МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 июля 2000 г. N 74
О СОЗДАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ЗА МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ
МОРСКИХ И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ СУДОВ
В целях повышения безопасности мореплавания, выполнения
требований, вытекающих из Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974 года, поправок к этой Конвенции
1988 года, соответствующих рекомендаций Международной морской
организации, усиления государственного регулирования и контроля за
морским судоходством, в том числе в интересах обеспечения
безопасности морского судоходства в условиях, предусмотренных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября
1998 г. N 1286-50, а также повышения мобилизационной готовности на
объектах транспортного комплекса приказываю:
1. Создать глобальную автоматизированную систему мониторинга и
контроля за местоположением российских морских и смешанного
(река - море) плавания судов (далее - Система мониторинга) с
использованием технических средств морской подвижной спутниковой
системы связи "Инмарсат", глобальных спутниковых навигационных
систем "Глонасс", "Навстар" и других современных технологий.
2. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000 г.
Временное положение о глобальной автоматизированной системе
мониторинга и контроля за местоположением российских морских и
смешанного (река - море) плавания судов (далее - Временное
положение) (прилагается).
3. Поручить Государственному унитарному предприятию
"Морсвязьспутник" Министерства транспорта Российской Федерации
(далее - ГУП "Морсвязьспутник") (Богданов В.А.):
руководство и координацию работ по созданию Системы
мониторинга;
разработку нормативно - технических документов, необходимых
для функционирования Системы мониторинга, и представление
указанных документов на согласование и утверждение Службе морского
флота и Службе речного флота.
4. В составе Системы мониторинга предусмотреть:
Центр мониторинга для сбора и обработки информации о
местоположении российских морских и смешанного (река - море)
плавания судов (далее - Центр мониторинга);
участие российских морских и смешанного (река - море) плавания
судов (далее - суда), подлежащих оборудованию судовыми станциями
Инмарсат-С в соответствии с Приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 21 октября 1997 г. N 125 "О создании и
функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и
для обеспечения безопасности (ГМССБ)";
участие судов, совершающих рейсы за пределами морских районов
А1 ГМССБ или выходящих из портов более чем на 12 часов, при их
оснащении судовыми станциями Инмарсат-С.
5. ГУП "Морсвязьспутник" (Богданов В.А.), ГВЦ Минтранса России
(Семенов А.И.), ГУП ГЦССС (Розвадовский С.И.) организовать с
использованием своих ресурсов Центр мониторинга.
6. Установить, что:
передача информации о местоположении судов в Центр мониторинга
осуществляется в соответствии с порядком, определенным Временным
положением;
информация о местоположении судов Центром мониторинга
предоставляется судовладельцам и уполномоченным государственным
органам бесплатно.
7. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.) предусмотреть в
разрабатываемом проекте положения о лицензировании отдельных видов
деятельности на морском транспорте оснащение судов и их участие в
Системе мониторинга в качестве дополнительных лицензионных
требований и условий для следующих видов деятельности на морском
транспорте:
перевозки грузов морским транспортом;
перевозки пассажиров морским транспортом;
буксировка судов и иных плавучих объектов.
8. Морским администрациям портов, капитанам портов при
оформлении отхода из порта судна, подлежащего в соответствии с
пунктом 4 настоящего Приказа регистрации в Системе мониторинга,
проверять на основании данных, предоставляемых Центром
мониторинга, регистрацию судна в Системе мониторинга.
9. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.), Службе речного
флота (Смирнов Н.Г.) в срок до 21 августа 2000 г. создать в
установленном порядке комиссию по приемке в опытную эксплуатацию
Центра мониторинга (далее - Комиссия).
10. Комиссии провести испытания Центра мониторинга и
представить до 30 августа 2000 г. руководству Министерства
транспорта Российской Федерации акт ввода Центра мониторинга в
опытную эксплуатацию.
11. Департаменту безопасности мореплавания (Палехов С.В.)
довести до сведения судовладельцев и капитанов портов информацию о
принятии Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
12. Суда, оборудованные судовыми станциями Инмарсат-С,
подлежат регистрации в Центре мониторинга в месячный срок после
принятия Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
13. Ввести в опытную эксплуатацию Систему мониторинга с
1 сентября 2000 г.
14. ГУП "Морсвязьспутник" (Богданов В.А.) в срок до 1 января
2001 года представить предложения по дальнейшему развитию Системы
мониторинга, в том числе в интересах обеспечения безопасности
российского морского судоходства в условиях, предусмотренных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября
1998 г. N 1286-50.
15. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Службу морского флота (Матюшенко Н.И.).
Министр
С.О.ФРАНК
Утверждено
Приказом Минтранса России
от 17 июля 2000 г. N 74
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛОБАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА
И КОНТРОЛЯ ЗА МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ МОРСКИХ
И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ СУДОВ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение определяет основные
принципы построения и функционирования глобальной
автоматизированной системы мониторинга и контроля за
местоположением российских морских и смешанного (река - море)
плавания судов (далее - Система мониторинга).
