МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
РЕШЕНИЙ ПО РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСОВ ОТРАЖЕНИЯ В ЛИЦЕВЫХ
СЧЕТАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СПИСАННЫХ
С РАСЧЕТНЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, НО НЕ ЗАЧИСЛЕННЫХ
НА СЧЕТА ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
(с изм. и доп., согл. Приказов МНС РФ от 23.04.2001 N БГ-3-18/131,
от 06.10.2003 N БГ-3-24/527@,
Приказа ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@)
В соответствии с протоколом N 9 (п. 2 раздела IV) от 27.07.2000
заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке
предложений, направленных на предотвращение злоупотреблений,
допускаемых коммерческими банками при перечислении налоговых
платежей в бюджеты всех уровней, созданной во исполнение п. 1
раздела IV протокола заседания комиссии Правительства Российской
Федерации по совершенствованию налоговой системы от 16.09.99 N 1,
а также в целях упорядочения рассмотрения вопросов отражения в
лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с
расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по
учету доходов бюджетов, приказываю:
1. Утвердить следующий порядок отражения списанных и не
поступивших в бюджет денежных средств налоговыми органами в
лицевых счетах налогоплательщиков, иных учетных документах и
налоговой отчетности.
1.1 - 1.4. Утратили силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-
24/503@.
1.5. После отражения в лицевом счете налогоплательщика денежных
средств, списанных банками с расчетного счета плательщика, но не
зачисленных в бюджет, налоговый орган приостанавливает
принудительное взыскание указанных средств с налогоплательщика и
начисление пени на эту сумму налога.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@)
1.6. Абзац утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-
24/503@.
Отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств,
списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не
зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает
показатель "недоимка (задолженность) по налогу", поскольку
показатели "задолженность" или "недоимка" отражают состояние
расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по
учету доходов бюджетов. Указанные средства также не отражаются в
лицевом счете налогоплательщика и налоговой отчетности как
поступившие в бюджет, поскольку данные о поступлении денежных
средств проводятся только на основании соответствующих финансовых
документов, подтверждающих факт зачисления указанных средств на
доходные счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).
1.7 - 1.8. Утратили силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-
24/503@.
2. Утвердить следующий порядок передачи информации
правоохранительным органам налоговыми органами по денежным
средствам налогоплательщиков, списанных с расчетных счетов
налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов
бюджетов.
2.1. Налоговый орган оценивает представленные документы
налогоплательщиков на предмет их соответствия налоговому
законодательству, при необходимости запрашивает дополнительные
материалы в налоговых органах по месту постановки
налогоплательщиков на учет.
2.2. Налоговый орган передает правоохранительным органам
рассмотренные документы в случае несоответствия их содержания
критериям, подтверждающим надлежащее исполнение
налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
2.3. Утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-
24/503@.
2.4. При наличии достаточных оснований налоговый орган
направляет соответствующие материалы в территориальные органы МВД
России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@)
В случае неполучения в месячный срок ответа от вышеуказанных
правоохранительных органов вышеупомянутые материалы направляются в
органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о применении мер
прокурорского реагирования.
2.5. При наличии достаточных оснований налоговый орган
направляет материалы в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса
о необходимости обращения в арбитражный суд в защиту
государственных и общественных интересов.
3. Обязать руководителей Управлений МНС России по субъектам
Российской Федерации и территориальных органов:
3.1. Принимать все необходимые меры в рамках своей компетенции
для снижения размера недоимки, возникающей в результате списания
налогоплательщиками налоговых платежей через неплатежеспособные
банки, не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
Установить персональную ответственность руководителей УФНС России
по субъектам Российской Федерации и территориальных органов за
непринятие надлежащих мер.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@)
3.2. Совместно с территориальными органами МВД России проводить
проверки документов, явившихся основанием для зачисления на
расчетные счета налогоплательщиков средств, впоследствии списанных
в счет погашения налоговых обязательств, но не поступивших на
счета по учету доходов бюджетов; выявлять фирмы - посредники, с
помощью которых указанные средства зачислялись на расчетные счета
налогоплательщиков. Принимать меры по привлечению к
ответственности лиц и организаций, участвующих в осуществлении
подобных финансовых операций.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@)
3.3. Отстаивать интересы государства в судах всех уровней,
вплоть до надзорного производства.
3.4. Руководителям УФНС России по субъектам Российской
Федерации ежеквартально докладывать в ФНС России о размерах
денежных средств, не перечисленных банками в бюджетную систему
Российской Федерации из-за отсутствия денежных средств на
корреспондентском счете, мерах, принятых налоговым органом, и
достигнутых результатах. Указанную информацию представлять
одновременно с предоставлением отчета по форме 1-КО.
