ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2000 г. No. 4949/00
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации на постановление Федерального арбитражного суда
Западно - Сибирского округа от 06.03.2000 по делу No. 2152-Г-99
Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк
"Тюменьпрофбанк" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Ханты
- Мансийского автономного округа с иском к государственному
предприятию "Объединение "Севернефтепродукт" (далее -
предприятие), администрации Ханты - Мансийского автономного округа
и Министерству финансов Российской Федерации, предъявив такие
требования: признать неправомерным уклонение ответчиков от
совершения ими действий по возмещению банку задолженности по
централизованным кредитам и процентам по ним, погашенной истцом
Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств
предприятием по договорам, заключенным в 1993 году; обязать
ответчиков в месячный срок совершить соответствующие действия по
восстановлению банку указанных кредитных ресурсов путем
переоформления задолженности предприятия по централизованным
кредитам и процентам по ним в задолженность Министерству финансов
Российской Федерации с отнесением на государственный долг путем
выдачи банку облигаций федерального займа в соответствии с
федеральными законами "О федеральном бюджете на 1998 год" и "О
федеральном бюджете на 1999 год".
До принятия решения истец уточнил свои требования и просил
обязать Министерство финансов Российской Федерации заключить
договоры на условиях предлагаемых банком проектов:
- с банком о выдаче облигаций федерального займа с постоянным
купонным доходом со сроками погашения в течение 5 лет начиная с
2000 года (ежегодно равными долями с уплатой 2 процентов годовых в
сумме 18833962 рубля);
- с администрацией Ханты - Мансийского автономного округа о
предоставлении гарантии по возврату предприятием в федеральный
бюджет задолженности по состоянию на 01.09.99 по кредитам,
выданным в 1993 году, и начисленным по ним процентам. Кроме того,
истец потребовал обязать предприятие заключить с уполномоченным
органом администрации Ханты - Мансийского автономного округа
договор о погашении задолженности по централизованным кредитам
перед федеральным бюджетом на условиях предлагаемого банком
проекта.
Решением от 14.12.99 суд в иске отказал в связи с тем, что
отсутствует задолженность предприятия перед банком по указанным
кредитным договорам и нет согласия заемщика на заключение
соглашений о переоформлении его долга в задолженность Министерства
финансов Российской Федерации.
В апелляционной инстанции решение не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа
постановлением от 06.03.2000 отменил решение и удовлетворил
исковые требования, сославшись на то, что вывод суда о
преюдициальности ранее принятых судебных актов, установивших
отсутствие задолженности предприятия, не соответствует материалам
дела и действующему законодательству.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается постановление кассационной инстанции
отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Во исполнение статьи 72 Федерального закона от 26.03.98
No. 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", пункта 46
постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.98
No. 441, статьи 100 Федерального закона от 22.02.99 No. 36-ФЗ
"О федеральном бюджете на 1999 год", пункта 32 постановления
Правительства Российской Федерации от 22.03.99 No. 327
Министерством финансов Российской Федерации приказом от 30.12.98
No. 74н был утвержден Порядок заключения соглашений о
предоставлении субъектами Российской Федерации гарантий по
возврату в федеральный бюджет организациями - заемщиками
задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994
годах, и начисленным по ним процентам. Этот приказ был изменен
приказом названного Министерства от 06.04.99 No. 29н и утратил
силу в соответствии с приказом министерства от 26.04.2000 No. 48н,
которым утверждена новая редакция упомянутого Порядка заключения
соглашений.
В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 22.02.99
No. 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и пунктом 32
постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.99
No. 327 Министерством финансов Российской Федерации и Центральным
банком Российской Федерации 09.11.99 утверждено Положение о
переоформлении на государственный внутренний долг Российской
Федерации задолженности по централизованным кредитам и начисленным
по ним процентам.
Согласно указанным правовым актам данное переоформление
возможно по ходатайству заемщика и при наличии гарантии субъекта
Российской Федерации по возврату в федеральный бюджет таких
кредитов и процентов.
В соответствии со статьями 361, 421 Гражданского кодекса
Российской Федерации договор поручительства может быть заключен
только на добровольной основе. Поэтому Ханты - Мансийский
автономный округ не может быть принужден к выдаче названной
гарантии по решению арбитражного суда.
С учетом статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации,
установившей, что заключение договора в обязательном порядке
возможно в случаях, предусмотренных Кодексом или иными законами,
предприятие и Ханты - Мансийский автономный округ нельзя также
обязать заключить договор о погашении задолженности по
централизованным кредитам, поскольку такая обязанность не следует
из упомянутых выше правовых актов.
Выдача банку облигаций федерального займа в связи с
переоформлением задолженности заемщика на государственный долг
Российской Федерации возможна только после подписания
Министерством финансов Российской Федерации и субъектом Российской
Федерации гарантии по возврату в федеральный бюджет организацией -
заемщиком задолженности по централизованным кредитам.
В связи с отсутствием такого соглашения нет оснований для
удовлетворения требования истца о выдаче ему Министерством
финансов Российской Федерации облигаций федерального займа.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 22.12.98 No. 5534/95 установлен факт отсутствия
задолженности предприятия перед банком по централизованным
кредитам, полученным по договорам, заключенным в 1993 году и на
основании которых предъявлен рассматриваемый иск.
В соответствии со статьей 58 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации это обстоятельство имеет
преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и,
следовательно, не подлежит доказыванию.
В нарушение статей 58, 174, 176 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Западно -
Сибирского округа вышел за пределы своих полномочий, дав новую
оценку фактическим обстоятельствам дела, установленным названным
постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации и получившим надлежащую правовую оценку суда первой
инстанции.
При таких условиях у суда кассационной инстанции не имелось
законных оснований для отмены решения суда первой инстанции и
удовлетворения исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Западно -
Сибирского округа от 06.03.2000 по делу No. 2152-Г-99 Арбитражного
суда Ханты - Мансийского автономного округа отменить.
Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного
округа от 14.12.99 по тому же делу оставить в силе.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|