1.2. Система мониторинга предназначена для наблюдения и
контроля за местоположением, другими параметрами российских
морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - суда) и
оперативного обеспечения этой информацией соответствующих
подразделений Министерства транспорта Российской Федерации
(Минтранс России), других федеральных органов исполнительной
власти, Государственной морской аварийной и спасательно -
координационной службы Российской Федерации (Госморспасслужба
России), а также судовладельцев и функционирует в непрерывном
круглосуточном режиме.
II. Состав Системы мониторинга
2.1. В обеспечении Системы мониторинга задействованы:
Служба морского флота Минтранса России;
Служба речного флота Минтранса России;
Государственное унитарное предприятие "Морсвязьспутник"
Министерства транспорта Российской Федерации (ГУП
"Морсвязьспутник");
Государственное унитарное предприятие Министерства транспорта
Российской Федерации "Главный центр связи и спутниковых систем"
(ГУП ГЦССС);
Государственное унитарное предприятие "Главный вычислительный
центр Министерства транспорта Российской Федерации" (ГВЦ);
Государственный морской спасательный координационный центр
Госморспасслужбы России (ГМСКЦ);
морские администрации портов, государственные бассейновые
управления водных путей и судоходства (далее - администрации
портов);
суда;
судовладельцы.
Для взаимодействия в рамках Системы мониторинга могут быть
также привлечены по согласованию с ними другие органы и
организации.
III. Цели создания Системы мониторинга
3.1. Основными целями создания Системы мониторинга являются:
совершенствование организации обеспечения безопасности
мореплавания;
повышение эффективности проведения поисково - спасательных
операций на море;
совершенствование организации информационного обеспечения в
целях предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций на море;
совершенствование организации оперативного управления и
контроля за безопасностью судоходства и мероприятий по обеспечению
мобилизационной готовности на объектах транспортного комплекса, в
том числе в особый период;
информационное обеспечение при проведении анализа нештатных и
аварийных ситуаций с судами;
предоставление информации о местонахождении судов
судовладельцам.
3.2. Координацию работ по созданию и функционированию Системы
мониторинга осуществляет ГУП "Морсвязьспутник".
IV. Функции Системы мониторинга
4.1. На Систему мониторинга возлагается осуществление
следующих основных функций:
обеспечение автоматической дискретной передачи или запроса и
последующей автоматической передачи с судна через каналы системы
ИНМАРСАТ-С данных о текущем местоположении судна в любое время, но
с интервалом, не превышающим 12 часов по состоянию на 00.00 и
12.00 московского времени, а также в режиме поллинга в ИНМАРСАТ-С;
обеспечение опроса судов через каналы системы ИНМАРСАТ-С в
полуавтоматическом режиме для сбора информации о местоположении и
других данных этих судов (стандартные сообщения об отходе,
прибытии, маршруте, отклонении от маршрута и т.п.) по распоряжению
уполномоченных государственных органов или судовладельцев;
обеспечение запроса и передачи с судов информации по опасным
грузам;
обеспечение вызова судна на связь;
обеспечение анализа местоположения судов и отображение этой
информации на электронной карте;
обеспечение управления информационными потоками различных
категорий срочности, распределения информации по сетям связи
(локальным, региональным, глобальным), абонентам электронной почты
и сети ИНТЕРНЕТ.
V. Технические средства Системы мониторинга
5.1. В рамках Системы мониторинга используются:
на судах - судовые станции ИНМАРСАТ-С со спутниковым
навигационным приемником;
в Центре мониторинга - автоматизированные рабочие места (АРМ)
операторов, специализированное аппаратное и программное
обеспечение (ПО) системы управления базами данных (СУБД),
локальной вычислительной сети (ЛВС), удаленного доступа;
электронно - картографической (ЭКС) и геоинформационной системы
(ГИС).
5.2. В качестве географической базы ЭКС и ГИС используются
электронные морские навигационные карты.
5.3. Разработка и поддержание ПО осуществляет ГУП
"Морсвязьспутник".
VI. Информационное взаимодействие
в Системе мониторинга
6.1. Информационное взаимодействие в Системе мониторинга
основывается на комплексном использовании действующих систем и
сетей связи и передачи данных.
6.2. Доведение информации до потребителей обеспечивается с
использованием каналов:
электронной почты (E-mail);
сети ИНТЕРНЕТ;
телефонной, модемной и факсимильной связи по телефонной сети
общего пользования (ТФОП) (факультативно).
6.3. Предусматриваются следующие основные способы доступа к
информационным ресурсам (базам данных) Системы мониторинга:
- непосредственный доступ до принципу "Клиент - Сервер" (по
расписанию или программе);
- непосредственный доступ по принципу "Клиент - Сервер" (по
запросу);
- через оператора Системы мониторинга (по запросу).
