Утверждены
Приказом Госстроя России
от 15 августа 2000 г. N 182
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ
РАСЧЕТОМ, УЧЕТОМ И ПРИЕМОМ ПЛАТЕЖЕЙ ОТ НАСЕЛЕНИЯ
ЗА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Настоящие Рекомендации предназначены для определения
нормативной численности работников, занятых расчетом, учетом и
приемом платежей от населения за жилищно - коммунальные услуги.
Рекомендации позволяют рассчитать нормативные затраты на оплату
труда, установить оптимальную структуру, произвести рациональную
расстановку кадров.
Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных
систем в ЖКХ (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра
ценовой и тарифной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве
Российской Федерации при участии Управления городского хозяйства,
г. Дзержинский Московской области; МУП "Информационно -
аналитический центр", г. Тамбов; МУП "МРИВЦ", г. Мурманск;
Городской центр коммунальных платежей, г. Волжский; Центр жилищных
расчетов и субсидий, г. Сосногорск; ЦНП МУ "Служба заказчика", г.
Выборг; МУ "Расчетно - кассовый центр по ЖКУ", г. Кострома.
Рекомендации по определению численности работников, занятых
расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно -
коммунальные услуги, утверждены Приказом Госстроя России от 15
августа 2000 г. N 182.
1. Общая часть
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для определения
нормативной численности работников, занятых работами по расчету,
учету и приему платежей от населения за жилищно - коммунальные
услуги (далее - ЖКУ).
1.2. Рекомендации позволяют рассчитать нормативные затраты на
оплату труда, установить оптимальную структуру, произвести
рациональную расстановку кадров.
1.3. В сборник включены нормативы численности, нормы времени и
нормы обслуживания (далее - "нормы труда") на работы по расчету,
учету и приему платежей от населения за жилищно - коммунальные
услуги.
1.4. Нормы труда носят рекомендательный характер и могут
являться основой для разработки и утверждения органами власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
региональных нормативно - методических материалов.
1.5. Понятие "нормативы численности" означает оптимальную
численность работников конкретного профессионально -
квалификационного состава, необходимую для выполнения объема работ
в определенных организационно - технических условиях.
Понятие "норма времени" - величину затрат рабочего времени,
устанавливаемую для выполнения единицы объема работы работником
соответствующей квалификации в определенных организационно -
технических условиях.
Понятие "норма обслуживания" - количество документов, которые
работник соответствующей квалификации обязан обработать в течение
единицы рабочего времени в определенных организационно -
технических условиях.
1.6. В основу разработки сборника положены: действующие
нормативно - правовые акты, фотохронометражные наблюдения,
результаты анализа организационно - технических условий выполнения
работ.
1.7. Нормативами предусмотрена списочная численность
работников.
1.8. Нормы времени установлены в человеко - часах на единицу
объема работ для исполнителей, численный и квалификационный состав
которых приведен в параграфах нормативной части сборника, при
обеспечении необходимыми средствами автоматизации, материалами и
приспособлениями.
1.9. Нормы обслуживания установлены на работы, выполняемые
одним исполнителем в течение рабочей смены при продолжительности
рабочей смены 8 часов и соблюдении других законодательных норм
охраны труда при наиболее полном и рациональном использовании
рабочего времени.
1.10. Нормативная численность работников, занятых работами по
расчету, учету и приему платежей за ЖКУ, установлена с учетом
применения программно - технических средств.
1.11. Нормы труда по вводу информации установлены на работы,
выполняемые вручную без использования программно - технических
средств.
1.12. Нормами труда учтены затраты времени на подготовительно
- заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и
личные надобности.
1.13. Нормы труда, приведенные в нормативной части сборника,
установлены для наиболее распространенных организационно -
технических условий выполнения работ по учету, расчету и приему
платежей от населения за ЖКУ.
1.14. Наименования должностей руководителей, специалистов и
служащих, а также профессий рабочих устанавливаются в соответствии
с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). При внесении
изменений в ОКПДТР наименования должностей (профессий рабочих)
должны соответственно изменяться.
1.15. Администрация предприятия (руководитель структурного
подразделения) распределяет работающих по выполняемым функциям,
исходя из производственной необходимости с обеспечением их
рациональной загрузки. Одновременно в каждом отдельном случае
решается вопрос о выполнении работниками дополнительных функций с
учетом экономической целесообразности и обеспечения качества
работ.
1.16. На работы не предусмотренные сборником, а также при
внедрении на местах иной организации труда, чем это предусмотрено
сборником, рекомендуется разрабатывать местные нормы труда.