(пп. 3.4 в ред. Приказа ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@)
Приложение N 1
к Приказу МНС России
от 18.08.2000 N БГ-3-18/297
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СПИСАННЫХ С РАСЧЕТНЫХ
СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ БАНКАМИ, НО НЕ ЗАЧИСЛЕННЫХ
НА СЧЕТА ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
Утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@.
Приложение N 2
Утвержден
Приказом МНС России
от 18.08.2000 N БГ-3-18/297
ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ ЖУРНАЛА УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СПИСАННЫХ
С РАСЧЕТНЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ БАНКАМИ,
НО НЕ ЗАЧИСЛЕННЫХ НА СЧЕТА ПО УЧЕТУ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
(введен Приказом МНС РФ от 06.10.2003 N БГ-3-24/527@)
Общие положения
Журнал учета денежных средств, списанных с расчетных счетов
налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету
доходов бюджетов (далее - Журнал учета), ведется территориальными
налоговыми инспекциями МНС России в электронном виде и на бумажном
носителе.
При принятии управлениями МНС России по субъектам Российской
Федерации решений об отражении в лицевых счетах налогоплательщиков
денежных средств, списанных с расчетных счетов, но не зачисленных
на счета по учету доходов бюджетов, по суммам свыше 5 млн. рублей
в совокупности на одного налогоплательщика, копии указанных
решений направляются в нижестоящие инспекции МНС России по месту
учета налогоплательщиков для отражения в Журнале учета по графам
18 - 20 части 3 Журнала учета.
В случае, если для заполнения графы Журнала учета нужно выбрать
один из предложенных вариантов (например, графа 8 Журнала учета),
в соответствующей графе указывается порядковый номер выбранного
варианта ответа.
При отсутствии оснований для заполнения отдельных граф Журнала
учета (отсутствие решений налоговых органов и (или) арбитражного
суда, отсутствие платежей по конкурсному производству и т.д.)
соответствующие графы Журнала учета остаются пустыми.
Часть 1
Сведения о расчетных документах,
по которым денежные средства списаны со счета
налогоплательщика, но не зачислены на бюджетные счета,
а также о налогоплательщиках - владельцах данного счета
1. Платежное поручение (графы 1 - 5).
В графах 1, 2 и 3 Журнала учета отражаются соответственно дата,
номер и сумма предъявленного налогоплательщиком в банк платежного
поручения на уплату обязательных платежей в бюджетную систему
Российской Федерации, по которому денежные средства списаны со
счета налогоплательщика, но не зачислены на счета по учету доходов
бюджетов.
В графах 4 и 5 отражаются КБК и ОКАТО, указанные в платежном
поручении.
2. Налогоплательщик (графы 6 - 8).
В графах 6, 7 указывается наименование налогоплательщика, со
счета которого списаны средства, не зачисленные на бюджетные
счета, его ИНН и КПП.
В графе 8 указывается: 1) налогоплательщик ликвидирован
(исключен из ЕГРЮЛ или утратил статус индивидуального
предпринимателя по основаниям, предусмотренным законодательством).
Изменения в данную графу вносятся в соответствии с имеющимися в
налоговом органе данными. В иных случаях графа не заполняется.
Часть 2
Сведения о кредитных организациях и расчетных счетах
налогоплательщиков
3. Банк (графы 9 - 13).
В графах 9 и 10 указывается БИК и наименование кредитной
организации, списавшей с расчетного счета налогоплательщика
денежные средства, не поступившие на счета по учету доходов
бюджетов.
Графа 11 отражает финансовое состояние кредитной организации.
Указывается один из вариантов: 1) банк проходит процедуру
реструктуризации (мировое соглашение); 2) у банка отозвана
лицензия на осуществление банковских операций; 3) банк
ликвидирован (исключен из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией). В иных
случаях графа не заполняется.
В графах 12 и 13 указываются реквизиты документа, на основании
которого банк отнесен к одному из вариантов (например, дата
утверждения мирового соглашения Арбитражным судом и номер
арбитражного дела; дата и номер приказа Банка России об отзыве
лицензии на осуществление банковских операций; дата и номер записи
налогового органа о регистрации в ЕГРЮЛ банка в связи с
ликвидацией либо приказа Банка России о государственной
регистрации кредитной организации в связи с его ликвидацией
(аннулировании в Книге государственной регистрации кредитных
организаций записи о регистрации кредитной организации)).
Информация об отзыве лицензий у кредитных организаций регулярно
публикуется в "Вестнике Банка России", также ее можно получить
через региональные отделения Банка России и в справочно-
информационных системах "Гарант" и "Консультант Плюс". Кроме того,
указанная информация на постоянной основе доводится Управлением
кредитных организаций МНС России по системе налоговых органов.
