ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2000 г. N ГКПИ 00-311
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
народных заседателей Гришкиной Г.С.,
Митрофанова С.В.,
при секретаре Шведове Ю.А.,
с участием прокурора Белан М.Г.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по жалобе М.
о признании незаконным п. 3.4.9 главы 3 "Инструкции о порядке
оформления и ведения дел пенсионеров и получателей ежемесячных
пособий в районных (городских) отделах социального обеспечения",
утвержденной Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 31 марта 1980 г.
N 32-А,
установил:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным
выше требованием, сославшись на то, что при назначении или
перерасчете всех видов пенсий в органах, осуществляющих пенсионное
обеспечение, подсчет продолжительности общего трудового стажа
производится в соответствии с оспариваемым пунктом Инструкции по
указанной в нем методике, применение которой сокращает фактическую
продолжительность трудового стажа, влияющего на размер пенсии.
В судебном заседании заявитель предъявленное требование
поддержал и дополнительно пояснил, что в результате подсчета его
трудового стажа по указанной в оспариваемом пункте Инструкции
методике данный стаж уменьшен на 71 день, чем соответственно
нарушено его право на правильное исчисление выработанного им
стажа.
При имеющемся у него, по его расчетам, трудовом стаже 29 лет
9 мес. и 2 дня, из которого должна исчисляться пенсия, этот стаж с
учетом методики подсчета по Инструкции определен в 29 лет 6 мес.
21 день, что на 71 день меньше фактически отработанного.
Поскольку размер пенсии зависит от каждого полного года общего
трудового стажа, недостающее количество дней до полного года может
иметь для него значение в случае поступления на работу с целью
получения надбавки к пенсии за полный отработанный год, право на
которую у него не утрачено.
Представители Министерства труда и социального развития
Российской Федерации Комарова С.В., Поликушина Р.С. и
Толкачева З.А. с жалобой заявителя не согласились и просили об
оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что
оспариваемый пункт Инструкции соответствует требованиям закона и
прав пенсионеров, в том числе и заявителя, не нарушает.
Выслушав объяснения М., представителей Министерства труда и
социального развития Российской Федерации, исследовав материалы
дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей в удовлетворении
жалобы отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению
по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 93 Закона РСФСР "О государственных
пенсиях в РСФСР" периоды, засчитываемые в трудовой стаж,
подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением
случаев, перечисленных в ст. 94 настоящего Закона, и особых правил
исчисления выслуги лет (ст. 83 этого же Закона).
Как установлено судом, в целях совершенствования порядка
оформления дел по назначению пенсий и ежемесячных пособий в
районных (городских) отделах социального обеспечения Приказом
Министерства социального обеспечения РСФСР от 31 марта 1980 г.
N 32-А была утверждена Инструкция по данному вопросу, согласно
п. 3.4.9 раздела 3 которой подсчет продолжительности трудового
стажа должен производиться путем суммирования отдельных дат,
указанных в графах 2 и 3, и последующего вычитания суммы,
полученной в графе 2, из суммы, полученной в графе 3. Полученная
разница и составила общую продолжительность трудового стажа.
Поскольку днем увольнения считается последний день работы, к
общей продолжительности трудового стажа по каждому случаю
увольнения следует добавить один день.
По утверждению представителей Министерства труда и социального
развития Российской Федерации, содержащаяся в названном пункте
Инструкции методика подсчета продолжительности трудового стажа
полностью соответствует требованиям ст. 93 Закона "О
государственных пенсиях в РСФСР" и также предусматривает подсчет
трудового стажа, исходя из фактической продолжительности трудовых
периодов работника, как это и предусмотрено законом. Об этом, по
их мнению, свидетельствуют приведенные в указанном пункте
Инструкции соответствующие примеры подсчета продолжительности
стажа, включающие в стаж фактические периоды работы.
Применяемая органами социального обеспечения средневзвешенная
продолжительность месяца - 30 дней при подсчете трудового стажа
касается лишь случаев увольнения работника и установленная для
таких случаев продолжительность месяца ни в коей мере не нарушает
прав пенсионеров, поскольку в соответствии со ст. ст. 10 - 12
Закона о пенсиях исчисление стажа производится в конечном итоге в
годах и месяцах.
Эти утверждения представителей заинтересованного лица
материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо
убедительных данных в их опровержение, кроме рассуждений общего
характера о необходимости подсчета трудового стажа, исходя из
фактической его продолжительности, и самим заявителем.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо правовых
оснований для признания п. 3.4.9 Инструкции незаконным не имеется.
Довод М. о том, что предусмотренная оспариваемым пунктом
Инструкции методика подсчета трудового стажа, в части
использования средневзвешенной продолжительности месяца - 30 дней,
не соответствует требованиям ст. 93 Закона о пенсиях, не может
быть принят во внимание, поскольку он ни на чем не основан и
опровергается самим содержанием оспариваемого пункта Инструкции.
В частности, данный пункт Инструкции предусматривает, как
отмечалось выше, исчисление трудового стажа, исходя из фактической
продолжительности его периодов.
Каких-либо иных положений, в том числе и об использовании
средневзвешенной продолжительности месяца при исчислении трудового
стажа, оспариваемый пункт Инструкции не содержит, а потому
требование о признании его по указанным заявителем мотивам
незаконным, не может быть признано обоснованным.
То обстоятельство, что по сложившейся практике органами,
осуществляющими пенсионное обеспечение, используется
средневзвешенная продолжительность месяца - 30 дней при подсчете
общего трудового стажа, также не может служить основанием к
удовлетворению жалобы, так как в этом случае при нарушении права
заявитель не лишен возможности обжаловать действия такого органа и
его должностных лиц в установленном порядке в соответствующем
районном суде.
Суд при этом принимает во внимание также и то обстоятельство,
что в настоящее время заявителю назначена пенсия в соответствии с
имеющимся у него стажем, чего он и сам не отрицает, и в связи с
этим оспариваемым пунктом Инструкции его права ни в коей мере не
могут быть нарушены.
Кроме того, приводимая заявителем в своих подсчетах разница в
продолжительности трудового стажа является результатом
неправильного понимания им положений Инструкции и закона. В
частности, при подсчете стажа, приходящегося на дни увольнения,
заявителем вопреки положениям Инструкции необоснованно добавляется
к дню увольнения еще один день, что противоречит закону.
Разница в исчислении трудового стажа стала возможной также и в
результате применения заявителем как положений Инструкции, так и
предлагаемого им метода подсчета такого стажа, что также является
недопустимым.
Так, производя подсчет отработанных дней по календарю, чем, по
мнению заявителя, и следует руководствоваться, он тем не менее
количество всех отработанных дней делит на месяц
продолжительностью 30 дней, как это предусмотрено Инструкцией, что
и приводит его к ошибочному результату.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решила:
жалобу М. о признании незаконным п. 3.4.9 "Инструкции о
порядке оформления и ведения дел пенсионеров и получателей
ежемесячных пособий в районных (городских) отделах социального
обеспечения", утвержденной Приказом Министерства социального
обеспечения РСФСР от 31 марта 1980 г. N 32-А, оставить без
удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
|