1.17. Пример расчета численности работников, занятых на
работах по расчету, учету и приему платежей за ЖКУ, приведен в
Приложении 1.
2. Организация труда
2.1. Расчет и учет платежей за ЖКУ осуществляется в
соответствии с действующими нормативно - правовыми документами.
2.2. Расчет и учет платежей от населения за ЖКУ на основе
договорных отношений может осуществляться как предприятиями (далее
- РКЦ), так и специализированными структурными подразделениями в
рамках существующих систем управления жилищно - коммунальным
хозяйством, в том числе в составе служб заказчика (далее -
специализированными подразделениями).
2.3. Прием платежей от населения может выполняться как РКЦ
(специализированными подразделениями), так и банками, учреждениями
связи и т.д. на основе договоров в соответствии с действующим
законодательством.
2.4. Все работы, связанные с расчетом и учетом платежей от
населения за ЖКУ, выполняются с использованием программно -
технических средств (программное обеспечение, компьютеры,
принтеры, средства коммуникаций и т.д.), позволяющих сократить
время и затраты на проведение указанных операций.
2.5. Применение программного обеспечения позволяет
формировать, обрабатывать и анализировать информацию по платежам
населения непосредственно на рабочих местах.
2.6. Программное обеспечение для автоматизации расчетов
платежей населения за ЖКУ позволяет вести учет по финансово -
лицевым счетам, видам и поставщикам услуг, учитывать
предоставляемые льготы и субсидии, формировать отчетные документы,
оформлять счета - квитанции и т.д.
2.7. Применяемое программное обеспечение должно быть
интегрировано в информационно - вычислительные системы населенного
пункта с целью получения и передачи необходимой информации.
3. Нормативная часть
3.1. Общее руководство
Примерный состав работ. Руководство всеми видами деятельности
предприятия в соответствии с действующим законодательством.
Организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с
едиными методологическими основами бухгалтерского учета и
отчетности на территории РФ для организаций, являющихся
юридическими лицами. Планирование финансово - хозяйственной
деятельности. Организация труда и заработной платы работников
предприятия. Обеспечение кадрами требуемой квалификации и
специальности, организация учебно - методической работы по
необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации
работников предприятия. Заключение, перезаключение, расторжение,
юридическое оформление договоров, контроль за выполнением
договорных обязательств. Подготовка материалов для передачи их в
арбитраж, следственные и судебные органы, учет и хранение копий,
находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и
арбитражных дел. Обеспечение предприятия всеми необходимыми для
его деятельности материальными ресурсами, прием, хранение и отпуск
товарно - материальных ценностей; контроль за их использованием.
Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии.
Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по
охране труда у работников предприятия. Документальное оформление
управленческих решений, действий, связей; организация
документооборота; упорядочение и хранение документации; контроль
своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений;
техническое обслуживание работы руководителя предприятия.
Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с
правилами производственной санитарии и пожарной безопасности.
Примерный перечень должностей: руководитель и заместитель
руководителя, главный бухгалтер, главный инженер, заведующий
складом, заведующий хозяйством, начальник отдела, агент,
бухгалтер, инспектор по кадрам, инженер, машинистка, секретарь -
машинистка, секретарь руководителя, экономист, экспедитор,
юрисконсульт.
-------------T--------T---------T----------T----------T----------¬
¦Количество ¦ До ¦ 50001 - ¦ 100001 - ¦ 150001 - ¦ 200001 - ¦
¦финансово - ¦ 50000 ¦ 100000 ¦ 150000 ¦ 200000 ¦ 300000 ¦
¦лицевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦счетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+--------+---------+----------+----------+----------+
¦Нормативная ¦ 4 - 6 ¦ 6 - 8 ¦ 8 - 10 ¦ 10 - 12 ¦ 12 - 15 ¦
¦численность,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+--------+---------+----------+----------+-----------
Примечания. 1. Нормативная численность по указанной функции
определяется только для РКЦ, имеющих статус юридического лица.
2. Нормативная численность по указанной функции для
структурных подразделений, не имеющих статуса юридического лица,
определяется в соответствии с нижеприведенной таблицей.
