ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2000 года
Дело N 24-Г00-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 24 августа 2000 г. дело по
кассационной жалобе Государственного Совета - Хасэ Республики
Адыгея на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 3 июля 2000
г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н.,
объяснения представителя Государственного Совета - Хасэ Республики
Адыгея Дорофеева А.А., поддержавшего доводы жалобы, заключение
прокурора Власовой Т.А., полагавшей решение изменить, Судебная
коллегия
установила:
заместитель прокурора Республики Адыгея обратился в Верховный
Суд Республики с заявлением о признании противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона Республики Адыгея "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О нормативных и
иных правовых актах" в той части, в какой положения указанного
Закона не содержат указания на то, что представительные органы
местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы
в законодательном (представительном) органе субъекта Российской
Федерации. Согласно указанной норме Закона правом законодательной
инициативы наделено лицо, замещающее государственную должность
Республики Адыгея, либо орган государственной власти Республики
Адыгея.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 3 июля 2000 г.
заявление прокурора удовлетворено и пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона
Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" от 5 мая
2000 г. признан недействующим и не подлежащим применению со дня
вступления в силу решения суда.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи
с его незаконностью.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы
жалобы, приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному
выводу о том, что положения оспариваемого Закона Республики Адыгея
не соответствуют Федеральным законам "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 2
ст. 45) и "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" (п. 1 ст. 6), которыми
предоставлено право законодательной инициативы в законодательном
(представительном) органе субъекта также и представительным
органам местного самоуправления. Указанным Законом Республики
Адыгея ограничено право представительных органов местного
самоуправления Республики на обращение в Государственный Совет -
Хасэ Республики Адыгея с законодательной инициативой. В
соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 76) законы и
иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. Таким образом, суд обоснованно сослался в решении на
нарушение прав представительных органов местного самоуправления
Республики Адыгея на законодательную инициативу.
Доводы представителей Государственного Совета - Хасэ Республики
Адыгея в той части, что представительные органы местного
самоуправления могут ходатайствовать перед другими субъектами
законодательной инициативы с такой инициативой, не основаны на
законе, предоставляющем право этим органам самим обращаться в
законодательный орган субъекта с законодательной инициативой. Как
не могут быть приняты во внимание и другие доводы, оправдывающие
предусмотренные законом Республики ограничения прав
представительных органов местного самоуправления Республики.
В то же время решение о признании пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона
Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" от 5 мая
2000 г. недействующим и не подлежащим применению подлежит
изменению, поскольку таковым должен быть признан закон в той
части, в какой он не содержит указание на наделение
представительных органов местного самоуправления Республики Адыгея
правом законодательной инициативы в Государственном Совете - Хасэ
Республики Адыгея.
Положения обжалуемого Закона в той части, в какой они
предоставляют право законодательной инициативы лицу, замещающему
государственную должность Республики Адыгея, а также органу
государственной власти Республики Адыгея, не противоречат
федеральному законодательству и законодательству Республики
Адыгея.
Кроме того, из резолютивной части решения подлежит исключению
указание на то, что оспариваемое положение Закона Республики
Адыгея противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку в
соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации дела о
соответствии законов субъектов Российской Федерации Конституции
Российской Федерации относятся к компетенции Конституционного Суда
Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 3 июля 2000 г.
изменить: признать пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона Республики Адыгея "О
внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О
нормативных и иных правовых актах" N 172 от 5 мая 2000 г.
недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу
решения в той части, в какой он не содержит указания на наделение
представительных органов местного самоуправления Республики Адыгея
правом законодательной инициативы в Государственном Совете - Хасэ
Республики Адыгея.
Исключить из резолютивной части решения указание на то, что
указанные положения Закона Республики Адыгея противоречат нормам
ст. 133 Конституции Российской Федерации. В остальной части
решение оставить без изменения.
|