой,
ее председатель утверждаются приказом.
2.2. В состав аккредитационной комиссии (коллегии) включаются
представители органа управления образованием субъекта Российской
Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных
(муниципальных) органов управления образованием, профессиональных
общественных организаций и объединений, а также, при
необходимости, представители органа (службы), проводившего
аттестацию данного образовательного учреждения.
2.3. Порядок работы аккредитационной комиссии (коллегии),
периодичность ее заседаний, процедура принятия решений
определяются соответствующим положением.
2.4. Предметом и содержанием деятельности аккредитационной
комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории
образовательного учреждения в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к образовательным учреждениям дополнительного
образования детей, и критериями их отнесения к соответствующим
типу, виду и категории.
2.5. Для получения государственной аккредитации
образовательное учреждение представляет в государственный орган
управления образованием следующие документы:
заявление;
копию заключения аттестационной комиссии;
копию приказа о признании образовательного учреждения
аттестованным;
копию лицензии на право ведения образовательной деятельности.
2.6. При установлении государственного статуса
образовательного учреждения аккредитационная комиссия (коллегия)
рассматривает следующее:
а) соответствие деятельности образовательного учреждения
требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям
дополнительного образования детей;
б) направленность реализуемых дополнительных образовательных
программ;
в) полнота и сроки реализации дополнительных образовательных
программ;
г) уровень реализуемых дополнительных образовательных
программ;
д) уровень методического обеспечения образовательного
процесса;
е) уровень квалификации педагогических кадров;
ж) информационно - техническое оснащение образовательного
процесса.
2.7. Работа аккредитационной комиссии (коллегии) завершается
принятием соответствующего решения, в котором выносится заключение
о государственном статусе образовательного учреждения.
3. Особенности государственной аккредитации
образовательных учреждений дополнительного
образования детей
3.1. При анализе и отнесении комплексной, интегрированной
образовательной программы к перечню направленностей дополнительных
образовательных программ, при установлении вида образовательного
учреждения во внимание принимаются основные задачи и приоритетная
направленность содержания дополнительной образовательной
программы.
3.2. Основанием определения полноты реализации дополнительной
образовательной программы является выполнение в полном объеме
требований, предъявляемых к дополнительным образовательным
программам.
3.3. Как в одновозрастных, так и в разновозрастных
объединениях обучающихся могут реализовываться дополнительные
образовательные программы различных уровней. Если в
образовательном учреждении реализуется дополнительная
образовательная программа, по срокам обучения рассчитанная на пять
и более лет и включающая в себя два или три уровня, то уровень
данной образовательной программы определяется по наивысшему.
3.4. При установлении уровней методического обеспечения
образовательного процесса необходимо руководствоваться
приоритетными задачами, решаемыми методическими службами при
оказании помощи педагогам.
Информационно - методическая помощь: предоставление
педагогическим работникам необходимой информации по основным
направлениям развития дополнительного образования, программам,
новым педагогическим технологиям, учебно - методической литературе
по проблемам обучения и воспитания детей.
Консультативно - методическая помощь: систематическая работа
по консультированию педагогов в широком диапазоне - от
тематических консультаций до профессионально - психологических
консультаций по личным затруднениям; выявление и обобщение
передового педагогического опыта; разработка мероприятий по
обновлению содержания и организационных форм дополнительного
образования.
Научно - методическая помощь: оказание поддержки
педагогическим работникам в инновационной деятельности,
организация и проведение экспериментальной работы, экспертная
оценка авторских программ, взаимодействие с научными центрами и
институтами.
3.5. Среднестатистические критерии показателя "Информационно -
технического обеспечения образовательного процесса"
устанавливаются государственным органом управления образованием
для каждого вида.
3.6. Если в ходе процедуры государственной аккредитации по
показателям образовательное учреждение относится к разным
категориям, определяющим для аккредитационной комиссии (коллегии)
должен стать факт наличия 2/3 показателей, отнесенных к одной из
категорий.
|