СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2000 г. N 209-СФ
О КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2001 ГОД
Заслушав информацию Правительства Российской Федерации о
концепции федерального бюджета на 2001 год, Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Главным недостатком представленных Правительством Российской
Федерации бюджетных проектировок на 2001 год является отсутствие
четких ориентиров на стратегию долгосрочного бюджетного
планирования. Ограниченность бюджетного прогноза годовым периодом
делает невозможным применение рычагов целенаправленного бюджетного
планирования, обеспечивающего всем субъектам Российской Федерации
с учетом их финансового потенциала равные возможности для
финансирования минимальных государственных социальных стандартов
на предоставление государственных услуг населению.
Подтверждением этому является тот факт, что на протяжении
последних лет наблюдается ярко выраженная тенденция концентрации
доходного потенциала бюджетной системы на уровне федерального
бюджета. В бюджетных проектировках Правительства Российской
Федерации на 2001 год заложены показатели, свидетельствующие о
том, что доходный потенциал бюджетов субъектов Российской
Федерации сокращается как по темпам его прироста, так и по
пропорциям распределения консолидированного бюджета Российской
Федерации. Такое сокращение предопределено прежде всего введением
в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом продолжает увеличиваться первичный профицит
федерального бюджета. Так, в проектировках федерального бюджета на
2001 год предусмотрен размер первичного профицита 3,93 процента к
валовому внутреннему продукту, в 2000 году он планировался в
размере 3,18 процента к валовому внутреннему продукту. В то время
как доходный потенциал бюджетов субъектов Российской Федерации
снижается до 10,4 процента к валовому внутреннему продукту в 2001
году по сравнению с 12,6 процента к валовому внутреннему продукту
в 2000 году. Сбалансированность федерального бюджета при росте
первичного профицита достигнута за счет дисбаланса финансовых
ресурсов субъектов Российской Федерации.
В результате продекларированная Правительством Российской
Федерации основная цель проводимой налоговой реформы - снижение
налоговой нагрузки на экономику реально означает лишь существенное
сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации при росте налоговых доходов федерального бюджета. Если
учесть, что расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
(прежде всего социального характера) не уменьшаются, то в конечном
итоге такая бюджетная политика противоречит интересам страны в
целом, но достаточно успешно способствует выполнению обязательств
федерального бюджета.
При этом в федеральном бюджете на 2001 год по-прежнему не
решаются главные задачи, которые должны создать положительные
импульсы в самом рыночном механизме: обеспечение экономического
роста, занятость, повышение доходов населения, всего
платежеспособного спроса.
Для выхода из этой сложной ситуации необходимы меры по
корректировке финансово - кредитной и налоговой политики,
отвечающей национальным интересам России, реальным потребностям
как граждан, так и предприятий и регионов страны.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в процессе
работы над проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на
2001 год":
предусмотреть меры по оздоровлению финансовой системы,
целенаправленно обеспечивающие экономический рост на основе
восстановления и развития промышленного потенциала страны;
отказаться от намерения концентрировать основную часть
налоговых доходов в федеральном бюджете, строго следовать
требованиям части третьей статьи 48 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, устанавливающей налоговые доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации на уровне не менее 50 процентов от суммы
доходов консолидированного бюджета Российской Федерации;
перераспределить полномочия по осуществлению расходов в
бюджетной системе только с передачей соответствующих доходных
источников, а также обратить особое внимание на четкое
распределение полномочий по финансированию всех социальных
расходов;
активизировать работу по разработке новых механизмов
социальной политики, основанных на согласовании социальных
обязательств государства и реальных возможностей для их
финансирования, направленных на обеспечение своевременной выплаты
заработной платы, пенсий, социальных пособий, оказание адресной
поддержки малообеспеченным и нуждающимся группам населения;
при реализации бюджетной стратегии в 2001 году и на
перспективу сделать приоритетными разработку и поддержку системы
мер, нацеленных на стимулирование деятельности органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по
наращиванию собственной доходной базы;
включить соответствующие статьи, предусматривающие механизмы
ответственности Министерства финансов Российской Федерации за
невыполнение предусмотренных законодательством бюджетных
обязательств по финансированию расходов федерального бюджета;
сохранить существующие объемы финансирования дорожного
строительства в субъектах Российской Федерации, а также целевой
характер расходов на геологоразведочные и поисковые работы,
природоохранные мероприятия;
обсудить с субъектами Российской Федерации меры по переходу к
активной политике экономического роста, и в первую очередь через
стимулирование инвестиционных процессов при активной
государственной поддержке частных из Бюджета развития Российской
Федерации, а также меры государственной поддержки отечественного
товаропроизводителя для обеспечения роста производства, повышения
его эффективности и конкурентоспособности производимой продукции.