4. Расчетный счет налогоплательщика (графы 14 - 17).
В графах 14 и 15 указываются соответственно дата открытия
расчетного счета налогоплательщика, с которого произведено
списание денежных средств, и его номер.
В графе 16 указывается источник поступления на расчетный счет
денежных средств, за счет которых произведено списание платежей,
не поступивших в бюджет. Указывается один из вариантов: 1)
внутренняя проводка - указывается при поступлении средств с
другого счета, открытого в том же банке; 2) погашение собственного
векселя банка - при зачислении банком денежных средств на
расчетный счет налогоплательщика при погашении векселя банка; 3)
касса - при поступлении денежных средств на расчетный счет
налогоплательщика после внесения им наличных денежных средств в
кассу банка; 4) корреспондентский счет в РКЦ ГУ ЦБ РФ - при
поступлении денежных средств на расчетный счет налогоплательщика
через корреспондентский счет банка, открытый в РКЦ ГУ ЦБ РФ; 5)
иной источник.
Дата списания денежных средств с расчетного счета
налогоплательщика в счет уплаты обязательных платежей по данным
банка отражается в графе 17.
Часть 3
Сведения о решениях, принятых налоговыми органами,
а также вступивших в законную силу решениях
арбитражных судов
5. Решение налогового органа (графы 18 - 20).
В случае рассмотрения уполномоченной Комиссией налогового
органа или должностным лицом территориального налогового органа
вопроса об отражении в карточке лицевого счета налогоплательщика
денежных средств, списанных с расчетного счета, но не зачисленных
на счета по учету доходов бюджетов, в графах 18 - 20 указываются
соответственно дата, номер протокола и формулировка решения
налогового органа.
В графе 20 указывается один из вариантов: 1) отразить списанные
денежные средства; 2) отказать в отражении списанных денежных
средств.
6. Решение арбитражного суда (графы 21 - 23).
В случае рассмотрения арбитражным судом спора между
налогоплательщиком и налоговым органом о признании (непризнании)
обязанности по уплате обязательных платежей исполненной в графах
21 и 22 отражаются дата принятия арбитражным судом решения
(постановления), вступившего в законную силу, и номер арбитражного
дела.
В графе 23 указывается формулировка решения (постановления)
арбитражного суда. Указывается один из вариантов: 1) признать
исполненной обязанность налогоплательщика; 2) отказать в признании
исполненной обязанности налогоплательщика.
Часть 4
Сведения о проведенных налоговыми органами
мероприятиях, направленных на снижение суммы денежных
средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков,
но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов
7. Передано в правоохранительные органы (графы 24 - 25).
В графах 24 и 25 указываются дата и номер письма, согласно
которому материалы переданы в правоохранительные органы для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
8. Заявлено требований в конкурсное производство (графы 26 -
27).
При введении в отношении кредитной организации, не исполнившей
платежные поручения налогоплательщиков, конкурсного производства
налоговыми органами принимаются меры по заявлению требований по
обязательным платежам кредитной организации и ее клиентов для
включения соответствующих сумм в реестр требований кредиторов
банка.
В графах 26 и 27 указываются дата и номер письма налогового
органа, согласно которому направлялись требования к банку.
9. Отозвано платежных поручений (графы 28 - 29).
В графе 28 отражается дата письма кредитной организации,
согласно которому платежные поручения возвращены
налогоплательщику, либо дата отметки, проставленной работником
кредитной организации при возврате на обратной стороне платежного
документа. В графе 29 указывается номер соответствующего письма
банка (при его наличии).
Отзыв платежных поручений (в полной сумме или в части денежных
средств, не поступивших в бюджетную систему Российской Федерации)
должен производиться в соответствии с требованиями Положения Банка
России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской
Федерации".
Часть 5
Сведения о снижении суммы денежных средств,
списанных с расчетных счетов налогоплательщиков,
но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов
10. Исполнено кредитной организацией платежных документов
налогоплательщиков в рамках конкурсного производства (графы 30 -
34).
В графах 30 и 31 указываются соответственно дата и номер
платежного документа банка, на основании которого денежные
средства зачислены в бюджетную систему Российской Федерации. В
графах 32 и 33 - КБК и ОКАТО, указанные в данном платежном
документе. Сумма денежных средств, поступившая в бюджет в рамках
конкурсного производства, определяется в соответствии с реестром
требований кредиторов банка, сформированным конкурсным
управляющим, и указывается в графе 34.
11. Исполнено кредитной организацией платежных документов
налогоплательщиков в рамках мирового соглашения (графы 35 - 39).
