ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 августа 2000 г. N ВВ-2506
Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации
рассмотрено обращение Ассоциации российских банков по вопросу
правомерности доступа федеральных органов налоговой полиции к
сведениям, составляющим банковскую тайну.
Полагаем необходимым сообщить следующее.
В соответствии со ст. 857 Гражданского кодекса Российской
Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского
вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Указанные сведения
составляют банковскую тайну и могут быть предоставлены только
самим клиентам. Государственным органам и их должностным лицам
такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и
порядке, предусмотренных законом.
Статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности" установлено, что справки по операциям и счетам
юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной
организацией судам и арбитражным судам, Счетной палате Российской
Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой
полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях,
предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при
наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по
делам, находящимся в их производстве.
В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона Российской Федерации "О
федеральных органах налоговой полиции" федеральным органам
налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач
предоставляется право получать безвозмездно от министерств,
ведомств, а также предприятий, учреждений, организаций независимо
от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для
исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции
обязанностей. Полученная федеральными органами налоговой полиции
информация используется исключительно в служебных целях и
разглашению не подлежит.
Таким образом, закон не ограничивает права федеральных органов
налоговой полиции на получение от банков сведений, отнесенных к
банковской тайне, какими-либо условиями. Поэтому федеральные
органы налоговой полиции при необходимости получения информации,
содержащей сведения, отнесенные к банковской тайне, вправе
обратиться с соответствующим запросом в банк во всех случаях, и
банк обязан предоставить такую информацию.
Выводы Ассоциации российских банков о том, что в связи с
вступлением в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации федеральные органы налоговой полиции не обладают более
правом на доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, так
как из предмета их ведения исключена сфера налогового контроля,
являются необоснованными. В логическом обосновании позиции
Ассоциации российских банков допущена существенная ошибка - ссылка
на то, что якобы между полномочиями по проведению налогового
контроля и правом на доступ к сведениям, составляющим банковскую
тайну, существует прямая функциональная связь. Однако
предоставление государственным органам прав на доступ к банковской
тайне не связано с наличием либо отсутствием у соответствующих
государственных органов функций по осуществлению налогового
контроля.
Совместное письмо ФСНП России от 10.09.99 N АА-3107 и МНС
России от 05.10.99 N АС-6-16/784 и совместное Постановление
Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 не имеют
отношения к рассматриваемому вопросу.
В.П.ВОРОЖЦОВ
|