МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2000 г. N 22-06-862
ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ
НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Организованные прокуратурой России инспекционные проверки в
ряде территорий субъектов Российской Федерации выявили грубые
нарушения законодательства в части осуществления контроля органами
управления образованием за соблюдением конституционных прав детей
с отклонениями в развитии на получение соответствующего
образования.
Управление инспекционно - аналитической работы Минобразования
России совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации (Ставропольского края, Нижегородской,
Ростовской областей) провело проверки деятельности муниципальных
органов управления образованием и специальных (коррекционных)
образовательных учреждений по исполнению законодательства в части
соблюдения конституционных прав детей с отклонениями в развитии на
получение соответствующего образования, выполнения
законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных
правовых документов по социальной защите обучающихся с
отклонениями в развитии (в соответствии с представлением
Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.02.99
N 1-ГП-24-99 "О практике использования Закона Российской Федерации
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании" и во исполнение Приказа Министерства образования
Российской Федерации от 22.08.99 N 706 "О проведении инспекционной
проверки по соблюдению конституционного права детей с отклонениями
в развитии на получение соответствующего образования").
Проанализирована информация по результатам проверок по данному
вопросу органами управления образованием Ульяновской области,
Республики Бурятия и г. Сургута Ханты - Мансийского автономного
округа.
Проверка показала, что нарушения, которые были выявлены
Генпрокуратурой России, имеют место и в настоящее время.
Так, руководители ряда образовательных учреждений игнорируют
мнение психолого - педагогической и медико - педагогической
комиссий о возможности обучения детей в общеобразовательных
учреждениях и вопреки интересам несовершеннолетних оформляют их в
коррекционные классы. В личных делах обучающихся отсутствуют не
только заявления родителей (законных представителей), но и
заключения психолого - педагогических и медико - педагогических
комиссий.
Имеют место случаи обучения детей с задержкой психического
развития и умственной отсталостью в общеобразовательных школах по
общеобразовательным программам. В связи с этим обучающиеся данной
категории не получают образование, адекватное их развитию, так как
обучение не всегда проводится с учетом рекомендуемых
образовательных программ и психофизических особенностей
обучающихся.
Деятельность коррекционных учреждений регламентируется
нормативной правовой основой, разработанной в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Вместе с тем отдельные
образовательные учреждения на данный момент не имеют лицензии
из-за отсутствия средств на выполнение предписаний Пожнадзора,
особенно при установке пожарной сигнализации, невыполнения
предписаний СЭС и несоответствия уставов коррекционных учреждений
статье 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" и типовым
положениям об образовательных учреждениях.
Также отмечены недостатки в оформлении нормативно - правовой
документации, личные дела детей - сирот и находящихся под опекой
оформлены с нарушениями требований к ведению данной документации.
В некоторых личных делах детей - сирот и оставшихся без опеки
и попечительства нет описи имущества или отсутствует информация об
имуществе (примерной оценки имущества, характеристики предметов и
степени их изношенности).
Имеются нарушения санитарных требований к хранению продуктов,
суточных проб и маркировки кухонных принадлежностей; в оформлении
меню - раскладок (не имелось подписей повара и кладовщика).
В пищеблоках образовательных учреждений отсутствуют инструкции
по технике безопасности и эксплуатации.
Остается актуальным вопрос профессиональной подготовки детей и
подростков с отклонениями в развитии, их трудоустройство.
Недостаточна сеть коррекционных учреждений начального
профессионального образования, слабо используется опыт создания
адаптивных условий для обучения подростков с отклонениями в
развитии в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования.
Муниципальные органы управления образованием зачастую не
располагают полной и объективной информацией о деятельности
подведомственных коррекционных учреждений.
В связи с тем, что положение дел с момента проверок
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 1999 году
(представление от 11.02.99 N 1-ГП-24-99) коренным образом не
изменилось, Минобразование России предлагает:
1. Государственным органам управления образованием субъектов
Российской Федерации:
1.1. Разработать план мероприятий по предупреждению и
устранению отмеченных нарушений и недостатков.
1.2. Провести в учреждениях дополнительного профессионального
образования семинары для специалистов органов управления
образованием и руководителей коррекционных учреждений по изучению
и исполнению норм действующего законодательства Российской
Федерации.
1.3. Обеспечить эффективный контроль за исполнением ст. 50
Закона Российской Федерации "Об образовании" в части:
разработки индивидуальных программ для интегрированного
обучения детей с нарушениями в развитии в общеобразовательных
учреждениях;
предоставления рабочих мест на рынке труда для выпускников
специальных (коррекционных) образовательных учреждений в
соответствии с существующим законодательством;
соответствия учредительных документов, регламентирующих
деятельность коррекционных учреждений, законодательству Российской
Федерации в области образования;
комплектования коррекционных классов в общеобразовательных
учреждениях и коррекционных учреждений в соответствии с типовым
положением о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении;
использования имеющегося опыта создания адаптивных условий для
обучения подростков с отклонениями в развитии в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования;
выполнения правил техники безопасности в коррекционных
учреждениях.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
|