-------------------------T-------------------T-------------------¬
¦ Количество финансово - ¦ До 150000 ¦ 150001 - 300000 ¦
¦ лицевых счетов ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+-------------------+
¦Нормативная численность,¦ 3 - 4 ¦ 4 - 5 ¦
¦чел. ¦ ¦ ¦
L------------------------+-------------------+--------------------
3.2. Расчет платежей
за жилищно - коммунальные услуги
Примерный состав работ. Определение размера платежей за ЖКУ с
учетом права на льготы и предоставленных субсидий. Оформление
счетов - квитанций на оплату ЖКУ. Проведение перерасчетов платежей
за ЖКУ: при изменении тарифов, при временном отсутствии
потребителя, при отклонении показателей качества ЖКУ от
нормативного уровня, при введении дополнительных льгот или их
отмене, при изменении размера субсидий и др. Формирование отчетных
данных по итогам месяца и обновление баз данных для следующего
расчетного периода. Подготовка и печать необходимой выходной
документации.
Примерный перечень должностей: бухгалтер, экономист, инженер,
оператор электронно - вычислительных и вычислительных машин.
-------------T--------T---------T----------T----------T----------¬
¦Количество ¦ До ¦ 50001 - ¦ 100001 - ¦ 150001 - ¦ 200001 - ¦
¦финансово - ¦ 50000 ¦ 100000 ¦ 150000 ¦ 200000 ¦ 300000 ¦
¦лицевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦счетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+--------+---------+----------+----------+----------+
¦Нормативная ¦ 2 - 3 ¦ 3 - 5 ¦ 5 - 7 ¦ 7 - 9 ¦ 9 - 13 ¦
¦численность,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+--------+---------+----------+----------+-----------
3.3. Прием платежей от населения
за жилищно - коммунальные услуги
Примерный состав работ. Получение у ответственных лиц для
работы ключей от кассового узла, ключей от контрольно - кассовой
машины (далее - ККМ) и денежного ящика, разменной монеты и купюр в
количестве, необходимом для расчетов с населением, принадлежностей
для работы и обслуживания ККМ. Проверка исправности ККМ, включение
ККМ, заправка чековой (контрольной) ленты, установка даты, печать
пробных чеков. Осуществление операции ввода сумм платежей в
соответствии с руководством по эксплуатации на используемый тип
ККМ. Определение общей суммы услуг по показанию индикатора ККМ или
с помощью калькулятора и сообщение ее плательщику. Получение от
плательщиков денег за оказанные услуги. Оформление подкладного
платежного документа. Выдача сдачи плательщику. В случае ошибки -
составление необходимых документов. При возникновении
неисправности ККМ - выключение машины, вызов ответственных лиц.
Оформление бухгалтерских документов по участку работы.
Состав исполнителей: кассир.
Норма времени на 100 платежных документов - 2,00 чел.-час.
Примечание. Данные нормы не учитывают работы по инкассации
денежных средств и доставке платежных документов в пункт
обработки.
3.4. Учет платежей за жилищно - коммунальные услуги
3.4.1. Ввод информации
Примерный состав работ. Осуществление операций по приему,
регистрации, сортировке и обработке первичных документов,
необходимых для осуществления расчетных операций за оказанные ЖКУ.
Подготовка к машинной обработке информации, контроль за
правильностью заполнения и наличия всех необходимых данных в
документах. Ввод полученной информации в базу данных.
Состав исполнителей: оператор электронно - вычислительных и
вычислительных машин.
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Норма времени на 100 платежных ¦ Норма обслуживания расчетных ¦
¦ документов, чел.-час. ¦документов на одного оператора¦
¦ ¦ в смену ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ 0,72 ¦ 1100 ¦
L---------------------------------+-------------------------------
3.4.2. Учет платежей по финансово - лицевым счетам
Примерный состав работ. Осуществление оперативного учета
оплаты за ЖКУ. Проведение последующего контроля за оплатой с
применением штрафных санкций. Выдача справок, восстановление
утерянных счетов - квитанций и др. Составление периодической
отчетности по соответствующим формам в установленные сроки.
Проведение анализа и составление аналитических данных.
Примерный перечень должностей: бухгалтер, экономист, инженер.
-------------T--------T---------T----------T----------T----------¬
¦Количество ¦ До ¦ 50001 - ¦ 100001 - ¦ 150001 - ¦ 200001 - ¦
¦финансово - ¦ 50000 ¦ 100000 ¦ 150000 ¦ 200000 ¦ 300000 ¦
¦лицевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦счетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+--------+---------+----------+----------+----------+
¦Нормативная ¦ 4 - 6 ¦ 6 - 11 ¦ 11 - 16 ¦ 16 - 20 ¦ 20 - 29 ¦
¦численность,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+--------+---------+----------+----------+-----------
3.4.3. Учет расчетов с поставщиками жилищно - коммунальных
услуг
Примерный состав работ. Осуществление работ по поиску,
сортировке и выборке данных, необходимых для расчетных операций за
выполненные работы и оказанные услуги. Формирование периодической
отчетности по соответствующим формам в установленные сроки.
