Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 4949/00 ОТ 15.08.2000 ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БАНКА ОБ ОБЯЗАНИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОРЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ НЕПРАВОМЕРНО, ТАК КАК АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ВЫШЕЛ ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ, ДАВ НОВУЮ ОЦЕНКУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ДЕЛА, УСТАНОВЛЕННЫМ РАНЕЕ ВЫНЕСЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ, ПОЛУЧИВШИМ НАДЛЕЖАЩУЮ ОЦЕНКУ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 15 августа 2000 г. No. 4949/00
   
       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел  протест  заместителя Генерального прокурора Российской
   Федерации   на   постановление   Федерального   арбитражного  суда
   Западно  - Сибирского  округа от 06.03.2000 по делу No.  2152-Г-99
   Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа.
       Заслушав  и обсудив  доклад  судьи  и выступление  заместителя
   Генерального   прокурора   Российской   Федерации,   поддержавшего
   протест, Президиум установил следующее.
       Открытое  акционерное  общество "Акционерный коммерческий банк
   "Тюменьпрофбанк" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Ханты
   -   Мансийского   автономного  округа  с иском  к государственному
   предприятию     "Объединение    "Севернефтепродукт"    (далее    -
   предприятие), администрации Ханты - Мансийского автономного округа
   и  Министерству  финансов  Российской  Федерации,  предъявив такие
   требования:   признать   неправомерным   уклонение  ответчиков  от
   совершения  ими  действий  по  возмещению  банку  задолженности по
   централизованным  кредитам  и процентам по ним,  погашенной истцом
   Центральному   банку   Российской  Федерации  без  уплаты  средств
   предприятием  по  договорам,   заключенным  в 1993  году;  обязать
   ответчиков  в месячный  срок совершить соответствующие действия по
   восстановлению    банку   указанных   кредитных   ресурсов   путем
   переоформления   задолженности   предприятия  по  централизованным
   кредитам  и процентам по ним в задолженность Министерству финансов
   Российской  Федерации  с отнесением  на государственный долг путем
   выдачи   банку   облигаций  федерального  займа  в соответствии  с
   федеральными  законами  "О  федеральном  бюджете на 1998 год" и "О
   федеральном бюджете на 1999 год".
       До  принятия  решения  истец  уточнил свои требования и просил
   обязать   Министерство  финансов  Российской  Федерации  заключить
   договоры на условиях предлагаемых банком проектов:
       -  с банком о выдаче облигаций федерального займа с постоянным
   купонным  доходом  со  сроками погашения в течение 5 лет начиная с
   2000 года (ежегодно равными долями с уплатой 2 процентов годовых в
   сумме 18833962 рубля);
       -  с администрацией  Ханты  - Мансийского автономного округа о
   предоставлении  гарантии  по  возврату  предприятием в федеральный
   бюджет   задолженности  по  состоянию  на  01.09.99  по  кредитам,
   выданным в 1993 году, и начисленным по ним процентам.  Кроме того,
   истец  потребовал  обязать  предприятие заключить с уполномоченным
   органом   администрации  Ханты  - Мансийского  автономного  округа
   договор  о погашении  задолженности  по  централизованным кредитам
   перед   федеральным  бюджетом  на  условиях  предлагаемого  банком
   проекта.
       Решением  от  14.12.99  суд в иске отказал в связи с тем,  что
   отсутствует  задолженность  предприятия  перед банком по указанным
   кредитным   договорам   и  нет  согласия  заемщика  на  заключение
   соглашений о переоформлении его долга в задолженность Министерства
   финансов Российской Федерации.
       В апелляционной инстанции решение не рассматривалось.
       Федеральный   арбитражный   суд  Западно  - Сибирского  округа
   постановлением   от   06.03.2000  отменил  решение  и удовлетворил
   исковые   требования,   сославшись   на  то,   что  вывод  суда  о
   преюдициальности  ранее  принятых  судебных  актов,   установивших
   отсутствие задолженности предприятия,  не соответствует материалам
   дела и действующему законодательству.
