АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ПИСЬМО
от 24 августа 2000 г. N А-01/5-503
ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 140
Ассоциация российских банков дважды обращалась в Правительство
РФ (письма АРБ от 11.04.2000 N А-01/5-240 и от 27.06.2000
N А-01/5-395) по вопросу, связанному с отказом Министерства РФ по
налогам и сборам (далее - МНС) и Пенсионного фонда Российской
Федерации (далее - ПФР) распространять на банки нормы
Постановления Правительства РФ от 08.02.99 N 140 "О порядке
неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку
проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды" (далее -
Постановление N 140). Однако ситуация продолжает оставаться
тупиковой.
Как известно, в соответствии со ст. 72 Федерального закона от
26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (далее -
Закон N 42-ФЗ) Правительству поручалось определить порядок
неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку
проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, вызванную
взысканием Банком России с кредитных организаций централизованных
кредитов, своевременно возвращенных организациями - заемщиками.
При этом согласно действовавшей в марте 1998 г. редакции ст. 15
Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в
случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или
кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с
этого учреждения взыскивалась пеня в размере 0,2% неуплаченной
суммы налога за каждый день просрочки. Федеральным законом от
29.12.98 в указанную норму были внесены изменения, в соответствии
с которыми за те же действия к кредитной организации стала
применяться ответственность в размере трехкратной ставки
рефинансирования.
Статья 133 вступившего в действие с 01.01.99 Налогового
кодекса РФ за задержку банками проведения платежей в бюджет и во
внебюджетные фонды вновь предусмотрела взыскание пени в размере
одной стопятидесятой ставки рефинансирования.
Изданное на этом фоне во исполнение Закона N 42-ФЗ
Постановление N 140, в котором употребляется та же терминология
("штрафные санкции") и даже применяется словосочетание "суммы
штрафов", дает, на наш взгляд, основание для вывода о том, что
законодатель, а за ним и Правительство, освобождая банки от
упомянутой ответственности, имели в действительности в виду пени.
МНС и ПФР в совместном заключении (прилагается),
подготовленном в связи с поручением Правительства РФ, отстаивая
свою позицию по рассматриваемому вопросу, по-прежнему апеллируют к
Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П,
разграничившего понятия "пеня" и "штраф", которые ранее
взыскивались с налогоплательщиков (но не с банков).
Уклоняясь от ответа на вопрос, о каких же "штрафных санкциях"
применительно к кредитным организациям идет речь в Законе N 42-ФЗ
и Постановлении N 140, МНС и ПФР констатируют, что непосредственно
пени в них не упоминаются, а правом самостоятельного толкования
положений этих нормативных правовых актов они не наделены.
В связи с изложенным Ассоциация российских банков обращается с
просьбой дать от имени Правительства РФ разъяснения по
вышеизложенной проблеме.
Президент АРБ
С.Е.ЕГОРОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 7 августа 2000 г. N ВП-1-05/1783
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам во
исполнение поручения Правительства Российской Федерации от
12.07.2000 N КА-П13-20301 (см. "Вестник АРБ", 2000, N 17, с. 23)
рассмотрело письмо от 27.06.2000 N А-01/5-395 (см. "Вестник АРБ",
2000, N 16, с. 5) о нарушении Министерством Российской Федерации
по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.99 N 140
и с учетом мнения Пенсионного фонда Российской Федерации и
Института законодательства и сравнительного правоведения сообщает
следующее.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.99
N 140 "О порядке неприменения штрафных санкций к кредитным
организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во
внебюджетные фонды" было принято во исполнение Федерального закона
от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год".
Указанным Постановлением регулируются вопросы неприменения
штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения
платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в случаях, когда
указанная задержка вызвана взысканием Банком России с этих
кредитных организаций централизованных кредитов, выданных ими в
1992 - 1994 гг. предприятиям и организациям отдельных отраслей
экономики без уплаты средств организациями - заемщиками. При этом
названным Постановлением не предусматривается освобождение
кредитных организаций от уплаты пеней.
В свою очередь, Министерству Российской Федерации по налогам и
сборам, как и Пенсионному фонду Российской Федерации, не
предоставлено право самостоятельного толкования норм и положений
вышеуказанных Закона и Постановления Правительства Российской
Федерации.
При осуществлении своих контрольных функций по указанному
вопросу налоговые органы руководствуются Постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П "По
делу о проверке конституционности п. п. 2 и 3 части первой ст. 11
Закона Российской Федерации от 24.06.93 "О федеральных органах
налоговой полиции", четко определяющего различие между пеней и
штрафом.
По определению Конституционного Суда Российской Федерации пеня
не является карательной санкцией, а рассматривается как
компенсация государству за самостоятельное заимствование
организацией (в рассматриваемом случае кредитной организацией)
бюджетных средств.
При этом не обоснована ссылка на ст. 140 Федерального закона
от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год",
положения которой не носят определяющего характера понятия
"штрафные санкции".
Таким образом, действия налоговых органов и органов
Пенсионного фонда Российской Федерации в части принятия решений о
взыскании с коммерческих банков пеней за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению поручений
налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующие
бюджеты (внебюджетные фонды) являются правомерными и не подпадают
под действие Постановления Правительства Российской Федерации от
08.02.99 N 140.
Заместитель Министра -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ
|