Проведение анализа и предоставление аналитических данных.
Примерный перечень должностей: экономист, бухгалтер, инженер.
-------------T--------T---------T----------T----------T----------¬
¦Количество ¦ До 10 ¦ 11 - 20 ¦ 21 - 40 ¦ 41 - 60 ¦ Более 60 ¦
¦договоров с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поставщиками¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ЖКУ, шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+--------+---------+----------+----------+----------+
¦Нормативная ¦ 1 ¦ 1 - 2 ¦ 2 - 3 ¦ 3 - 4 ¦ 4 - 5 ¦
¦численность,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+--------+---------+----------+----------+-----------
3.5. Информационное и методическое обеспечение
Примерный состав работ. Ведение информационной базы данных по
финансово - лицевым счетам нанимателей и собственников жилья в
жилищном фонде. Осуществление сервисного обслуживания персональных
электронно - вычислительных машин. Сопровождение программных
средств.
Примерный перечень должностей: руководитель подразделения,
инженер, оператор электронно - вычислительных и вычислительных
машин.
-------------T--------T---------T----------T----------T----------¬
¦Количество ¦ До ¦ 50001 - ¦ 100001 - ¦ 150001 - ¦ 200001 - ¦
¦финансово - ¦ 50000 ¦ 100000 ¦ 150000 ¦ 200000 ¦ 300000 ¦
¦лицевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦счетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+--------+---------+----------+----------+----------+
¦Нормативная ¦ 2 ¦ 2 - 4 ¦ 4 - 6 ¦ 6 - 9 ¦ 9 - 12 ¦
¦численность,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+--------+---------+----------+----------+-----------
Примечания. 1. Данными нормативами не предусмотрена
численность работников, занятых разработкой локальных программ и
сервисным обслуживанием персональных электронно - вычислительных
машин.
2. Численность работников, занятых сервисным обслуживанием
персональных электронно - вычислительных машин, устанавливается из
расчета 1 человек на 40 ПЭВМ.
Приложение 1
ПРИМЕР РАСЧЕТА
НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
Исходные данные:
1. Работы по расчету и учету платежей за ЖКУ выполняет РКЦ,
являющийся юридическим лицом.
2. Количество финансово - лицевых счетов (ФЛС) - 130000 шт.
3. Население оплачивает ЖКУ по двум платежным документам
ежемесячно.
4. Количество обработанных платежных документов (в месяц) -
260000 шт.
5. Количество договоров, заключенных с поставщиками ЖКУ, - 15
шт.
6. Прием платежей от населения производится подразделениями
Сбербанка.
7. Количество ПЭВМ - 42 шт.
Расчет:
1. Общее руководство
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Количество ФЛС ¦ Нормативная численность, чел. ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ 130000 ¦ 9 ¦
L--------------------------------+--------------------------------
2. Расчет платежей за ЖКУ
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Количество ФЛС ¦ Нормативная численность, чел. ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ 130000 ¦ 6 ¦
L--------------------------------+--------------------------------
3. Прием платежей от населения за ЖКУ
По данной функции нормативная численность не рассчитывается,
т.к. прием платежей от населения за ЖКУ осуществляется
подразделениями Сбербанка.
4. Учет платежей
4.1. Ввод информации:
((260000 / 100) x 0,72 x 12) : 1995 = 11 (чел.)
4.2. Учет платежей по ФЛС:
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Количество ФЛС ¦ Нормативная численность, чел. ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ 130000 ¦ 14 ¦
L--------------------------------+--------------------------------
4.3. Учет расчетов с поставщиками ЖКУ:
-----------------------------------T-----------------------------¬
¦ Количество договоров с ¦Нормативная численность, чел.¦
¦ поставщиками ЖКУ, шт. ¦ ¦
+----------------------------------+-----------------------------+
¦ 15 ¦ 2 ¦
L----------------------------------+------------------------------
5. Информационное и методическое обеспечение
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Количество ФЛС ¦ Нормативная численность, чел. ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ 130000 ¦ 5 ¦
L--------------------------------+--------------------------------
Сервисное обслуживание персональных электронно -
вычислительных машин - 1 чел.
Итого: нормативная численность работников РКЦ, занятых
расчетом и учетом платежей от населения за жилищно - коммунальные
услуги:
9 + 6 + 11 + 14 + 2 + 5 + 1 = 48 человек.
|