ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 19 июля 2000 г. N СК-3084/10
О МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ЖИЛЬЯ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ГРАЖДАНАМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Госстрой России, в связи с многочисленными обращениями
администраций субъектов Российской Федерации по вопросу
установления нормативов средней рыночной стоимости 1 кв. метра
общей площади жилья при реализации федеральных жилищных программ,
сообщает.
В соответствии с действующей методикой, при определении
указанных нормативов, наряду с рыночными показателями стоимости
жилья в расчетах учитывается себестоимость жилых домов, которая
является одним из основополагающих факторов формирования цены на
рынке жилья.
Анализ фактических данных показывает, что себестоимость 1 кв.
метра общей площади жилых домов в большинстве регионов завышается
без должных оснований. Это происходит из-за отсутствия
необходимого контроля за формированием цен на строительные
материалы, конструкции, низкой производительности труда, в т.ч.
эксплуатации строительных машин и механизмов, наличия большого
количества посреднических фирм. Значительное влияние на
себестоимость строительной продукции оказывают произвольно
устанавливаемые различными ведомствами принудительные платежи при
получении разрешений и согласований на строительство,
неограниченные, необоснованные требования по отчислению на
развитие инженерных сетей и инфраструктуры, отчуждение части
построенного жилья администрациями и т.д.
В отдельных регионах в себестоимости строительства учитываются
местные налоги и прочие затраты, не предусмотренные федеральным
законодательством, в т.ч. пусконаладочные работы, повышенные нормы
прибыли, затраты на содержание различных структур и др.
Основные застройщики, в первую очередь администрации субъектов
Российской Федерации, устанавливают экономически необоснованные
цены на первичном рынке жилья, в т.ч. под предлогом обеспечения за
счет этого бесплатным жильем отдельных социальных групп граждан.
Так, средняя стоимость на первичном рынке жилья превышает
себестоимость строительства в Самарской области почти в 3,5 раза,
в г. Санкт - Петербурге - в 3,15 раза, в Калужской области - в
3,14 раза, в г. Москве - в 3 раза. Данное превышение, более чем в
2 раза, присутствует в Краснодарском крае, Ивановской,
Нижегородской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Тверской и
Ярославской областях.
Цены на первичном рынке формируют стоимость жилья на вторичном
рынке и таким образом учитывают все несанкционированные расходы,
которые федеральный бюджет не может компенсировать.
Целям и задачам государственной жилищной политики
соответствует разница, учитывающая формирование инфраструктуры,
между себестоимостью строительной продукции и стоимостью на
первичном рынке в размере 15 - 25%. В этих пределах и производится
корректировка исходной информации Госкомстата России по форме
1-рж.
Администрации отдельных регионов (Чувашская Республика,
Ивановская, Калужская, Костромская и Самарская области) вместо
изыскания путей снижения себестоимости строительства жилья и
установления разумных цен на первичном рынке встали на путь
обращений в вышестоящие органы управления с просьбами о повышении
норматива средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для
расчета размера безвозмездных субсидий. При этом в качестве
обоснования приводятся данные о ценах в городах республиканского,
краевого и областного значения, в т.ч. в домах улучшенной
планировки и элитных, в то время как такие нормативы
устанавливаются в целом по территории субъекта Российской
Федерации для типовых домов.
Указанные просьбы, как правило, не подтверждаются фактическими
данными Госкомстата России о покупке жилья с использованием
государственных жилищных сертификатов по форме 1-ВЖ.
Учитывая изложенное и в целях обеспечения выполнения
федеральных программ по обеспечению жильем граждан, Госстрой
России рекомендует органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
рассмотреть вопросы оптимизации стоимости строительства жилых
домов, обратив особое внимание на снижение платежей и отчислений
на этапах, предшествующих строительству, уменьшению числа
посредников - поставщиков местных строительных материалов и
конструкций, более широкому применению местных строительных
материалов вместо привозных и импортных;
при формировании цен на первичном рынке исходить из интересов
государства, которое не может взять на себя обязательства по
обеспечению жильем граждан по экономически необоснованным ценам;
расширить номенклатуру строящегося жилья с учетом
потребительского спроса, от типового - для наименее обеспеченной,
до элитного - для состоятельной категории граждан, с одновременным
расширением географии строительства как внутри городов (спальные и
престижные районы), так и на территории самого региона (города
районного значения, поселки городского типа);
активизировать работу по проведению подрядных торгов по
объектам, предусмотренным программами жилищного строительства, в
т.ч. за счет средств местных бюджетов.
При решении конкретных вопросов по предоставлению жилья
гражданам, которым предусмотрено выделение за счет средств
федерального бюджета безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение
жилья, учитывать, что действующими нормативными актами
предусматривается возможность приобретения гражданами жилья на
всей территории региона, а не только в городах краевого и
областного значения, а также курортных и приморских городах.
С.И.КРУГЛИК
|