При погашении кредитной организацией денежных средств,
списанных с расчетных счетов клиентов, но не зачисленных на
бюджетные счета, в процессе исполнения условий заключенного с
кредиторами мирового соглашения, в графах 35 и 36 указываются дата
и номер платежного документа банка, на основании которого денежные
средства зачислены в бюджетную систему Российской Федерации.
В графах 37 и 38 - КБК и ОКАТО, указанные в данном платежном
документе. В графе 39 отражается размер поступивших денежных
средств в соответствии с реестром неисполненных платежных
поручений клиентов банка, включенных в мировое соглашение.
12. Иные поступления (графа 40).
В графе 40 указываются сумма денежных средств, поступившая в
бюджетную систему Российской Федерации в результате возобновления
банком перечисления обязательных платежей клиентов.
13. Непогашенный остаток (графа 41).
При частичном или полном погашении суммы денежных средств,
списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных
на счета по учету доходов бюджетов, отраженной в графе 3 Журнала
учета, остаток суммы, не поступившей в бюджеты, отражается в графе
41 (гр. 41 = гр. 3 - гр. 34 - гр. 39 - гр. 40).
При полном погашении суммы задолженности остаток в графе 41
будет нулевым. При сохранении суммы денежных средств, списанных с
расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по
учету доходов бюджетов, неизменной остаток будет соответствовать
графе 3 Журнала учета.
Часть 6
Сведения о повторной уплате и взыскании
денежных средств
14. Повторно уплачено налогоплательщиком через другую кредитную
организацию (графы 42 - 46).
В графах 42 и 43 отражаются дата и номер платежного поручения
налогоплательщика, на основании которого повторно уплаченные
денежные средства зачислены в бюджет, в графах 44 и 45 - КБК и
ОКАТО, указанные в платежном документе.
В графе 46 указывается сумма денежных средств, повторно
уплаченная налогоплательщиком через другие кредитные организации
без отзыва неисполненного платежного поручения из
неплатежеспособного банка.
В целях идентификации платежного поручения, не исполненного
банком, с платежным поручением на повторную уплату той же суммы
платежа рекомендовать налогоплательщикам при оформлении платежного
документа на повторную уплату указывать в поле "Назначение
платежа": "Повторная оплата платежного поручения от ____, N ___".
15. Повторно взыскано со счета налогоплательщика, открытого в
другом банке, без решения арбитражного суда (графы 47 - 51).
Графы 47 - 51 заполняются в случае взыскания налоговым органом
денежных средств в счет уплаты обязательных платежей, списанных со
счета налогоплательщика, но не поступивших на счета по учету
доходов бюджетов.
В графе 47 и 48 указывается дата и номер инкассового поручения,
по которому денежные средства повторно взысканы и поступили в
бюджет. В графах 49 и 50 отражаются КБК и ОКАТО, указанные в
инкассовом поручении на повторное взыскание.
В графе 51 указывается сумма обязательных платежей, поступившая
в бюджет в результате взыскания.
16. Повторно взыскано со счета налогоплательщика, открытого в
другом банке, по решению арбитражного суда (графы 52 - 54).
Данные графы Журнала учета заполняются при поступлении в бюджет
денежных средств на основании исполнительных листов о взыскании с
налогоплательщиков сумм, списанных с его расчетного счета, но не
зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
В графе 52 и 53 указывается соответственно дата и номер
расчетного документа (платежного поручения, инкассового
поручения), на основании которого в бюджетную систему Российской
Федерации поступили денежные средства в счет уплаты обязательных
платежей по данному исполнительному листу.
В графе 54 отражается сумма денежных средств, поступившая в
бюджетную систему Российской Федерации.
В целях идентификации платежного поручения, не исполненного
банком, с расчетным документом на уплату (взыскание) суммы
обязательного платежа в соответствии с решением арбитражного суда
рекомендовать налогоплательщикам и налоговым органам при
оформлении расчетного документа указывать в поле "Назначение
платежа": "Оплата платежного поручения (платежных поручений) от
____, N ___".
Часть 7
Сведения о возвращенных из бюджета суммах денежных
средств, а также возмещенных процентах
17. Возвращено по решению арбитражного суда в пользу
налогоплательщика и возмещено процентов (графы 55 - 68).
В графе 55 указывается дата решения арбитражного суда, на
основании которого осуществлен возврат из бюджета денежных
средств, в графе 56 - номер арбитражного дела.
В графе 57 отражаются размер денежных средств, возвращенных
налоговыми органами налогоплательщику по решению арбитражного
суда.
По графе 58 отражаются суммы процентов, возмещенных налоговыми
органами по решениям арбитражных судов, в связи с возвратом
денежных средств, повторно взысканных налоговыми органами с
налогоплательщиков.
|