ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2000 г. N ГКПИ 00-318
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Шведове Ю.А.,
с участием прокурора Белан М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе О. о признании недействительным абзаца 26 пп. "я 13" пункта
8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации
от 29 июня 1995 г. N 35 с последующими изменениями и дополнениями
"По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц" в части слов: "не установленном законодательством
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской
Федерации и решениями органов местного самоуправления",
установил:
О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый
абз. 26 пп. "я 13" пункта 8 Инструкции не соответствует
требованиям закона и без достаточных оснований ограничивает его
право на льготы по обложению подоходным налогом заемных денежных
средств, полученных на приобретение жилья.
В жалобе, в частности, указывает на то, что оспариваемое
положение Инструкции фактически изменяет и дополняет Закон
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц",
поскольку Госналогслужбой Российской Федерации при издании
названной Инструкции произведена подмена понятий "льготные условия
в соответствии с законодательством", как это указано в Законе, на
"льготные условия, установленные законодательством", чем
ограничивает, по его мнению, право граждан на получение
предусмотренной законом налоговой льготы и что не соответствует
требованиям ст. ст. 4 и 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полагает также, что в настоящее время законодательство
Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений
размера процентов по договорам займа (кредитным договорам), в
связи с чем любой действительный договор займа, предусматривающий
процентную ставку менее 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ
Российской Федерации в рублях или 10% в иностранной валюте,
соответствует законодательству Российской Федерации.
Считает, что при наличии сомнений, противоречий и неясности в
актах законодательства о налогах и сборах, как это имеет место в
данном случае, они должны толковаться в пользу налогоплательщика
(ст. 3 п. 7 Налогового кодекса Российской Федерации), чего не было
учтено налоговой службой при издании Инструкции.
В судебном заседании О. и его представитель Б. жалобу
поддержали, но при этом уточнили, что они фактически оспаривают не
25 абзац, как указано в жалобе, а абзац 26 пп. "я 13" пункта 8
Инструкции по приведенным в жалобе мотивам.
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам (правопреемника ГНС Российской Федерации) Короткова Л.А. и
Ковнер Р.А., Министерства юстиции Российской Федерации Щерба О.А.
с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без
удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт
Инструкции требованиям закона не противоречит, его не изменяет и
не дополняет, о чем утверждает заявитель, а лишь дает разъяснения
по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц". Полагают, что оснований для признания
недействительным оспариваемого пункта Инструкции в указанной выше
части не имеется.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя,
представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Белан М.Г., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать,
Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 6 пп. "я 13" пункта 1 ст. 3 Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" не
облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные
физическими лицами на льготных условиях на строительство
(приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с
законодательством Российской Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации и решениями органов местного
самоуправления.
Как установлено судом, в целях правильного применения
положений вышеприведенного Закона Государственной налоговой
службой Российской Федерации 29 июня 1995 г. была принята
Инструкция N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц", в подпункте "я 13" пункта 8
которой (абз. 25) приведено вышеуказанное положение Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", а в
абзаце 26 этого подпункта разъяснено, что с сумм заемных средств,
получаемых физическими лицами на льготных условиях на
строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в ином
порядке, не установленном законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации и решениями
органов местного самоуправления, производится исчисление
подлежащей налогообложению материальной выгоды.
По утверждению представителей Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам и Министерства юстиции Российской
Федерации, какой-либо неопределенности или неясности в налоговом
законодательстве Российской Федерации на этот счет не имеется.
Содержащееся в оспариваемом подпункте п. 8 Инструкции разъяснение
требованиям налогового законодательства Российской Федерации не
противоречит.
Данное утверждение представителей заинтересованных лиц
материалами дела не опровергнуто.
Более того, оно в полной мере подтверждается анализом
действующего на этот счет налогового законодательства Российской
Федерации.
В частности, в приведенной выше норме Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено
условие, при соблюдении которого физическое лицо имеет право не
включать в совокупный доход, полученный им в налогооблагаемый
период, доход в виде экономии на процентах (материальной выгоды)
при получении заемных средств от предприятий на льготных условиях.
Таким условием является то, что данные заемные средства должны
быть получены физическим лицом в соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Следовательно, льготные условия должны быть определены
(установлены) указанными выше правовыми актами, включающими и те
категории лиц, которые имеют законное право на льготы.
Из смысла абзаца шестого пп. "я 13" пункта 1 ст. 3 Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
следует, что при получении физическим лицом заемных средств на
льготных условиях не в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и
решениями органов местного самоуправления, т.е. в ином порядке, не
установленном названным законодательством, материальная выгода в
виде экономии на процентах подлежит обложению подоходным налогом в
соответствии с пп. "я 13" п. 1 ст. 3 этого же Закона.
Именно это положение нашло отражение в оспариваемом абзаце пп.
"я 13" п. 8 Инструкции, что в полной мере соответствует Закону
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и не
противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
При таких данных, по мнению суда, каких-либо правовых
оснований для признания оспариваемого положения Инструкции
недействительным не имеется.
Довод заявителя в жалобе о том, что, применив в Инструкции
словосочетание "льготные условия, установленные законодательством"
вместо сочетания, как указано в Законе, "льготные условия в
соответствии с законодательством", налоговая служба фактически
этим самым изменила и дополнила Закон "О подоходном налоге с
физических лиц", не может быть принят во внимание, поскольку он по
существу основан на ошибочном понимании заявителем примененных
терминов, которые в данном конкретном случае являются идентичными,
и каких-либо изменений или дополнений примененный в Инструкции
термин в указанный Закон не вносит и требований ст. ст. 4 и 6
Налогового кодекса Российской Федерации не нарушает.
В связи с этим не может суд согласиться и с утверждением
заявителя о том, что словосочетание "в соответствии с
законодательством", примененное в вышеназванном Законе,
подразумевает под собой в данном случае соответствие договора
займа законодательству Российской Федерации, поскольку вопросы
заключения договоров займа регулируются гражданским
законодательством Российской Федерации, а не налоговым. В Законе
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и в
Инструкции ГНС Российской Федерации речь идет о том, что налоговая
льгота предоставляется только в случае, если законодательством
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской
Федерации или решениями органов местного самоуправления
установлены льготные условия получения заемных средств, включая и
лиц, имеющих право на получение этой льготы, а не о соответствии
заключенного договора займа требованиям гражданского
законодательства, о чем ошибочно утверждает заявитель.
Учитывая, что какой-либо неопределенности или неясности в
применении Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц" в названной части фактически не имеется, у
Государственной налоговой службы Российской Федерации при издании
Инструкции не имелось оснований для применения п. 7 ст. 3
Налогового кодекса Российской Федерации, о чем без достаточных
оснований указывает заявитель в жалобе.
Другие доводы, на которые ссылались в суде заявитель и его
представитель, также не могут служить основанием к удовлетворению
заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
жалобу О. о признании недействительным абзаца 26 пп. "я 13"
пункта 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской
Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 с последующими изменениями и
дополнениями "По применению Закона Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц" в части слов: "не
установленном законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации и решениями
органов местного самоуправления" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
|