       В   протесте  заместителя  Генерального  прокурора  Российской
   Федерации   предлагается   постановление   кассационной  инстанции
   отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
       Президиум  считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       Во  исполнение   статьи  72  Федерального  закона  от 26.03.98
   No.  42-ФЗ  "О  федеральном  бюджете  на  1998  год",    пункта 46
   постановления   Правительства  Российской  Федерации  от  14.05.98
   No.  441,  статьи 100  Федерального  закона от 22.02.99 No.  36-ФЗ
   "О  федеральном  бюджете на  1999  год",  пункта  32 постановления
   Правительства   Российской   Федерации   от   22.03.99   No.   327
   Министерством финансов Российской Федерации приказом  от  30.12.98
   No.   74н   был   утвержден    Порядок   заключения  соглашений  о
   предоставлении   субъектами   Российской   Федерации  гарантий  по
   возврату   в  федеральный   бюджет   организациями   -  заемщиками
   задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994
   годах,  и  начисленным  по  ним процентам. Этот приказ был изменен
   приказом  названного  Министерства  от  06.04.99 No. 29н и утратил
   силу в соответствии с приказом министерства от 26.04.2000 No. 48н,
   которым  утверждена  новая редакция упомянутого Порядка заключения
   соглашений.
       В  соответствии со статьей 100 Федерального закона от 22.02.99
   No.  36-ФЗ  "О  федеральном  бюджете  на  1999  год"  и пунктом 32
   постановления   Правительства  Российской  Федерации  от  22.03.99
   No.  327 Министерством финансов Российской Федерации и Центральным
   банком   Российской  Федерации  09.11.99  утверждено  Положение  о
   переоформлении   на  государственный  внутренний  долг  Российской
   Федерации задолженности по централизованным кредитам и начисленным
   по ним процентам.
       Согласно   указанным   правовым  актам  данное  переоформление
   возможно  по  ходатайству заемщика и при наличии гарантии субъекта
   Российской   Федерации  по  возврату  в федеральный  бюджет  таких
   кредитов и процентов.
       В  соответствии  со  статьями  361,  421  Гражданского кодекса
   Российской  Федерации  договор  поручительства может быть заключен
   только   на   добровольной  основе.   Поэтому  Ханты  - Мансийский
   автономный  округ  не  может  быть  принужден  к выдаче  названной
   гарантии по решению арбитражного суда.
       С учетом статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации,
   установившей,   что  заключение  договора  в обязательном  порядке
   возможно  в случаях,  предусмотренных Кодексом или иными законами,
   предприятие  и Ханты  - Мансийский  автономный  округ нельзя также
   обязать    заключить   договор   о  погашении   задолженности   по
   централизованным кредитам,  поскольку такая обязанность не следует
   из упомянутых выше правовых актов.
       Выдача   банку   облигаций   федерального   займа   в связи  с
   переоформлением  задолженности  заемщика  на  государственный долг
   Российской    Федерации    возможна    только   после   подписания
   Министерством финансов Российской Федерации и субъектом Российской
   Федерации гарантии по возврату в федеральный бюджет организацией -
   заемщиком задолженности по централизованным кредитам.
       В  связи  с отсутствием  такого  соглашения  нет оснований для
   удовлетворения   требования   истца   о выдаче  ему  Министерством
   финансов Российской Федерации облигаций федерального займа.
       Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
   Федерации  от  22.12.98  No.  5534/95  установлен  факт отсутствия
   задолженности   предприятия   перед   банком  по  централизованным
   кредитам,  полученным  по договорам,  заключенным в 1993 году и на
   основании которых предъявлен рассматриваемый иск.
       В  соответствии  со  статьей  58  Арбитражного процессуального
   кодекса    Российской    Федерации    это   обстоятельство   имеет
   преюдициальное   значение  при  рассмотрении  настоящего  дела  и,
   следовательно, не подлежит доказыванию.
       В нарушение статей 58,  174,  176 Арбитражного процессуального
   кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Западно -
   Сибирского  округа  вышел  за пределы своих полномочий,  дав новую
   оценку  фактическим обстоятельствам дела,  установленным названным
   постановлением  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда Российской
   Федерации  и получившим  надлежащую  правовую  оценку  суда первой
   инстанции.
       При  таких  условиях  у суда кассационной инстанции не имелось
   законных  оснований  для  отмены  решения  суда первой инстанции и
   удовлетворения исковых требований.
       Учитывая   изложенное   и руководствуясь  статьями  187  - 189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление   Федерального   арбитражного   суда  Западно  -
   Сибирского округа от 06.03.2000 по делу No. 2152-Г-99 Арбитражного
   суда Ханты - Мансийского автономного округа отменить.
       Решение  Арбитражного  суда  Ханты  - Мансийского  автономного
   округа от 14.12.99 по тому же делу оставить в силе.
   
                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                          В.Ф.ЯКОВЛЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz