МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2000 г. N 237/23-16
О ПОСТРОЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОГРАММАХ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений
возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и
методов начальной школы. Содержание дошкольного образования
выстраивается в "школьной логике" - логике будущих учебных
предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению,
усложненной для дошкольников математике и т.п. Создается
неправомерная диспропорция в ведущих содержательных линиях
образования, состоящая в преобладании познавательного развития над
художественно - эстетическим, физическим и социально - личностным.
Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности
вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой
обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные
возрастные закономерности развития ребенка, характерные для
дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.
Данные медицины также свидетельствуют о том, что подобное
раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких
детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья,
провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе к
школьному образованию.
Подобные явления в значительной степени провоцируются
требованиями родителей, которые считают, что раннее обучение
ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем
успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и
признание со стороны сверстников. Именно поэтому родители
стремятся к тому, чтобы их ребенок в любом образовательном
учреждении, будь то начальная школа или детский сад, наращивал
знания, умения, навыки на протяжении всего периода детства - чем
раньше он начнет школьное обучение, тем лучше. При этом
недооцениваются такие негативные последствия, как потеря у детей
интереса к учебе.
Ситуация усугубляется неоправданной практикой приема детей в
общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на
основе особых требований к учебным знаниям, предъявляемым к
ребенку при поступлении в первый класс. В этих случаях
образовательное учреждение, "прикрываясь" интересами ребенка,
фактически выбирает удобных ему детей. Тем самым ущемляется
конституционное право ребенка на образование, и одновременно
нарушаются законные права родителей выбирать школу для своих
детей.
Министерство образования России неоднократно обращало внимание
на необходимость строить программно - методическое обеспечение
дошкольного образования на основе специфики возрастных
особенностей ребенка, о чем свидетельствует ряд документов:
инструктивно - методические письма Министерства образования
РФ:
- от 25.03.94 N 35-М "Об организации взаимодействия
образовательных учреждений и обеспечении преемственности
дошкольного и начального общего образования";
- от 24.04.95 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе
образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Российской Федерации";
- от 24.03.95 N 42/19-15 "О программно - методическом
обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики
развития";
- от 07.04.99 N 70/23-16 "О практике проведения диагностики
развития ребенка в системе дошкольного образования";
- от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения";
- Приказ Минобразования России от 22.08.96 N 448 "Об
утверждении документов по проведению аттестации и государственной
аккредитации дошкольных образовательных учреждений" и другие
документы.
В настоящее время Министерство образования Российской
Федерации приступило к пересмотру содержания непрерывного
образования (дошкольное звено и начальное) в связи с подготовкой
перехода школы на 12-летнее образование. С этой целью проведен
анализ действующих программ дошкольного и начального образования.
По результатам мониторинга, с одной стороны, в дошкольных
образовательных учреждениях выявлены факты дублирования части
учебных материалов и программ начального обучения. С другой
стороны, отмечается, что образование, которое получает ребенок в
детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной
мере. В первую очередь это касается художественно - эстетического
развития и физического воспитания, которое в детском саду
сочетается с комплексом оздоровительных мер и закаливающих
процедур.
Минобразованием России проведены координационные совещания с
представителями ряда издательств и авторскими коллективами
действующих программ дошкольного и начального образования. На
совещаниях были приняты совместные решения о пересмотре
определенных разделов некоторых программ воспитания и обучения, а
также о подготовке их новых изданий. Издательства выразили
готовность скорректировать сроки своих планов подготовки и издания
данных программ с целью их доработки. Авторы, в свою очередь,
взяли на себя обязательства внести в эти программы соответствующие
изменения. Сущность вносимых изменений обусловлена необходимостью
установления преемственности содержания дошкольного и школьного
образования и устранения неоправданного дублирования учебного
материала начального общего образования в программах для
дошкольных образовательных учреждений.
Минобразованием России также организована работа по созданию
новых программ непрерывного дошкольного - начального образования в
соответствии с подготовленным проектом Концепции непрерывного
образования (дошкольное и начальное звено), который будет
опубликован в журналах "Дошкольное воспитание" и "Начальная
школа".
Минобразование особо отмечает, что утверждение указанной
Концепции, над которой работали и пришли к согласованному мнению
авторы как дошкольного, так и начального образования, откроет
новые возможности для совершенствования программно - методического
обеспечения этих ступеней образования на основе объективных
закономерностей развития ребенка.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
|