МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 августа 2000 г. N 22-06-916
О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с п. 3 Приказа Министерства образования
Российской Федерации от 26.08.99 N 214 "О нарушениях
законодательства об усыновлении детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей", Управлением инспекционно - аналитической
работы осуществлен ряд инспекционных проверок по данной проблеме в
1999/2000 учебном году.
Инспекционные проверки показали, что, несмотря на то, что
Министерство образования Российской Федерации неоднократно
обращало внимание руководителей на эту проблему, еще низка
эффективность принимаемых мер.
В результате недостаточной активности органов опеки и
попечительства, ослабления исполнительской дисциплины и правовой
неграмотности должностных лиц, занимающихся вопросами усыновления
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
сложного материального положения семей уменьшается число
усыновлений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей российскими гражданами, в то время как международное
усыновление растет из года в год.
В ходе проверок были выявлены многочисленные факты нарушений
Семейного кодекса Российской Федерации, Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 919 "Об
организации централизованного учета детей, оставшихся без
попечения родителей" органами опеки и попечительства,
руководителями образовательных учреждений, в которых находятся
дети, оставшиеся без попечения родителей.
В частности, не выполняются положения о постановке на
централизованный учет детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в первую очередь детей старше 6 лет,
находящихся в детских домах и школах - интернатах, детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Некоторые руководители учреждений для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных)
учреждений для детей с отклонениями в развитии не направляют
сведений о воспитанниках в органы опеки и попечительства, ссылаясь
на то, что эти дети не имеют перспективы усыновления.
К наиболее характерным недостаткам деятельности органов опеки
и попечительства относятся:
задержка сроков установления правового статуса ребенка (что
увеличивает срок передачи сведений о ребенке в региональный банк
данных);
несвоевременная передача органами опеки и попечительства
сведений о детях, подлежащих усыновлению, в региональный и
федеральный банк данных;
недостаточное использование информации о детях, подлежащих
усыновлению, опубликованной в информационных бюллетенях
Минобразования России;
слабая информированность населения о практике усыновления,
недостаточное использование средств массовой информации;
отсутствие информации об условиях жизни и воспитания детей,
усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства и
вывезенных за рубеж;
ненадлежащее оформление журналов учета усыновителей как
документов строгой отчетности, отсутствие в них необходимых данных
(нарушение требований Постановления Правительства Российской
Федерации от 15.09.95 N 917);
большая задолженность по выплате денежных средств на детей,
находящихся под опекой (попечительством), которая достигает в
некоторых районах одного года - полутора лет.
В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
повышения эффективности контроля органов управления образованием
субъектов Российской Федерации за соблюдением законодательства об
усыновлении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, устранения отмеченных недостатков Управление полагает
целесообразным.
Органам управления образованием субъектов Российской
Федерации:
взять на контроль, провести выборочные проверки исполнения
должностными лицами органов управления образованием местного
самоуправления, детских домов и школ - интернатов законодательства
Российской Федерации по усыновлению детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
провести совместную коллегию или семинар - совещание со
специалистами органов опеки и попечительства по вопросам охраны
прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
приглашением всех заинтересованных ведомств.
Рекомендовать руководителям структурных подразделений, в
функции которых входят вопросы опеки и попечительства:
принять меры по неукоснительному соблюдению законодательства
Российской Федерации об устройстве детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
руководствоваться принципами приоритета усыновителей из числа
российских граждан при решении вопросов, связанных с усыновлением;
направить в региональный банк данных сведения о детях,
подлежащих усыновлению, своевременно и в полном объеме;
систематически контролировать исполнение должностными лицами
домов ребенка, детских домов, школ - интернатов законодательства
Российской Федерации об усыновлении;
проверить состояние работы по выявлению и учету детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, и принять меры по
защите прав воспитанников;
организовать цикл радиопередач и публикаций в местной печати,
направленных на формирование позитивного отношения общества к
обеспечению прав детей жить и воспитываться в семье.
Начальник Управления
В.Ф.САУТКИН
|