2. Предложить Министерству финансов Российской Федерации при
дальнейшей работе над проектом федерального бюджета на 2001 год
учесть следующие положения:
установить дифференцированные нормативы отчислений налога на
добавленную стоимость в бюджеты субъектов Российской Федерации;
предусмотреть зачисление сумм подоходного налога с физических
лиц и налога на прибыль в полном размере в бюджеты субъектов
Российской Федерации;
предусмотреть зачисление соответствующих долей земельного
налога и арендной платы за земли городов и поселков
непосредственно в местные бюджеты;
выделить дополнительные субвенции из федерального бюджета
субъектам Российской Федерации для компенсации потерь их бюджетов
в связи с изменениями в налоговом законодательстве Российской
Федерации;
предусмотреть расходы федерального бюджета по разделу
"Национальная оборона" в размере 3 процента к валовому внутреннему
продукту;
включить в состав расходов федерального бюджета на 2001 год
компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации средств на
возмещение затрат по содержанию переданных им объектов жилищно -
коммунального хозяйства и социальной сферы;
учесть при доработке методики формирования и распределения
средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации (далее - Фонд) на 2001 год следующие
замечания:
а) формировать Фонд на основе критериев, объективно
определяющих налоговый потенциал и бюджетные потребности регионов,
исходя из необходимости максимального покрытия обоснованных
текущих бюджетных потребностей;
б) довести норматив формирования Фонда до 15 процентов,
одновременно увеличив базу его формирования за счет включения в
нее фактических поступлений доходов от всех налогов, в том числе
налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию
Российской Федерации, акцизов по подакцизным товарам и отдельным
видам минерального сырья, ввозимым на территорию Российской
Федерации, и таможенных пошлин;
в) внести в методику распределения средств Фонда изменения,
обеспечивающие реальную достоверность расчетов и адекватность
экономической ситуации в регионах;
г) исключить из состава Фонда расходы, предназначенные на
государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти,
нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы
Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными
сроками завоза грузов и компенсацию тарифов на электроэнергию
субъектам Российской Федерации, расположенным на Дальнем Востоке,
а также Архангельской области, включив эти расходы отдельными
статьями в раздел функциональной классификации федерального
бюджета "Финансовая помощь бюджетам других уровней";
д) внести изменения в порядок распределения финансовой помощи
из Фонда, гарантирующие субъектам Российской Федерации право на
получение дополнительных средств в случае перевыполнения доходной
части федерального бюджета;
е) не включать в расчет налогового потенциала бюджетов
субъектов Российской Федерации прирост недоимки по уплате налогов;
ж) уточнить методику нормирования расходов субъектов
Российской Федерации на жилищно - коммунальное хозяйство в части
пересмотра коэффициента роста цен, включения жилищных субсидий при
переходе на норматив оплаты населением услуг жилищно -
коммунального хозяйства в размере 80 процентов;
з) включать в исходные данные для определения расходов
бюджетов субъектов Российской Федерации прочие текущие расходы в
размере среднегодовой суммы, сложившейся в 1998 - 1999 годах;
и) согласовать с регионами при расчете доли субъектов
Российской Федерации в Фонде исходные данные для определения
нормативных расходов их бюджетов.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ
|