6.4. Средства информационного взаимодействия на местах и
подключение к Центру мониторинга обеспечивают сами потребители
услуг Системы мониторинга.
6.5. Определение состава и периодичности сбора и передачи
данных с судов должно определяться в Системе мониторинга с учетом:
географического района местонахождения судна;
общего состояния судна и ситуационной обстановки (штатный
режим эксплуатации, аварийное состояние, бедствие и т.п.);
требований Службы морского флота Минтранса России и Службы
речного флота Минтранса России;
мероприятий по контролю за регистрацией судов в Системе
мониторинга.
6.6. В условиях штатного функционирования Системы мониторинга
периодичность сбора и передачи данных о местоположении и других
параметрах с судов в Центр мониторинга составляет не реже 2 раз в
сутки.
6.7. Автоматическая дискретная передача или запрос и
последующая автоматическая передача с судна данных о его текущем
местоположении с установленным интервалом (не превышающим
12 часов) или в любое время в Системе мониторинга осуществляется
без участия судового оператора через каналы ИНМАРСАТ-С по
заданному расписанию или в режиме поллинга.
6.8. При необходимости уполномоченными государственными
органами и судовладельцами через систему ИНМАРСАТ-С может
осуществляться опрос судов в полуавтоматическом режиме
(местоположение, курс, скорость, сообщения об отходе, прибытии,
маршруте, отклонении от маршрута и т.п.).
6.9. Форматы сообщений, передаваемых через каналы ИНМАРСАТ-С с
судна в Центр мониторинга, соответствуют стандартным требованиям
системы ИНМАРСАТ-С.
6.10. Обеспечение информационного взаимодействия Центра
мониторинга и потребителей информации Системы мониторинга
осуществляется в круглосуточном режиме.
6.11. Доставка уполномоченным государственным органам и
судовладельцам информации о местоположении судов в привязке к
электронным картам обеспечивается средствами локальных, выделенных
сетей, сети ИНТЕРНЕТ, электронной почты.
6.12. По запросу уполномоченных государственных органов и
судовладельцев доставка информации о местоположении судов
обеспечивается по сетям телефонной, модемной и факсимильной связи
ТФОП.
6.13. Вопросы доступа к информационным ресурсам Системы
мониторинга (списки лиц, имеющих доступ к базам данных,
использование паролей и ключей, исключающих несанкционированное
обращение и использование баз данных Системы мониторинга,
аппаратные и программные средства криптографической защиты
информации в Системе мониторинга и т.п.) регулируются в
соответствии с законодательством Российской Федерации
организационно - техническими документами, применяемыми в Системе
мониторинга.
VII. Эксплуатация Системы мониторинга
7.1. В Системе мониторинга на судах обеспечивается исправное
техническое состояние и непрерывное функционирование технических
средств (судовые станции ИНМАРСАТ-С) во время рейса, начиная с
момента выхода судна из порта и до захода судна в порт.
7.2. Администрации портов обеспечивают проверку регистрации
судна в составе Системы мониторинга при оформлении отхода судна из
порта на основания информации, получаемой из Центра мониторинга.
7.3. Доступ Службы морского флота, Службы речного флота,
администраций портов в Систему мониторинга и к информационным
ресурсам (базам данных) осуществляется на приоритетной основе.
При возникновении аварийной ситуации или в особый период по
решению Службы морского флота, Службы речного флота может быть
установлен иной порядок передачи информации о местоположении судов
в Центр мониторинга.
7.5. Центр мониторинга обеспечивает:
прием от судовладельцев заявок на регистрацию судов и ведение
базы данных по судам;
прием и обработку информации о местоположении судов;
надежную, оперативную и достоверную передачу информации о
местоположении судов в привязке к электронным картам получателям в
установленные сроки;
согласованный порядок доступа уполномоченных государственных
органов и судовладельцев к информационным ресурсам Системы
мониторинга;
представление требуемой информации в различных видах (таблица,
текст, графический файл и т.п.);
выполнение требований защиты информации от
несанкционированного доступа.
7.6. Включение судна в Систему мониторинга осуществляется на
основании соответствующей заявки судовладельца (Приложение 1).
Приложение 1
ЗАЯВКА СУДОВЛАДЕЛЬЦА
НА ВКЛЮЧЕНИЕ СУДНА В СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА
---------------------------------------T-------------------------¬
¦1. Название судна ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦2. Номер НМО, ¦ ¦
¦регистровый номер ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦4. Тип судна ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦5. Радиопозывной сигнал судна ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦6. Судовладелец, ¦ ¦
¦- адрес, ¦ ¦
¦- телефон, ¦ ¦
¦- факс, ¦ ¦
¦- телекс, ¦ ¦
¦- E-mail ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦7. Тип ССС ИНМАРСАТ-С, ¦ ¦
¦идентификационный номер ЦИВ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦8. Гарантийные обязательства по оплате¦ ¦
¦услуг связи. ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦9. Подпись руководителя ¦ ¦
L--------------------------------------+--------------------------
|